В чем состоит опасность политического экстремизма в России: основы, виды, примеры, причины и ответственность?

В чем состоит опасность политического экстремизма в России: основы, виды, примеры, причины и ответственность?

В чем состоит опасность политического экстремизма в России: основы, виды, примеры, причины и ответственность?

Проблема определения понятия

В разных странах и в разные времена было дано много разных юридических и научных определений понятию «экстремизм». Единого определения на сегодняшний день не существует. Доктор Питер Т. Коулман (англ. Peter T. Coleman) и доктор Андреа Бартоли (англ. Andrea Bartoli) в своей работе «Addressing Extremism» [3] предлагали рассматривать экстремизм как деятельность, убеждения, отношения, чувства, действия и стратегии, далёкие от общепринятых.

Однако определение «общепринятого» — всегда субъективный и политический вопрос, поэтому в любой дискуссии на тему экстремизма затрагивается следующее: одни экстремистские действия могут рассматриваться разными людьми положительно («борьба за свободу»), а другие — отрицательно («терроризм»), это зависит от ценностей, политических убеждений оценивающего, а также от его отношений с деятелем.

Кроме того, оценка одного и того же действия у конкретного человека может меняться в зависимости от условий — руководства, мнения мирового сообщества, кризисов, «сведения исторических счётов» и так далее; различие сил также имеет значение при определении экстремизма, поскольку во время конфликта действия членов более слабой группы часто выглядят более экстремальными, чем такие же действия членов более сильной группы, защищающей свой статус-кво; также более слабые группы скорее предпочтут прямые и эпизодические формы насилия (например, подрывы террористов-смертников), тогда как доминантные группы склонны к более структурированным формам насилия (вроде тайного использования пыток или неформального разрешения зверств полиции).

Несмотря на то, что экстремистские группы часто рассматриваются как единые, важно понимать, что и внутри этих групп могут быть конфликты и разные мнения по разным вопросам (так, отдельные члены ХАМАС могут сильно отличаться по своей готовности вступить в переговоры с Израилем). В конечном счёте, основная проблема, которую экстремизм представляет в ситуациях затяжного конфликта, заключается не столько в серьезности действий (хотя насилие является очевидной проблемой), но в большей степени в закрытом, фиксированном и нетерпимом характере экстремистских настроений и их последующей невосприимчивости к изменениям.

Другой подход демонстрирует со-координатор Международного Движения по защите прав народов В. Д. Трофимов. Согласно его определению, экстремизм не связан только с политикой и распространяется на все виды человеческой деятельности:

Экстремизм — это идеология допустимости использования крайних мер, экстремумов социального поведения, для получения желаемого эффекта.

В рамках данной трактовки термина «экстремизм» в последние годы вошло в практику понятие «потребительский экстремизм» — стремление недобросовестных клиентов получить определенную выгоду и доход, манипулируя законодательством в корыстных целях.

Приверженность в идеях и политике крайним взглядам и действиям порождает социально-экономические кризисы, деформации политических институтов, резкое падение жизненного уровня, ухудшение социальных перспектив значительной части населения, доминирование в обществе чувств, настроений хандры, пассивности, социальной и личной нереализованности, неполноты бытия, страх перед будущим, приводит к подавлению властями оппозиции, инакомыслия. Он также определяет блокирование легитимной самодеятельности человека, национальный гнет, амбиции лидеров политических партий, ориентации лидеров и акторов политического процесса на экстремальные средства политической деятельности.

Социальную базу экстремизма составляют маргинальные слои, представители националистических, религиозных движений, недовольные существующей политической реальностью интеллигенция, молодежь, студенчество, военные.

Экстремизм не является четким и единым феноменом. По направленности выделяется экстремизм экономический, политический, националистический, религиозный, экологический, духовный и др. Экономический экстремизм направлен на уничтожение многообразия и установления какой- либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства, полный отказ от принципов государственного регулирования экономической сферы, резкое сокращение социальных расходов, наступление на социальные завоевания трудящихся, устранение конкуренции в предпринимательской деятельности и др.

Националистический экстремизм отвергает интересы, права другой нации. Он органически связан с сепаратизмом, направлен на развал многонациональных государств, утверждение господства коренной нации. Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям других конфессий или жестком противоборстве в рамках одной конфессии (мусульманских и христианских общин в Ливане и Судане, мусульманский фундаментализм). Экологические экстремисты выступают не только против эффективной природоохранительной политики, но и против научно-технического прогресса вообще, считая, что ликвидация неблагоприятных в экологическом отношении производств – единственно возможный путь улучшения качества окружающей среды.

Духовный экстремизм ориентирован на изоляционизм, отвергает опыт, движение другой культуры, навязывает в качестве официальной идеологии определенные социальные, религиозные, этнические стандарты. Целью политического экстремизма является дестабилизация, разрушение политической системы, государственных структур и установление режима правого или левого толка. В политической практике в чистом виде эти типы экстремизма практически не встречаются. Националистический экстремизм во многих странах сплетается с религиозным, духовным, по

литический – с экономическим, религиозным и др. По критерию масштабности действий политический экстремизм может быть внутри- и межгосударственным.

По численности и организованности участников выделяют экстремистские действия сообществ, групп (сект, организаций); организованных или спонтанных групп; одиночек (обычно лиц с психическими заболеваниями или иными аномалиями).

По отношению к властным структурам различают экстремизм государственный и оппозиционный. Государственный экстремизм осуществляется властными структурами, его основным оружием является демагогия, репрессии. Оппозиционный экстремизм осуществляется антирежимными группировками, главным образом с помощью террористических актов. К государственному экстремизму чаще прибегают нестабильные режимы с низким уровнем легитимности власти.

Выделяют также левый и правый экстремизм. Левый экстремизм заимствует идеи революционаризма, анархизма, объявляет себя наиболее последовательным выразителем и защитником трудящихся масс, всех обездоленных, неимущих. Объектами их критики является социальное неравенство, подавление личности, эксплуатация, бюрократизация в обществе, устранить которые они готовы любыми средствами вплоть до вооруженных выступлений. Часть левых экстремистских организаций находится на нелегальном положении, ведет партизанскую войну, совершает террористические акты, захват заложников.

Правые экстремисты (фашистские, неофашистские, ультраправые, националистические, расистские движения, организации, партии, такие как “Русское национальное единство” в России) критикуют современное общество за отсутствие порядка, господство плутократии, упадок нравов, эгоизм, потребительство и др. Ультраправые экстремисты часто используются для борьбы с прогрессивными обществами организациями и политическими деятелями.

Разновидностям экстремизма присущи общие черты: насилие или его угроза, обычно вооруженного; одномерность, однобокость в восприятии общественных проблем, поиски путей, их решения, фанатизм, одержимость в стремлении навязать свои принципы, взгляды оппонентам; бездумное, беспрекословное выполнение всех приказов, инструкций; опора на чувства, инстинкты, предрассудки, а не на разум; неспособность к толерантности, компромиссам, либо игнорирование их. Экстремизм смыкается с крайним радикализмом, терроризмом, нигилизмом, революционностью, вождизмом.

Особенностями современного экстремизма являются рост масштабности, сопутствующий наращиванию потенциала и превращение экстремистских группировок во влиятельные структуры жизни; усиление жестокости и безоглядности действий экстремистов; многообразие форм деятельности, использование новейших технических достижений, средств массового поражения (химического, бактериологического оружия, радиоактивных материалов); стремление добиться общественного резонанса, устрашения населения. Расширяется информационная, тактико-стратегическая, финансовая, идеологическая, психологическая, ресурсная взаимосвязанность экстремистских сообществ и групп в отдельных странах и в международном масштабе.

В последние годы экстремизм получил широкое распространение в странах Восточной Европы и России. На территории бывшего СССР особенно активизировались националистический (УНА-УНСО, Белорусский народный фронт, радикалы в Прибалтике) и религиозный экстремизм (“Нахдат” и “Джамаат и Ислам” в Дагестане, “Исламский путь” в Чечне). В пропагандистской и практической деятельности националистическими организациями активно используются проблемы территориальных споров на постсоветском пространстве. В России это прежде всего северо-кавказский регион. В отношениях между бывшими советскими республиками – территориальные вопросы между Россией и Украиной, странами Прибалтики, Казахстаном, Таджикистаном и др.

Деструктивные силы правой, левой, националистической, религиозной ориентации используют ошибки и просчеты в деятельности государственных органов, разжигают конфликты, провоцируют столкновения, игнорируя политические, экономические, социальные, духовные последствия своих ультрарадикальных действий. Это дестабилизирует политический процесс в России, стимулирует перерастание латентных противоречий в стадию их силового, нередко вооруженного разрешения, угрожает безопасности страны, ухудшает межгосударственные отношения, ведет к снижению международного престижа России, а это заметный урон не только ее национальной безопасности, но и международному миру.

Стремления США и их партнеров перекроить политическую карту XXI в. в богатейшем природными запасами Афро- Азиатском регионе, прежде всего руками оппозиции ряда стран этого региона, привели к гражданским войнам и невиданному кровопролитию населения. 11 сентября 2012 г. население большинства мусульманских стран от Египта до Индонезии выступило против оскорбления своих религиозных чувств. В середине сентября 2012 г. государства, потребители нефти из стран Персидского залива, в ответ на неудавшиеся стратегические намерения молниеносно сменить в них правящие режимы стянули боевые корабли 20 национальных флотов и начали здесь масштабные военно-морские учения. Международные учения “IMCMEX-12”, которыми руководило центральное командование ВМС США, объявили зоной так называемой ответственности Центрального командования территории 21 страны, среди которых Афганистан, Ирак, Иран и др., а также международные воды Красного моря, Персидского залива и западной части Индийского океана. В этот же период острые противоречия возникли между Японией и КНР в отношении островов Дяоюйдао, вокруг которых состоялось океанское противостояние военно-морских сил этих государств.

Этот первый в XXI в. беспрецедентный вызов миру нельзя расценить иначе, как посягательство на глобальную безопасность всей планеты. Последующие агрессивные военно-политические события и акции, происходящие в различных точках нашей планеты, характеризуют на геополитическом уровне обострение военно-политической обстановки в современном мире. Именно такая оценка и прогноз ближайших и долгосрочных перспектив развития военно-политической ситуации в мире определила актуальность участия Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России, ее Президента В. В. Путина в стратегических учениях “Кавказ-2012”, развернувшихся на территории страны между Каспийским и Черным морями.

Такие превентивные шаги направлены на стабилизацию напряженной ситуации в мире и способствуют осознанию политиками актуальности политических решений в разрешении любых конфликтов и тем более недопущении агрессий в международных отношениях. Президент РФ В. В. Путин, высоко оценивая профессионализм защитников Родины и боеготовность Вооруженных Сил, подчеркнул: “Вы прекрасно подготовлены, вы все грамотные люди, видите, что происходит в мире. Видите, как, к сожалению, растет применение силы в международных делах. И все это говорит о том, что мы должны наш порох сухим держать, должны повышать обороноспособность России”. В контексте этих политических оценок Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил России в докладах Министра С. Шойгу и В. Герасимова в 2013 г. представили руководству страны и обществу разработанные доктринальные основания и стратегию оснащения и подготовки Вооруженных Сил к выполнению оборонных задач в реальных противоречивых условиях.

Государственная эффективная политика защиты личности, общества от экстремизма должна включать:

  • концептуальное осмысление этого феномена, его разновидностей, перспектив развития;
  • всестороннюю готовность системы безопасности страны к противодействию экстремизму, адекватность ответных действий с учетом его разновидностей, различий в масштабах, содержании, мотивации проявлений;
  • профессиональную экспертную оценку принимаемых решений на антиэкстремистский эффект;
  • разработку соответствующих законов, своевременное реагирование на предусмотренное уголовным законом деяние;
  • усиление информационного обмена, согласование статистической отчетности об экстремистской деятельности и ее участниках;
  • работу с населением по формированию бдительности в отношении лиц и предметов, которые могут представлять опасность;
  • своевременную и полную информацию о конкретных действиях экстремистов и судебном приговоре;
  • целенаправленную правовую, морально-психологическую и боевую подготовку специальных отрядов антитеррористической деятельности;
  • единство действий в международном, межгосударственном и государственном аспектах и др.

Принципами антиэкстремистской стратегии являются:

  • превентивный характер действий участников антиэкстремистских операций;
  • комплексность (организационная, информационная, правовая, психологические базы);
  • активность, законность.

Кроме того, должна действовать развитая система профилактики экстремистской активности и конкретных действий.

Ввиду активного проявления радикализма и экстремизма в политической и других сферах социальной практики необходима разработка действенных мер нейтрализации нарастающей опасности их деструктивного проявления в обществе. Одной из таких мер, обычно упускаемой из виду аналитиками, является налаживание разрегулированных конфликтных механизмов, характерных для переходных периодов, когда значительная часть этих механизмов приобретает “дикий” характер, а с другой стороны, продолжают сохраняться ряд конфликтных механизмов прошлого, которые накладывают отпечаток на социально-политическую и социально-психологическую ситуацию.

В этой связи нужно заметить, что специфика функционирования конфликтных механизмов в радикалистских системах характеризуется подавлением и маскировкой многих из этих механизмов, что приводит к тому, что они утрачивают функции принципа саморегулирования, самокоррекции и стимулирования социально-политической системы, и гипетрофированием мифологизированных конфликтов, приводящим к повышенной конфликтности в отношении внешних и внутренних “врагов”, к превращению режима в зловещее “пугало”, “империю зла”. Чтобы механизмы перестали быть таковыми, необходимо, как показывает опыт ряда стран, либо естественное разложение системы, либо ее принудительная “дерадикализация”.

Последняя оказывается тем более действенной, чем больше она связана с социально-психологическим очищением, с массовым чувством вины и раскаяния за прошлые преступления режима, что способствует освобождению массового сознания от непримиримости, воинственности, повышенной конфронтационности.

В исходе глобального противостояния демократии и тоталитаризма, этого основного социально-политического конфликта нашего века, его конечный результат в России будет иметь исключительное значение. Тоталитарная реставрация здесь может повести к катастрофическим последствиям не только для самой России, но и для всего мира. В связи с этим важно понимать, что область политики является областью не только постоянной, но и повышенной по сравнению со многими другими сферами общественной жизни конфликтности. Ее источник кроется в самой природе политических отношений власти, т.е. господства одних и подчинения других, отношений, основанных на преобладании одних людей и интересов над другими, что чревато столкновением и противоборством.

Следует подчеркнуть, что сталкиваться и противоборствовать могут и совпадающие и противоположные по своему конкретному содержанию интересы. Это особенно важно при обращении к рассмотрению политических конфликтов. Здесь сталкиваются противоположные интересы властвующих и подчиняющихся, но стремящихся к одному и тому же – к власти. Это проблемное поле для конфликтов.

Психологи А. Я. Анцупов и А. М. Шипилов характеризуют конфликт как “столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями”.

Отсюда можно предположить, что политический конфликт – это столкновение противоположных сил, взглядов, в основе которых лежат несовместимые интересы и цели, субъектами которых могут быть государства, этносы, классы, социальные группы, политические партии.

Конфликты происходят между личностями отдельных политиков за лидерство в регионе, политической партии, законодательном или исполнительном органе; между различными ветвями власти – законодательной, исполнительной и судебной; между различными уровнями власти – федеральным и региональным, городским и краевым и др.

Неразрешенные жизненные проблемы не такая уж безобидная вещь. Постоянное ущемление потребностей и интересов людей может привести к эскалации напряженности, которая в свою очередь указывает путь к национальной катастрофе. Во всяком случае некоторые конфликтологи прокладывают такой маршрут развития конфронтации: норма – проблема – конфликт – кризис – катастрофа.

Международно-правовое определение

Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы, принятая в 2003 году, содержит следующее определение: «экстремизм представляет собой форму политической деятельности, явно или исподволь отрицающую принципы парламентской демократии и основанную на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультра-национализма» .

«Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 15 июня 2001 года даёт следующее определение понятия «экстремизм» (п. 3 ч. 1 ст. 1 ):

…«экстремизм» — какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооружённых формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон.

Данную Шанхайскую конвенцию подписали: Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Китайская Народная Республика. В январе 2003 года она была ратифицирована и с 29 марта того же года вступила в силу в России.

Что такое политический экстремизм ?

Политический экстремизм – принятие политической идеологии до крайней степени, нетерпимость ко всем другим взглядам, кроме своих собственных, принятие политических целей, которые демонстрируют пренебрежение к жизни, свободе и правам других людей.
Другим, возможно, более популярным, определением «экстремизма» является то, что это точка зрения, с которой мы категорически не согласны, отстаиваемая тем, кому мы не нравимся, чьи интересы противоречат нашим собственным!
В самом деле, термины «экстремист» и «экстремизм» часто бездумно используются эпитетами, «дьявольскими», чтобы ругать или осуждать противников. Однако я нахожу, что экстремистский стиль не является монополией какой-то части политического спектра.

Экстремизм могут осуществлять люди, которые имеют самое разное социальное или имущественное положение, национальную и религиозную принадлежность, профессиональный и образовательный уровень, возрастную и половую группы и так далее. История показывает, что экстремизм, как выражение крайних взглядов и установок, обладает способностью проникать во все сферы общественной жизни. За последнее время, экстремизм получив возможность использовать в своих преступных целях достижения науки, религию, не совершенство законодательства, становится все более масштабным, многоликим по преследуемым целям и видам проявления.

Экстремизм: понятие, виды

Экстремизм, это одно из наиболее опасных явлений безопасности мирового сообщества, представляющий угрозу для всего общества, как совершаемыми преступлениями, так и разрушением общепризнанных норм морали, права и человеческих ценностей, представляющий собой некий своеобразный способ разрешения социальных противоречий, сложившихся в тех или иных областях общественной жизни.

Экстремизм, культивирует и поэтому это сложное явление, его сложность часто бывает трудно увидеть и понять и при этом серьезно возрастают масштабы людских потерь, существенно поднимается уровень материального и морального ущерба для граждан, всего общества, расширяется спектр этого ущерба.

Прямые или косвенные деструктивные последствия экстремистской деятельности затрагивают все основные сферы общественной жизни – политическую, экономическую, социальную. Все это выдвигает целый ряд новых требований к организации и содержанию противодействия экстремистской деятельности на всех уровнях и во всех аспектах этой работы, в сфере профилактики экстремизма, борьбы с носителями потенциальных угроз, а также в области минимизации последствий их деятельности.

В политическом аспекте экстремисты выступают против сложившихся общественных структур и институтов, против общественных устоев, пытаясь подорвать их стабильность, в массе своей силовыми методами. При этом для них крайне важен резонанс, вызываемый их действиями в государстве.

В межнациональных отношениях экстремизм выражается в разжигании вражды и ненависти между нациями и народностями, вооруженных конфликтах, геноциде, посягательствах на территории соседних государств.

Несмотря на то, что сложность экстремизма часто бывает трудно увидеть и понять, то следует его определять, как деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далекие от общепринятых.

1. Экстремистская деятельность (экстремизм) и ее понятие
Экстремизм – это форма радикального отрицания существующих общепризнанных общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц или групп.

В разных странах и в разные времена было дано много разных юридических и научных определений понятию «экстремизм», единого определения понятия «экстремизм» в мире, на сегодняшний день не существует.

В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности” (с изменениями от 27 июля 2006 г., 10 мая, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г.).

Экстремистская деятельность (экстремизм):
– насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
– публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
– возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
– пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;
– нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;
– воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
– воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
– совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте “е” части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
– пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
– публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
– публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
– организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
– финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Вышеуказанное юридическое определение, является радикальным и не может быть эффективным правовым средством в противодействии экстремистской деятельности, в связи с тем, что:

1) экстремизм в начале третьего тысячелетия превратился в универсальный и мощный фактор деструктивного воздействия на мировую политику;

2) экстремизм – является наиболее сложной социальной проблемой современного российского общества;

3) современный экстремизм – сложное, многоаспектное и крайне негативное социальное явление, вышедшее за рамки национальных границ отдельных государств и превратившееся в масштабную угрозу для безопасности всего мира;

4) для определенной части населения земного шара экстремизм стал способом жизни, мышления и особой деятельности (включая мотивы и идеологические обоснования), а также средством реализации своих потребностей и интересов (включая вознаграждение за совершение действий экстремистской направленности);

5) экстремизм культивирует и поэтому это сложное явление, его сложность часто бывает трудно увидеть и понять и при этом серьезно возрастают масштабы людских потерь, существенно поднимается уровень материального и морального ущерба для граждан, всего общества, расширяется спектр этого ущерба;

6) экстремистская деятельность осуществляется под прикрытием религии, что создает правовой щит от преследования правоохранительных органов в виде конституционных прав граждан на свободу совести и вероисповедания, а также постоянного давления зарубежных правозащитных организаций.

В связи с тем, что экстремизм культивирует и это сложное явление, то его следует определять, как безнравственные взгляды и принципы, влекущие вред интересам лиц или целого общества, заключающиеся в разрушение общепризнанных норм морали и права, препятствующие становлению и развитию институтов демократии и гражданского общества.

Экстремистская деятельность, всегда имеет такой признак, как фанатизм, в большинстве случаев религиозный. Такой вид экстремизма, особо опасен, так как прикрываясь религиозными лозунгами, ведет к возникновению и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

2. Виды экстремистской деятельности
Разделение экстремистских проявлений по политическому, национальному или религиозному признаку является условным, ибо все они взаимно влияют друг на друга, и в «чистом» виде их практически не встретить.

Основными видами экстремистской деятельности являются:

1) религиозный экстремизм – это оборотная сторона любой религии, ее темная, опасная сторона, направленная на жесткое неприятие идей другой религиозной конфессии, агрессивное отношение и поведение к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления, проявление крайней нетерпимости к представителям различных конфессий либо противоборстве внутри одной конфессии (внутри конфессиональный и межконфессиональный экстремизм) и зачастую используется в политических целях, в борьбе религиозных организаций против светского государства или за утверждение власти представителей одной из конфессий. Религиозный экстремизм обычно предусматривает не только распространение какой-либо религии, но и создание государственных или административных образований, в которых эта религия стала бы официальной и господствующей. При этом нередко преследуются и чисто экономические и политические цели.Таким образом, религиозный экстремизм несет в себе элементы экстремизма политического. Не менее часто здесь действует принцип, согласно которому представители какого-либо народа или нескольких народов заведомо считаются потенциальными сторонниками определенной религии, а все остальные — ее противниками;

2) политический экстремизм означает незаконную деятельность политических партий и движений, а также должностных лиц и рядовых граждан, направленную на насильственное изменение существующего государственного строя, уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры тоталитарного порядка, разжигание национальной и социальной вражды;

3) религиозно-политический экстремизм – деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти;

4) националистический экстремизм – почти всегда несет в себе элементы экстремизма политического и достаточно часто — религиозного.

3. Экстремистская организация

Экстремистская организация — общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
По своей сути, экстремистская организация, представляет собой авторитарно-иерархическую организацию. Любая авторитарно-иерархическая организация будь то политическая, религиозная, образовательная, коммерческая или психотерапевтическая имеет свою практическую, обманную вербовку для зависимости и покорности своих членов, происходит это в форме организации различного рода групп, обещающих своим «близким» последователям ценные для них блага – духовные, социальные, материальные в обмен на полное подчинение своему лидеру и не может возникнуть «сама по себе» – у нее есть конкретный автор, как правило он же, создатель и идейный вдохновитель экстремистской ячейки, из которой в дальнейшем возникает полноценное экстремистское сообщество.

4. Идеология экстремистской деятельности

Идеология – это теоретическая система, которая оправдывает определенные ценности и нормы.

Идеология не может возникнуть «сама по себе» – у нее есть конкретный автор, как правило он же, создатель и идейный вдохновитель экстремистской ячейки, из которой в дальнейшем возникает полноценное экстремистское сообщество.

Любая форма экстремистской деятельности основана на религиозной идеологии или на псевдорелигиозной. Такая идеология в подавляющем большинстве случаев основана на слепой эмоциональной вере, на «откровении», а не на логических рационалистических принципах. Это подтверждается на примере любого экстремистского движения, псевдореволюционного, националистического или религиозного.

Лучший механизм управления народом – это религия, ни чего более совершенного, чем механизм управления народом с помощью религии, человечество не создало.

Все человеческие религии – плод человеческого творчества. В них подобно, как в богоискательстве философов, присутствуют ошибочные представления – плоды фантазии, навеваемые носителями падшего духовного мира.

Люди не понаслышке знают те учения, которыми увлекли граждан постсоветского пространства новоявленные лжепророки. Они уверяют наших соотечественников, что именно они несут свет, истину и спасение человеческому роду.

Религиозная идеология имеет разные направления, закамуфлирована и на протяжении длительного времени культивируется. Все существующие религиозные тоталитарные организации, являются по своей сути закамуфлированными экстремистскими организациями, так как своими действиями контролируя сознание человека, разрушают его как личность, зарождая и развивая безнравственные взгляды и принципы, влекущие нарушение прав человека, разрушая семейную этику, возбуждая распри на религиозной основе и по другим социальным причинам.

Тоталитарность религиозных организаций, это не что иное как культивированное современное рабство людей, основанное на контролировании сознания человека путем психологического программирования.

Экстремизм в его широком значении определяется как идеология, предусматривающая:

1) принудительное распространение ее принципов;
2) нетерпимость к оппонентам, отрицание инакомыслия;
3) попытки идеологического обоснования применения насилия по отношению к любым лицам, не разделяющим убеждения экстремистов;
4) апелляция к каким-либо известным религиозным или идеологическим учениям с претензиями на их истинное толкование и в то же время фактическое отрицание многих положений этих толкований;
5) доминирование эмоциональных способов воздействия на сознание людей в процессе пропаганды идеологии экстремизма, обращение к чувствам людей, а не к разуму;
6) создание харизматического образа лидера экстремистского движения, стремление представить его непогрешимым.

Все эти признаки имеют внутреннюю связь и тесно взаимодействуют друг с другом. Крайняя идеализация экстремистской деятельности способствует появлению особого типа экстремистов, склонных к самовозбуждению и потере самоконтроля над своим поведением и совершаемыми действиями, готовых на любые акции.

Сторонники экстремистской идеологии могут быть настолько одержимы сознанием правоты и законности, предъявляемых ими требований, что вольно или невольно подгоняют многообразие жизненных ситуаций и процессов к видению мира через призму этой идеологии.

Исторические прецеденты достижения целей непопулярными средствами позволяют лидерам экстремизма создавать аналогичные прецеденты, надеясь, что история их оправдает.

Для того чтобы лучше уяснить специфику экстремистской идеологии, существуют характерные особенности безотносительно к конкретному содержанию.

Можно выделить следующие характерные особенности экстремистской идеологии:

1) идея исключительной истинности именно данной идеологии, «комплекс абсолютной истинности»;
2) идея агрессивной нетерпимости по отношению ко всем идеологическим конкурентам или конкурирующим, альтернативным идеологиям;
3) деление человечества на две большие группы: своих и чужих, на друзей и врагов (неважно, по какому принципу проводится это деление, оно всегда характеризует антигуманную идеологию);
4) критическая оценка существующей социальной реальности, противопоставление идеала и наличной социальной реальности, осознаваемое и выражаемое в форме резкого конфликта между истинным идеалом и ложной реальностью;
5) установка на немедленную практическую деятельность по исправлению мира и людей (программа немедленного и решительного преобразования существующей социальной реальности);
6) преобладание деструктивных задач по разрушению ложного враждебного мира над конструктивными задачами в программе преобразовательных действий;
7) фантастический социальный идеал (который практически не может быть реализован, а если будет осуществлена попытка его реализовать, это приведет к серьезной деформации общества);
8) иллюзорный, практически невыполнимый, слишком суровый и извращенный кодекс личного поведения, требующий от человека каких-то экстраординарных, чрезвычайных поступков и жертв;
9) авторитарное обоснование идеала (от лица сверхчеловека, вождя, пророка, Бога или от других мистических сил);
10) упрощенная форма изложения, в которой отсутствуют строгая логика, последовательные доказательства, развернутое теоретическое изложение и обоснование, а присутствует ограниченный, легко усваиваемый набор догм;
11) иллюзорное, примитивное, не соответствующее действительности представление о человеке, обществе и законах социального развития.

В общем определении, экстремистская идеология – это извращенная фантастическая программа преодоления острого конфликта между интересами определенной социальной группы и ее социальных оппонентов, неадекватная форма разрешения нетерпимого, исторического социального положения определенной социальной группы.

5. Причины возникновения экстремистской деятельности

Причиной возникновения экстремистских проявлений можно выделить следующие особо значимые факторы:

Во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде, он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее, в социально дезориентированной части граждан, их недостаточном образовании, кризисном состоянии общества, слабых институтах общественного контроля и неэффективной правовой системе.

Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.

В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности, характерно для слабо модернизированных обществ, но от него не застрахованы и страны с благополучной жизнью и демократическим правлением. Это связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социальную обстановку в стране.

В-четвертых, данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности.

В-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

В- шестых, люди сами по себе склонны к проявлению экстремистской деятельности и причины возникновения экстремизма находятся в самом человеке, в его взаимоотношениях с членами семьи, родственниками, а при более глубинном анализе может быть обнаружен в противоречиях между внутренним миром экстремиста и окружающим обществом. Между верой и поведением, идеалами и реальностью, религией и политикой, словами и поступками, мечтами и фактическими достижениями, светской и религиозной жизнью. Естественно, что подобные психологические внутренние противоречия могут привести какую-то часть молодежи к нетерпимости и агрессии.

В- седьмых, экстремистские действия навязывают обществу.

Некоторые формы экстремизма имеют исторические корни.

6. Механизмы вовлечения в экстремистскую деятельность

На сегодняшний день очень хорошо изучены патологические механизмы вовлечения индивидов в экстремистскую деятельность, среди которых различают убеждение, внушение, заражение. Все эти механизмы обеспечивают вовлечение широких масс в экстремистскую деятельность, они же отвечают за распространение среди людей идеологии экстремизма.

Одним из основных механизмов вовлечения человека в экстремистскую деятельность, является контролирование сознания человека, влекущее развитие безнравственных взглядов и принципов экстремистского характера в любом его проявлении.

Для успешного контролирования сознания необходимы четыре элемента:- контроль организации над поведением;- контроль над их эмоциональной жизнью;- контроль над языком;- контроль над информацией.

Любая авторитарно-иерархическая организация будь то политическая, религиозная, образовательная, коммерческая или психотерапевтическая имеет свою практическую, обманную вербовку для зависимости и покорности своих членов. Происходит это в форме организации различного рода групп, обещающих своим «близким» последователям ценные для них блага – духовные, социальные, материальные в обмен на полное подчинение своему лидеру.

7. Ущерб, наносимый от экстремистской деятельности

1. Отток денежных средств у населения.

2. Промывание мозгов и программирование людей.

3. Разжигание религиозных распрей.

4. Разжигание межнациональных распрей.

5. Нарушение и ограничение Конституционных прав.

6. Нарушение стабильности социально экономического развития.

7. Повышение процента суицида.

8. Повышение процента психиатрических заболеваний.

9. Разрушение культурно – исторических ценностей.

10. Регресс общества.

11. Вмешательство в общеобразовательную систему.

12. Вмешательство в государственное и местное самоуправление.

13. Распространение наркотических веществ.

14. Завладение имуществом граждан.

15. Погибшие или получившие ранения и увечья в результате экстремистской деятельности.

16. Постоянно увеличивается материальный ущерб от экстремистской деятельности.

17. Мировой общественности книгами, кино- и видеофильмами зачастую прививается культура насилия, а иногда даже осуществляется пропаганда экстремистов, их действий и методов.

18. Зарождение и развитие безнравственных взглядов.

Заключение
Экстремизм, это одно из наиболее опасных явлений безопасности мирового сообщества, представляющее угрозу для всего общества, как совершаемыми преступлениями, так и разрушением общепризнанных норм морали, права и человеческих ценностей, в виде формы радикального отрицания существующих общепризнанных общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц или групп и его следует определять, как деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от общепринятых.
Экстремизм используется не только в качестве прямого способа достижения политических, идеологических и социальных целей, но и являются инструментом публичности и устрашения, наводя страх и ужас на людей, тем самым производится психологическое воздействие с точки зрения привлечения общественного внимания и подрыва авторитета государства в обеспечении безопасности своих граждан.

Пример политического экстремизма

В Пакистане растет осознание того, что политический экстремизм становится серьезной проблемой для страны. Помимо его последствий для вопросов правопорядка и безопасности, с которыми страна сталкивается уже более десятилетия, она также внесла свой вклад в общественный дискурс и формулирование политики.

Нетерпимость оказывает давление на общество, и пространство для свободного и открытого диалога сокращается даже в интеллектуальных кругах. Сейчас парламент чувствует жар и, кажется, неохотно готовит рамки для внешней политики перед лицом прямого предупреждения радикалов. Политическое руководство пытается приспособиться к новым явлениям и не сформулировало четкую политику по вопросам терроризма, экстремизма и насилия в стране.

Однако простого решения проблемы политического экстемизма недостаточно; Всеобъемлющий ответ неизбежен и может прийти только через правильное понимание явления. Не только религиозные силы, создание и политическая элита также являются равноправными акционерами проблемы, не в последнюю очередь потому, что экстремисты также стремятся продвигать свою повестку дня политическими средствами.

Причины экстремизма обычно представляют собой сочетание факторов, а не какой-либо одной особенности, которая подталкивает главным образом молодых людей к объятиям радикальных групп. Многие исследования показывают, что как отдельные, так и идентичные факторы экстремизма могут влиять на отдельных лиц и группы, принадлежащие к различным сегментам общества. Сегодня ясно, что политико-идеологические факторы обуславливают процесс экстремизма в Пакистане, тогда как социально-психологические факторы способствуют этому.

Проявления политического экстремизма

Любые действия, направленные на свержение государственного строя, также — выражение неприязни социального, национального или религиозного характера.

Какие действия в сфере национальных и межнациональных отношений закон относит к экстремистской деятельности?

Исходя из федрального закона 114-ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности” к экстремистской деятельности относится:

• насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

• публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

• возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

• пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

• нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

• воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

• воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

• совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте “е” части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

• пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

• публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

• публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

• организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

• финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

Социально политический экстремизм

Социально политические движения пытаются исказить реальность для себя и других, воспрепятствовать критическому рассмотрению своих убеждений, будь то ложная логика, риторический обман или какое-то запугивание.
Они представляют собой попытку разыгрывать личные, личные недовольства или рационализировать стремление к особым интересам во имя общественного благосостояния.
Помните, что люди несовершенны и ошибочны. Даже разумный, честный, благими намерениями человек время от времени может прибегать к некоторым из этих качеств. У всех есть сильные чувства по поводу некоторых проблем, и каждый может взбодриться и «сдуть» раз в то время. Мы по-прежнему сохраняем наш базовый здравый смысл, уважение к фактам и добрую волю по отношению к другим. Разница между большинством из нас и экстремистом-bonafide состоит в том, что эти черты являются привычной и установленной частью их репертуара.Экстремисты считают, что они поступают правильно, когда они действуют таким образом на службе своему делу.

Истина предложения не может быть выведена только из того, каким образом представлены аргументы от ее имени, из-за того, что ее сторонники цензурируют и издеваются над их оппонентами или за то, что они совершают любое другое действие или комбинацию действий, предложенных в этом эссе. В конечном счете, истинность любого предложения основывается на доказательствах этого.Отклонять пропозицию только потому, что ее отстаивают очевидные «экстремисты», – это отклонить ее.

Источники

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B7%D0%BC
  • http://SociPolit.ru/politicheskii-ekstremism/
  • https://sunhi.ru/kakie-dejstviya-yavlyayutsya-proyavleniyami-politicheskogo-ekstremizma/
  • https://yandex.ru/q/question/society/kakie_deistviia_iavliaiutsia_6a4dea79/

Это интересно