Защита авторских прав

Защита авторских прав

Защита авторских прав

Что такое авторские права

Авторское право — это область юриспруденции, которая регламентирует право автора и других правообладателей на результат интеллектуальной деятельности. Каждый, кто вложил время, средства и умственный труд в создание какого-либо произведения, является автором и имеет право защищать своё творение на основании законов.

Открытки

Даже ребёнок, создавший открытку своими руками, может считаться автором и требовать защиты авторских прав

Существует три понятия в авторском праве:

  • автор (физическое лицо, которое создало произведение);
  • субъект права;
  • объект права.

Субъектом (правообладателем) называется лицо, к которому перешло исключительное право на произведение.

К субъектам авторского права относятся:

  • различные предприятия, приобретающие исключительное право на использование произведения;
  • работодатели (если произведение создано служащим, работающим по найму, то право на него возникает у нанимателя);
  • заказчики, в случае создания произведения по договору заказа;
  • наследники автора или иного обладателя авторского права.

Юрий Клинских, известный под именем Юрий Хой, лидер группы «Сектор Газа», при жизни не регистрировал авторские права на своё творчество. Это принесло большие проблемы его родственникам. После смерти певца появилось множество «соавторов», желающих заработать на известном имени, хотя по закону авторские права на музыку и бренд должна была наследовать его жена.

Пластинка группы «Сектор газа»

Законные наследники Юрия Клинских лишились возможного дохода из-за того, что он не зарегистрировал авторские права на песни

Объекты авторского права:

  • литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
  • драматические и музыкально-драматические, сценарные произведения;
  • хореографические постановки и пантомимы;
  • музыка и песни;
  • аудиовизуальные работы (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и т. д.);
  • изобразительное искусство: живопись, скульптура, графика, дизайнерские работы, графические рассказы, комиксы и т. д.;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • объекты архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографии и их аналоги;
  • географические, геологические и иные карты, планы, эскизы и пластические работы, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • операционные системы на любом языке и в любой форме;
  • производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и т. д.);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Не могут являться объектами авторского права:

  • официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
  • государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т. д.);
  • произведения народного творчества;
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
  • короткие названия и лозунги.

Что охраняет авторское право?

Законодательство Российской Федерации в области охраны авторских прав предусматривает защиту прав создателей и правообладателей на произведения. Произведением признается результат творческой деятельности одного или нескольких лиц. Обязательным условием для охраны произведения является наличие у него признака оригинальности.

Объектами авторских прав (произведениями) являются:

  • Программы для ЭВМ
  • Сборники, базы данных и иные составные произведения
  • Литературные произведения
  • Сценарные произведения
  • Хореографические произведения и пантомимы
  • Музыкальные произведения с текстом и без текста
  • Аудиовизуальные произведения
  • Произведения изобразительного искусства, включая картины, скульптуры, объекты дизайна, графика, комиксы и т. д.
  • Произведения декоративно-прикладного им сценографического искусства
  • Произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства
  • Фотографические произведения
  • Географические, геологические и другие карты, планы, эскизы, пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам
  • Переводы, переработки и иные производные произведения

Обратите внимание, что авторское право не охраняет: идеи (без конкретной формы выражения), концепции, открытия, факты, принципы, методы, языки программирования, сюжеты произведений, процессы, правила игр, системы, способы, решения технических и организационных задач.

Также объектами авторского права не являются: официальные документы государственных органов, в том числе законы, судебные решения, официальные документы международных организаций и их переводы; государственные символы и знаки, включая флаги, гербы, ордена; произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер. Законодательство охраняет не только произведения в целом, но и его отдельные части. Например, если рассматривать литературное произведение, то правовую защиту также будут иметь его название, персонажи, если они явились результатом творческого труда автора.

Законы РФ и международные соглашения об авторских правах

Первый законодательный акт об авторских правах назывался Статутом королевы Анны, и он действовал на территории Британии с XVIII века. Парламентом выдавались документы о регистрации права всем, кто создавал наглядные материалы: книги, чертежи и карты. Причём действовало такое право 14 лет. Автор мог продлить его на тот же срок или продать. Приобретатель произведения получал пожизненное авторское право.

Старинная карта мира

Первый законы об авторских правах защищали авторов старинных карт и чертежей

В современности всё изменилось. В каждом государстве приняты законы о защите авторских прав, существуют и международные нормы.

Авторское право в России защищено:

  • Гражданским кодексом РФ;
  • Конституцией РФ;
  • Федеральным законом №5351–1 «Об авторском праве и смежных правах»;
  • Федеральным законом №35 «О внесении изменений в Гражданский кодекс и иные законодательные акты по вопросам регулирования интеллектуальной собственности»;
  • Всемирной конвенцией об авторском праве;
  • Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений;
  • Договором ВОИС по авторскому праву;
  • Соглашением ТРИПС (международное авторское право);
  • Конвенцией об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм;
  • Директивой ЕС от 22.05.2001г. №2001/29/ЕС. «О гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе».

Регистрация авторского права

При создании произведения автор или заказчик приобретает на него исключительное право автоматически. Именно поэтому законодательство Российской Федерации не обязывает дополнительно фиксировать принадлежность произведения за собой.

Для усиления правовой защиты произведения специалисты нашего Патентного Бюро рекомендуют пройти регистрацию объекта в Российском Авторском Обществе. В случае возникновения правонарушения данная регистрация позволит обеспечить доказательство законности обладания исключительными правами.

Общие положения о защите интеллектуальных прав

Ст. 44 Конституции РФ гарантирует право и свободу научного, литературного, технического и иного творчества. При этом имущественные и неимущественные права на результаты такого творчества (объекты интеллектуальной собственности) охраняются ГК РФ.

Охране, согласно ст. 1225 ГК РФ, подлежат:

  • авторские и смежные права на результаты интеллектуальной деятельности;
  • патентные права на изобретения, промышленные образцы;
  • права на селекционные достижения, секреты производства;
  • права на средства индивидуализации (товарные знаки, фирменные наименования и т. д.).

Однако степень защиты перечисленных объектов неодинакова. Например, патентные права, права на селекционные достижения и средства индивидуализации, согласно ст. 1354, 1414, 1480 ГК РФ, подлежат обязательной госрегистрации, что само по себе является надежным способом их защиты. Авторские же и смежные права такой защиты лишены и, следовательно, наиболее уязвимы.

При этом необходимость защиты интеллектуальной собственности в Интернете вызывает существенный общественный резонанс, в связи с массовыми случаями незаконного копирования, распространения, изменения, создания подделок опубликованных и не опубликованных в Интернете произведений.

Способы защиты авторских прав

Их всего четыре.
Первый – вы никак не защищаете свои авторские права. Цена способа – бесплатно.
Достоинства – вы, несмотря ни на что, все равно защищены Законом об авторских правах и при этом не платите ни копейки.
Недостатки – непонятно, каким образом вы сможете попасть под действие Закона, призванного вас защищать, если не в состоянии доказать свое авторство. Тут замкнутый круг: регистрация литературных произведений у нас обязательной не является, но в то же время именно зарегистрированная надлежащим образом рукопись считается наиболее веским доказательством авторства в суде. Я специально консультировался по этому вопросу с юристом, причем таким, который специализируется именно на защите авторских прав, и раньше работал с издательствами, пока не перешел на вольные хлеба. Да, в суде принимаются во внимание свидетельские показания людей, вашу рукопись читавших, наличие черновиков самой рукописи, но приоритетным доказательством является документ, фиксирующий дату создания произведения. Таковым же может быть лишь заверенный нотариусом экземпляр романа (рассказа, повести) отпечатанный на бумаге.
Второй способ – защита своих авторских прав с помощью существующих специальных структур, самым известным из которых является Российское авторское общество. Его услуги самые дорогие. РАО берет много, но, тем не менее, с литературой связывается неохотно. Судя по всему, такого рода регистрациями у них занимается только московское отделение. В две тысячи десятом году я ради интереса звонил в новосибирский офис – там не могли вспомнить ни одного случая, могущего служить прецедентом регистрации у них литературного произведения, и посоветовали обратиться в Москву.
А вообще регистрация романа средних размеров, в зависимости от организации, в которую вы обратились, обойдется вам от двух с половиной до четырех с половиной тысяч рублей (цена действительна на январь 2012 года). В зависимости от стоимости варьируется и пакет услуг. Полный включает:
1. Регистрация рукописи организацией, взявшей это нелегкое дело на себя, после чего один из ее экземпляров навечно помещается в библиотеку, например – в Ленинку.
2. Публичная оферта. Проводится преимущественно через московские и питерские творческие союзы, поскольку сами организации, занимающиеся защитой авторских прав, в большинстве случаев базируются именно там.
3. Выдача авторского свидетельства. После тщательного исследования ценности этого документа и бесед с несколькими юристами и нотариусами, я так и не уяснил себе необходимости его получения. В качестве туалетной бумаги не годится – слишком жесткая штука. Только и остается, что повесить на стену в рамке.
4. Выдача лично вам заверенного экземпляра рукописи. Стоящая вещь для немедленного предоставления в суд по месту жительства в случае конфликта, и для прочих разборок местного характера (а также определенная гарантия сохранности рукописи на случай, если сгорит Ленинка), но эту услугу зачастую предоставляют только за отдельную плату.
Достоинства способа – ваши авторские права по завершении всех действий защищены на сто процентов, и даже полный параноик может спать совершенно спокойно.
Недостатки – потеря времени. Обычный срок регистрации – месяц, плюс пересылка рукописи в Москву, если живете в провинции, и пересылка из Москвы обратно заверенных экземпляров, свидетельств и т.д. Для людей с низким уровнем доходов немаловажную роль играет также и финансовый вопрос. Например – регистрация в РАО романа в двадцать авторских листов – 4,5 тыс. рублей. Прибавляем почтовые расходы. Получаем…
Третий способ – кустарное фиксирование даты создания рукописи. По неизвестным здравомыслящим людям причинам, до сих пор пользуется популярностью. Суть способа – вы отправляете собственную рукопись самому себе заказным письмом или бандеролью, после чего храните полученный конверт или пакет не вскрывая. При возникновении конфликта предоставляете их в суд. Цена способа – только почтовые расходы.
Достоинства – недорого, и даже может помочь, если в суде вам будет противостоять дядя Вася из соседнего подъезда.
Недостатки – если же вашим противником окажется человек, способный обеспечить себе солидную юридическую поддержку, или крупное издательство, то даже не надейтесь, что фокус с «письмом счастья» у вас пролезет. Слишком уж легко подделываются почтовые штемпели. Еще они стираются от долгого хранения с перекладываниями, целостность упаковки нарушается, квитанции теряются и т.д. Впрочем, многое будет зависеть от судьи, слушающего дело, и той суммы, которую вы готовы заплатить собственному адвокату.
Четвертый способ – самый, на мой взгляд, быстрый, дешевый и надежный одновременно. Вы без посредников регистрируете свою рукопись у нотариуса, с последующим получением одного из заверенных экземпляров. Второй экземпляр остается у нотариуса, после чего к нему не имеет доступ уже никто, даже вы. Он может быть выдан лишь по требованию суда судебному приставу. Это происходит в случае утери вашего экземпляра. В случае же его сохранности вы просто предоставляете в суд свой экземпляр. Цена способа – тысяча рублей на сентябрь 2012 года. Понятно, что расценки могут очень сильно колебаться в зависимости от города, в котором вы живете. Они также могут вырасти после нескольких ваших визитов к одному и тому же нотариусу. Юристы – они тоже люди, и если один из них регулярно видит в своем кабинете странного лоха, согласного платить по тысяче рублей за регистрацию его писанины, то почему бы ему не поднять планку до полутора тысяч? Доказать, что вы не лох, очень просто – идете к другому нотариусу, который вас еще не знает.
Достоинства – оформление в течение часа, если запишетесь к нотариусу заранее. Ничего никуда не нужно посылать, поскольку нотариусы есть везде. Нет опасности, что организация, занимающаяся где-то в Москве защитой авторских прав, просто возьмет с вас деньги, выбросив вашу рукопись в мусорку, особенно если адрес фирмы вы нашли в Интернете. (Напоминаю – заверенные экземпляры в рамках обычного пакета услуг высылаются не всегда, а относительно авторских свидетельств – я уже сказал, на что они годятся. Если уж вы живете в провинции, а обращаетесь в Москву, выбирайте те организации, что существуют давно и успели зарекомендовать себя чем-то более существенным, чем создание собственного сайта. Москвичам московскую фирму проверить на вшивость, конечно, гораздо проще.)
Недостатки – тысячу рублей (или больше) все же придется отдать. Нотариусов, работающих бесплатно, я не встречал. Не все из них соглашаются регистрировать литературные произведения. Возможно, придется обзвонить трех – четырех, или даже целый десяток. Нотариус не оказывает никаких дополнительных услуг, предлагаемых специализированными организациями. Он лишь фиксирует дату, когда произведение было ему предоставлено. Заметьте: не ваше авторство – он вас не знает – а лишь дату предоставления ему рукописи. Но именно это и является наиболее веским доказательством в суде, поскольку считается, что раньше всего произведение находится в руках у его автора. А уж публичной офертой и прочим вам придется заниматься самостоятельно, предварительно обдумав, а нужно ли вам это. К защите собственно авторских прав на ваше произведение, оферта и размещение рукописи в библиотеках прибавить смогут мало что.
Как принять правильное решение? Нет ничего проще. Идем в «Википедию» и находим там статью «Оферта». Если по ее прочтении у вас возникнет горячее желание немедленно заняться тем, о чем там сказано, что ж, дерзайте. В противном случае можете смело отложить этот вопрос.
Разместить свою рукопись в библиотеке вы можете так: обращаетесь в ближайшую к вам библиотеку, в отдел формирования фондов, и спрашиваете, согласны ли они принять на хранение один или несколько экземпляров рукописи. С удаленными от вас хранилищами придется вступить в переписку. Как правило, библиотеки, даже крупнейшие, соглашаются, при условии, что рукопись аккуратно переплетена – например, лично вами, или отпечатана в мини-типографии в виде брошюры, и не содержит призывов к розни, рекламы веществ, пропаганды суицида и другой информации, запрещенной законодательством РФ. Удостоверить же библиотеку в том, что нет, не содержит, как раз и может любой заслуживающий уважения творческий союз. Наверняка один такой или несколько есть в вашем собственном городе или рядом, в областном центре.
Можно защитить свои права, принимая кардинальные меры, например, через суд. Но лучше попытаться себя обезопасить. Для этого нужно соблюдать простые правила.

Способ профилактики «пиратства» зависит от объекта авторского права. Например, если речь идёт о произведении, размещённом в интернете, можно просто заявить о своём авторстве. Под публикациями нужно ставить значок © copyright, фамилию и имя, а также дату создания произведения. Если текст будет скопирован, первая публикация станет подтверждением вашего авторства.

Когда речь идёт об авторских правах на фотографии или картины, подпись ставят на самом изображении.

Девушка на шезлонге

В правом нижнем углу размещена авторская подпись как способ защиты авторских прав

Даже если произведение не используется в интернете, можно заявлять об авторстве через подпись.

Американская художница Маргарет Д. Х. Кин до замужества с Дэном Макгуаэром состояла в отношениях с человеком, который шантажом и угрозами заставлял её писать картины. Позже эти произведения он продавал, выдавая за свои. Маргарет смогла разоблачить мошенника и привлечь к суду. Одним из веских доказательств в её пользу стали подписи на картинах. Мошенник плохо разбирался в живописи и накладывал акварель на слой гуаши. Под верхними слоями краски нашлись оригинальные авторские подписи.

Музыку и видео, добавляемые в интернет, можно защитить, воспользовавшись услугами специализированных ресурсов. Например, видеохостинг Youtube заключает с авторами соглашение, которое может защитить от копирования. Любой материал, размещённый в интернете, отслеживается через поиск на других сайтах. При обнаружении пиратства можно написать сообщение администратору хостинга, и он должен будет удалить копию.

Внесудебные механизмы защиты

Если автор произведения столкнулся с откровенным нарушением своих прав на произведение его творчества, первое, что рекомендуют эксперты – прямое обращение к нарушителю с целью досудебного урегулирования ситуации. Подобное обращение должно быть обязательно оформлено в письменной форме и направлено нарушителю заказным письмом. Данная форма взаимодействия сторон называется претензионной. Подобное письмо должно содержать подробное описание сложившейся ситуации, перечень конкретных требований к нарушителю, а также по возможности копии документов, подтверждающих регистрацию или депонирование авторского права на то произведение, которое было использовано злоумышленником с целью получения прибыли.

Главная задача такого письменного требования – уведомление нарушителя о том, что автор в курсе незаконного использования его интеллектуальной собственности, и он готов отстаивать свои интересы, в том числе и более радикальными методами. Данная форма урегулирования конфликта часто позволяет добиться компенсации от нарушителей, избежав при этом длительных судебных разбирательств. Это объясняется тем, что многие лица, нарушающие законы о неприкосновенности авторского права, столкнувшись с решительным настроем правообладателя, испытывают страх перед возможной ответственностью, в том числе и уголовной, и стремятся любым путем избежать суда.

Однако важно понимать, что досудебная форма урегулирования конфликта редко бывает эффективна в отношении массового нарушения авторских прав, незаконного выпуска материальных носителей и тем более распространении произведения в сети интернет и других общедоступных источниках. Но решить локальные вопросы (исполнение песни без согласия автора, использование названия запатентованного произведения и т.д.) подобным образом вполне возможно.

Судебный механизм

Защита авторских прав (фото)

Если досудебные методы решения конфликтной ситуации не дают результата либо кажутся правообладателю нецелесообразными, ему следует подать исковое заявление в суд. С этой целью необходимо правильно составить иск, который должен содержать данные об истце и ответчике, требования и описание ситуации, а также пакет документов, доказывающий, что исключительное право на конкретное произведение принадлежит именно истцу. Лучше всего доверить составление искового заявления опытному юристу, который составит иск таким образом, чтобы суд принял решение о рассмотрении данного дела.

Пакет документов в каждой конкретной ситуации индивидуален, истец предоставляет все, что по его мнению может подтвердить его авторство. Например, доказательствами могут являться:

  • Свидетельство о регистрации авторского права (если таковое имеется). Образец свидетельства.
  • Нотариально заверенные копии документов (публикаций или страниц сайта), подтверждающих факт существования произведения, его обнародования
  • Источники (черновики) или иные документы, подтверждающие создание произведения
  • Результаты независимой экспертизы
  • Видео-, фотоотчеты об обнародовании или создании произведения и т.д.

Рассмотрение искового заявления обычно занимает не больше месяца, после чего все стороны конфликта должны явиться в суд. В ходе судебного заседания суд заслушает все мнения и рассмотрит весь перечень доказательств. Если в суде будет установлен факт нарушения авторских прав, к ответчику могут быть применены три формы ответственности за правонарушение:

  1. Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав. Данный вид ответственности применяется к нарушителям авторских прав чаще всего в соответствии со статьей 1252 Гражданского Кодекса «Защита исключительных прав». При этом, какую меру наказания потребовать за подобные противоправные действия выбирает именно истец, в то время как окончательное решение всегда остается за судьей. Здесь автор произведения, столкнувшийся с нарушением своих прав, может рассчитывать на компенсацию убытков, причиненных ответчиком или ответчиками, на изъятие материального носителя и на публикацию решения суда о признании действий ответчика незаконными. Кроме того, нередко суд накладывает арест на носители и оборудование для их производства, а также может быть принято решение о конфискации и уничтожении всех носителей, являющихся контрафактом. Отдельно следует упомянуть, что если в ходе судебного заседания будет доказано, что правонарушение было совершено не физическим лицом, а юридическим, такая компания может быть полностью ликвидирована.
  2. Административная ответственность за нарушение авторских прав. В случае когда нарушитель производит продажу, передачу в аренду, ввоз или вывоз их страны контрафактной продукции, нарушающей авторское право, к нему могут быть приняты меры в соответствии со статьей 7.12. «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» Кодекса об административных правонарушениях. В этом случае ответчику будет назначен штраф, сумма которого зависит не только от объема и тяжести правонарушения, но и от того физическое или юридическое лицо выступило правонарушителем.
  3. Уголовная ответственность за нарушение авторских прав. Если в суде будет доказано, что нарушение исключительных прав автора на его интеллектуальную собственность были отягощены определёнными обстоятельствами, нарушителю может грозить не только внушительный штраф, но и лишение свободы сроком от 2 до 6 лет. Чтобы дело приобрело особенно серьезный поворот, необходимо чтобы преступление было совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в особо крупном размере либо одним из участников преступления был сотрудник правоохранительных органов.

Важно понимать, что отсутствие знаний о том, что ответчик нарушал чье-то авторское право, не освобождает его от ответственности, однако может несколько смягчить наказание. Так, в случае незнания правонарушителя о совершении преступления, к нему не может быть применена административная, и уж тем более уголовная ответственность. Однако определяющим фактором при определении формы наказания для правонарушителя будет считаться наличие или отсутствие цели на получение прибыли, связанной с реализацией или хранением контрафактной продукции.

Кто имеет право на произведение?

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности изначально получает автор произведения, если данный результат создан не на основании договора авторского заказа или трудового договора. Однако данное право может быть передано иному лицу.

Авторами произведения признаются только граждане, создавшие данное произведение благодаря своему творческому труду.

Если произведение — результат труда нескольких человек, все его создатели могут выступить соавторами. Помните, что обязательным условием является наличие совместной творческой деятельности.

Не признаются соавторами лица, которые оказали только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие при создании произведения, а также граждане, осуществляющие контроль за выполнением работ по созданию произведения. Также не попадает под определение соавторства ситуация, когда одно произведение создается на основе другого.

На практике часто возникают вопросы, касающиеся последствия участия в качестве соавторов в произведениях. В том числе вопросы касаются объема прав на сами произведения и распоряжение правами на них, а также определения объема материального вознаграждения.

Соглашение между соавторами поможет регламентировать права и обязанности, а также снизит вероятность возникновения споров.

Для того чтобы между соавторами не возникало споров, специалисты, представляющие наше Патентное Бюро, помогут определить порядок реализации права на произведение в специальном соглашении. Патентные поверенные и юристы проведут подробную консультацию по вопросу урегулирования отношений, а также подготовят проект соглашения, которое бы максимально учитывало интересы заказчика.

Проблема защиты интеллектуальной собственности в Интернете

В настоящее время защита интеллектуальной собственности в Интернете, одна из самых актуальных тем. Любое произведение, в том числе музыкальное, рассказ, размещенное в Интернете, может быть без труда украдено и незаконно размножено.

Понятие интеллектуальной собственности и проблемы в данной среде неоднократно изучались многими специалистами и исследователями. По настоящий момент некоторые вопросы остаются открытыми, соответственно отсутствуют механизмы их решения. В числе самых проблематичных моментов, является разработка механизмов защиты прав интеллектуальной собственности в Интернет сетях.

Постановка целей и задач: Целью иследования в данной статье является ознакомление с обьектами интеллектуальной собственности и предоставление анализа проблем её защиты. –задачами исследования в статье является ознакомление с понятием интеллектуальной собственности, ознакомление с понятием авторские права, анализ проблем защиты интеллектуальной собственности, изучение меры защиты интеллектуальной собственности в сети Интернет.

Изложение основного материала:

Термин «интеллектуальная собственность» в широком понимании подразумевает закреплённое законом временное исключительное право, личные неимущественные права авторов на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Под интеллектуальной собственностью понимается категория собственности, которая включает в себе неосязаемые творения человеческого интеллекта (интеллектуальная деятельность), которые подвергаются правовой охране в соответствии с законодательством РФ.

В информационном обществе результаты интеллектуальной деятельности имеют большое значение, к их числу относятся:

  1. коммерческие продукты;

  2. изобретения;

  3. товарные знаки и знаки обслуживания;

  4. базы данных;

  5. программы для ЭВМ;

  6. ноу-хау (секреты производства);

  7. топологии интегральных микросхем;

8. полезные модели и др.
Интеллектуальная собственность защищена патентами, товарными знаками, авторскими правами ,что позволяет людям добиваться признания или извлекать финансовую выгоду из того, что они изобрели или создали.

В современном мире важным событием в развитии интеллектуальной собственности является появление Интернета.

Интернет не имеет прямого отношение к интеллектуальной собственности, но,

безусловно, ставит её систему в совершенно новые условия.

Интернет – имеет глобальное понятие в социально-правовом смысле. Интернет, в той или иной степени, затрагивает разные сферы жизнедеятельности современного человека, такие как гражданско-правовые отношения.

С появлением объектов интеллектуальной собственности в Интернете у их создателей и правообладателей возникли новые проблемы. С одной стороны, информационные технологии обеспечили конечным потребителям получение интеллектуального продукта по себестоимости. Таким образом получилась своеобразная демократизация рынка интеллектуальной собственности, и объектов авторского права.

Объекты интеллектуальной собственности полностью перечислены в статье 1225 Гражданского кодекса. Если какой-то результат интеллектуальной деятельности не был перечислен в статье 1225 ГК РФ, то он не является интеллектуальной собственностью и интеллектуальные права на него не появляются. Таким образом, любое лицо может правомерно использовать его без чьего-либо разрешения.

Все объекты интеллектуальной собственности могут быть разделены на несколько групп. Зачастую эти группы называют институтами права интеллектуальной собственности. К ним относятся:

  • Авторское право

  • Права, смежные с авторскими

  • Патентное право

Авторское право – совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием произведений литературы, науки или искусства.

Авторское право — в объективном смысле — под отрасль гражданского права, регулирующая правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам. Понятие копирайт означает в узком смысле право делать копии.

Так как, авторские права не требуют государственной регистрации, то, для того, чтобы они были признаны за определенным человеком, достаточно просто заявить о себе как о создателе произведения. Поэтому на сегодняшний день нарастают нарушение авторских прав, чем обеспокоены сами создатели интеллектуальной собственности.

Нормы об авторских правах распространяются и на Интернет. Отсутствие ограничений или специальных оговорок о том, что в Интернете нормы авторского права действуют как-то по другому. В рамках закона нет разницы – опубликована фотография (авторская работа) в журнале или на web-сайте.

Размещая свои работы в Интернете, авторы сохраняют на них все права. Люди выставляют в Интернете свои фотографии или статьи для того, чтобы другие пользователи могли ознакомиться с ними, а не для того, чтобы они могли делать с ними все, что угодно. Автору принадлежит эксклюзивное право решать, как его работа будет использована. Если автор не указал, что разрешает свободно использовать свою работу, в таком случае считается, что такого разрешения нет, и работу копировать нельзя. В противном случае нарушается право автора на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений ст. 1266 ГК РФ.

Понятие об охране авторских прав запрещает вторичное использование информации – то, ради чего и служит Интернет и компьютер . Раньше только издатели могли, перепечатывая книги, копировать информацию. Сегодня такая возможность доступна всем. Однако основы международной политики в области защиты интеллектуальной собственности учат, что так поступать нельзя.

Институт авторского права является на сегодняшний день, самый важный правовой образователь в области защиты результатов научной деятельности. Однако мы пониманием, что авторское право применимо не только к академичным бумагам, опубликованным традиционным путем. Любые труды, опубликованные в сети Интернет, должны защищаться законом об авторском праве.

Проблема не в том, что в Интернете невозможно обеспечить правовую защиту авторских прав из-за отсутствия ограничений в копировании, а в том, что никто не пытается пресечь нарушение имеющимися в нашем распоряжении законодательными средствами.

Способность Интернета предоставлять полезную информацию и за несколько минуты передавать ее в любую точку планеты, все больше увеличивает число пользователей. Возрастает и количество правонарушений, совершаемых в Интернете. В первую очередь это обусловлено несовершенством законодательства в области правового регулирования авторских прав в Интернете. Существующая нормативно-правовая база защиты авторских прав напраывлена на условия реального, а не виртуального пространства.

Интернет в силу своей глобальности и интернациональности фактически не имеет и не знает государственных границ. Если в реальной жизни одно государство от другого отделяют границы, то в Интернете их нет — он доступен для каждого. В Интернете нет таможенных зон, для него не нужны визы. Фактически, Интернет — это единственное место, где все пользователи равны независимо от их социального или имущественного положения, от цвета кожи и расовой принадлежности. Тем не менее, история знает случаи, когда предпринимались попытки законодательно регулировать работу Интернета (например, в США), но они закончились безрезультатно. Сейчас уже очевидно, что законодательно регулировать работу Интернета на национальном уровне практически невозможно.

Нарушение авторских прав – это противоправные манипуляции, которые направлены на использование творческой, научной, интеллектуальной или художественной работы без согласия автора или иного обладателя прав на произведение, а также несоблюдение положений договоров об использовании творческих трудов.

Обычно авторские права не соблюдаются при копировании творческих работ, например в интернете, и последующем тиражировании незаконных копий, а также при присвоении авторства (плагиате) на творческие труды.

На примере видно, что незаконное копирование и распространение нарушают имущественные права владельца произведения, а плагиат посягает на личное право автора. Распространены случаи копирования текстов и выдачи их в сети за собственные.

В случае нарушения авторского права законодатель дает возможность владельцу право защититься. Следствием защиты должно стать:

  • признание права;

  • прекращение правонарушающих действий;

  • возврат к состоянию, существовавшему до нарушения права;

  • компенсация морального и материального вреда;

  • обнародование решения суда с указанием на существовавшее нарушение и действительного правообладателя.

Правонарушителя может ожидать:

  • наказание, предусмотренное гражданским правом;

  • административное взыскание;

  • уголовная кара.

Конкретное наказание определяет суд, руководствуясь Гражданским, Административным и Уголовным кодексами, а также Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 19.06.2006 № 15 в разделах, не противоречащих ч. 4 ГК РФ.

Актуальный вопрос для России – ответственность Интернет-сервис провайдеров за нарушения авторских прав.

Любое лицо, осуществляющее автоматическое переходное и временное хранение информации, единственной целью которого является эффективная передача данных заказчикам услуг, не несет ни гражданско-правовой, ни уголовно-правовой ответственности за хранение такой информации, при условии если Интернет-провайдер:

  1. не изменяет содержание информации, соблюдает правила по осуществлению доступа к информации и правила по обновлению информации, не препятствует нормальному и законному использованию технологий по получению информации;

  2. принимает своевременные меры по удалению хранимой информации, или закрытию доступа к ней при обнаружении незаконности содержания информации. Интернет-провайдеру становится известно в связи с тем, что информация была удалена у источника передачи данных, или доступ к ней был закрыт, или если судом было принято решение о закрытии доступа к информации или ее удалении.

Одной из самых главных проблем защиты авторских прав является отсутствие легальной процедуры, признанной всеми субъектами права, обеспечивающей возможность зафиксировать факт размещения электронных документов с авторскими материалами, время их размещения и другие реквизиты, а также обеспечивающей целостность таких документов и защиту от несанкционированного изменения, что позволило бы проводить аутентификацию и идентификацию таких документов и решило бы проблему обеспечения доказательств в защиту авторских прав в сети Интернет.

Способы подтверждения авторских прав на текстовое содержание (контент) сайта могут быть следующими:

Получение Свидетельства о регистрации авторского права через Роспатент, но только по желанию правообладателя.

Депонирование экземпляра текста в специальный депозитарий либо в независимый депозитарий. При этом выдаётся свидетельство о депонировании рукописи. При этом, если проводить данную процедуру до публикации текста на сайте, исключается возможность его быстрого несанкционированного копирования. При депонировании текста в независимом депозитарии, как правило, процедура проводится быстро (1-2 рабочих дня), заявки и тексты на депонирование принимаются онлайн, нет необходимости личного присутствия автора при депонировании и производстве нотариального подтверждения, надлежащая доказательственная сила обеспечивается проведением нотариального заверения депонируемых материалов, к примеру, в России такую деятельность осуществляет Российское Авторское Общество

Проведение нотариусом осмотра текста опубликованного в сети Интернет с составление соответствующего протокола осмотра доказательств. Данная процедура не занимает большого количества времени, обеспечивает достаточную доказательную силу и позволяет фиксировать место размещения текста. Но при этом, такую процедуру осуществляют не все нотариусы, и она является достаточно дорогостоящей. Кроме того, текст уже должен быть размещен в сети, а следовательно, есть вероятность его копирования до проведения процедуры осмотра.

Отправка произведения почтой – обеспечивает наименьшую стоимость процедуры и её наибольшую простоту: текст почтой отправляют самому себе, ценным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Но при этом высока вероятность утраты почтового отправления, а кроме того, данный способ имеет малую доказательственную силу.

Публикация в печатных СМИ – не исключает несанкционированное копирование, но в тоже время является традиционным и наиболее безотказным способом утверждения авторского права.

Защита интеллектуальной собственности в сети Интернет может делиться на ряд направлений, соответствующих некоторым объектам, охраняемым авторским правом:

  • защита прав на текстовое содержание (контент) сайта – как объект авторского права на литературное произведение;

  • защита прав на графические элементы (дизайн сайта) – как объект авторского права на графическое произведение;

  • защита прав на доменное имя – как объект права на торговую марку или фирменное наименование;

  • защита прав на сайт как на программное обеспечение – как объект авторского права на программу для ЭВМ.

Проблема защиты прав интеллектуальной собственности в сети Интернет и противодействие таким деяниям носит комплексный характер, что обусловлено следующими причинами:

  1. Правонарушения происходят не только в сети Интернет, но и других информационно-телекоммуникационных сетях, к которым, в частности, относятся сети подвижной радиотелефонной связи.

  2. С использованием таких сетей совершаются самые различные правонарушения:

  • плагиат;

  • незаконная торговля объектами прав интеллектуальной собственности;

  • торговля контрафактной продукцией через Интернет-магазины.

  1. Объектами правонарушений являются самые различные объекты прав интеллектуальной собственности.

  2. Правонарушения носят транснациональный характер.

  3. Рассматриваемые правонарушения зачастую сопровождаются другими опасными деяниями: распространение вредоносных программ, нарушение правил обработки персональных данных, распространение спама и других.

Технические меры защиты на сегодняшний день на практике применяются различные механизмы защиты интеллектуального права в глобальной сети Интернет. Аудиовизуальные произведения наиболее просто защитить при помощи такого средства, как «водяной знак»— элемент в графическом цифровом файле, который используется для идентификации владельца авторских прав. Водяной знак содержит в себе краткую информацию об авторе данного произведения, которая вдобавок появляется при воспроизведении данного объекта, и препятствует какому-либо изменению в данном произведении.

Так же водяной знак можно ставить на фотографии и прочие объекты интеллектуальной собственности.

Существуют такие медиакомпании, которые сами создают источники в сети Интернет с целью распространения своей продукции, как на коммерческой основе, так и бесплатно. Такой подход также является способом защиты интеллектуальных прав во Всемирной сети.

К техническим средствам защиты авторского права относятся средства:

1) увеличивающие накладные расходы при копировании;

2) контролирующие распространение копий (например, шесть географических зон DVD-дисков);

3) средства, защищающие от несанкционированного доступа.

Заключение: Интеллектуальная собственность в современном мире является очень важным и очень серьезным объектом изучения. В особенности это важно в условиях глобализации мировой экономики.

В связи с развитием коммуникаций и вступлением в век информации, разработка мер по защите прав интеллектуальной собственности является очень важным фактором. С развитием сети Интернет появляется много возможностей, не выходя из дома, приобретать музыку, фильмы, книги и т. п. Имеет место несовершенство законодательства, а также технологии защиты, огромное количество информации (в особенности мультимедийной) становится легко доступной, как пример: колоссальное количество сайтов, на которых можно бесплатно скачать музыку, фильм, книгу.

Проблемы интеллектуальной собственности необходимо решать путем нововведений: разработка методов защиты от взлома баз данных и прочее.

Бороться с пиратством необходимо не только технически, но и законодательно

Ведь развитие современной техники предоставляет человеку со смекалкой массу возможностей не только совершить преступление против интеллектуальной собственности, но и остаться безнаказанным.

Полноценная реализация коммерческого потенциала и государственного регулирования Интернета возможна только при наличии высококвалифицированных специалистов-юристов, знающих как правовую, так и техническую стороны Интернета, готовых заниматься совершенствованием отечественного законодательства в указанной сфере и достойно представлять интересы России на международном уровне. Однако сегодня Россия не имеет учебной базы подготовки подобных специалистов. Между тем очевидно, что большое количество высококвалифицированных юристов в этой сфере потребуется стране в самые ближайшие годы. Подобных специалистов ей необходимо готовить уже сейчас, не откладывая решение вопроса на завтра.

Источники

  • https://ozakone.com/grazhdanskoe-pravo/zashhita-avtorskih-prav.html
  • https://legal-support.ru/services/spory/zashhita-prav-avtorov-proizvedenii/
  • https://nsovetnik.ru/avtorskie_prava/mehanizmy-zashity-intellektualnoj-sobstvennosti-v-internete/
  • https://yurcentr.com/zashchita-avtorskih-i-smezhnyh-prav/
  • https://infourok.ru/statya-na-temu-problemy-zashity-intellektualnoj-sobstvennosti-v-seti-internet-4072208.html

Это интересно