Уголовно-правовая характеристика преступлений против государственной власти

Уголовно-правовая характеристика преступлений против государственной власти

Уголовно-правовая характеристика преступлений против государственной власти

Общие положения главы 30 УК РФ

Преступления против государственной власти представляют собой общественно опасные деяния, которые могут быть совершены такими субъектами, как представители власти, должностные лица, и негосударственные служащие, которые не являются должностными лицами, в силу занимаемого ими служебного положения, вопреки интересам службы причиняют существенный вред важнейшим объектам или угрожают причинением такого вреда.

В качестве объектов воздействия данного преступления здесь понимается нормальная деятельность органов государственной власти, интересов службы на региональном или местном уровне.

Данные преступления отличаются от иных по ряду признаков:

  • совершение специальными субъектами, кроме статьи 291 УК РФ;
  • совершение деяния возможно лишь в силу занимаемого служебного положения или при использовании своих служебных полномочий;
  • осуществляется посягательство на нормальную деятельность органов власти и управления либо имеется реальная угроза совершения данного нарушения.

Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Нормы о должностных (служебных) преступлениях помешены в гл. 30 УК РФ. Она включает в себя статьи об ответственности за следующие преступления:

  • Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)
  • Нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ)
  • Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ)
  • Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3 УК РФ)
  • Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)
  • Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа (ст. 286.1 УК РФ)
  • Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной Палате РФ (ст. 287 УК РФ)
  • Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ)
  • Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ)
  • Получение взятки (ст. 290 УК РФ)
  • Дача взятки (ст. 291 УК РФ)
  • Служебный подлог (ст. 292 УК РФ)
  • Халатность (ст. 293 УК РФ)

Опасность должностных преступлений заключается в том, что они существенно снижают эффективность деятельности государственного аппарата и органов местного самоуправления, грубо нарушают права и законные интересы граждан, дискредитируют государственную власть в целом..

Преступления против государственной власти: понятие и общая характеристика

Глава 30 Уголовного кодекса объединяет «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Под такими преступлениями понимаются противоправные деяния, которые подрывают авторитет органов государственной власти и причиняют ей вред либо создают угрозу причинения вреда охраняемым правовыми нормами интересам граждан, общества, организаций и государства.

Преступления объединены в одну главу уголовного законодательства по объективному признаку – они направлены против интересов госслужбы. Но иногда они наносят вред законным интересам граждан и правосудию (они выступают в качестве дополнительного объекта указанных преступлений).

Ранее данные преступления выделялись по субъективному признаку – а именно как противоправные деяния, совершенные должностными лицами. Теперь же они объединены по критерию объекта, против которого направлено преступление.

Но объект преступления в Главе 30 обычно специальный. Это должностные лица и иные работники, которые находятся на государственной и муниципальной службе. Только ст. 291, которая предполагает наказание за дачу взятки, указывает на общий субъект преступления – это вменяемое лицо, которое достигло возраста 16 лет.

Понятие должностного лица приводится в примечании к ст. 285 УК РФ. Это лица, которые постоянно или временно осуществляют функции представителя власти или выполняющие организационно-распорядительные и хозяйственные функции в государственных органах, органах МСУ и ВС РФ.

Представителями государственной власти являются депутаты, работники суда, оперативно-следственных органов, прокуратуры, государственные инспекторы и пр. Распорядительные функции выполняют различные руководители госкомпаний и их структурных подразделений.

Административно-хозяйственные функции предполагают управление имуществом, движением денег и материальных ценностей и пр. Этот функционал осуществляют начальники финансовых отделов, начальники складов, главные бухгалтеры и пр.

К высшей категории должностных лиц относят Президента, председателей Правительства и Госдумы и пр. Средняя категория должностных лиц — это лица, занимающие госдолжности субъектов РФ.

Преступления против госвласти имеют много общего. Это не только объект, но и предмет преступления. В качестве такового выступает деятельность госвласти или органов местного самоуправления, в результате незаконного использования своих полномочий в этом органе лицо причиняет ущерб его работе, а также широкому кругу лиц.

Объективная сторона данных преступлений предполагает:

  • наступление определенных негативных последствий;
  • наличие причинно-следственной связи между совершенными действиями (бездействием) и наступившими последствиями;
  • совершение деяний вопреки интересам госслужбы, т. е. в противоречии с задачами и полномочиями лица;
  • наличие у виновного лица личной или корыстной заинтересованности в совершении преступления;
  • использование преступником своего служебного положения для совершения противоправого деяния.

Если должностное лицо совершило противоправные действия, которые не связаны с выполнением им своих служебных обязанностей, то они не образуют состава должностного преступления и могут быть переквалифицированы по другим статьям УК.

Предмет в узком смысле у всех преступлений отличается. Так, например, применительно к получению и даче взятки предметом являются различные материальные блага (обычно это деньги), при служебном подлоге и внесении в реестр недостоверных сведений – официальные документы.

При оценке наступивших последствий от противоправного деяния необходимо учитывать, не было ли в действиях должностного лица признаков крайней необходимости (согласно ст. 39 УК) или обоснованного риска (по ст. 41 УК РФ).

Например, если лицо было вынуждено переплатить за выполняемые строительные работы как необходимость срочного ввода объекта в эксплуатацию.

Преступления против государственной власти или службы могут иметь формальный состав, т. е. считаются оконченными после совершения указанных действий, или материальный состав, который признается оконченным с момента существенного нарушения прав и свобод граждан или организации. Примерами материального состава является злоупотребление или превышение должностными полномочиями, присвоение полномочий должностного лица и халатность. Преступлениями с формальным составом являются дача и получение взятки, служебный подлог.

Субъективная сторона преступлений обычно выражается в наличии умышленной формы вины. Но такое деяние, как например, халатность, характеризуется наличием неосторожной вины.

Обязательным признаком отдельных преступлений является личная заинтересованность лица (например, при служебном подлоге или злоупотреблении должностными полномочиями) или наличие у него корыстного мотива (при получении взятки).

Шпионаж как преступление против государственной власти и основные методы совершения преступления Шпионаж как преступление наказывается в подавляющем большинстве стран и понимается как особая категория преступлений, выступающих.

Виды преступлений против государственной власти

Объективная сторона преступления обычно выражается в форме действия и реже – бездействия. Уголовный кодекс различает следующие виды преступлений против государственной власти в зависимости от противоправных действий лица:

  • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);
  • нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1, 285.2);
  • внесение в единые госреестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3);
  • злоупотребление должностными полномочиями при выполнении гособоронзаказа (ст. 285.4);
  • превышение должностных полномочий (ст. 286);
  • неисполнение сотрудником ОВД приказа (ст. 286.1);
  • отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию или Счетной палате (ст. 287);
  • присвоение полномочий должностного лица (ст. 288);
  • незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289);
  • получение взятки (ст. 290);
  • дача взятки (ст. 291);
  • посредничество во взяточничестве (ст. 291.1);
  • мелкое взяточничество (ст. 291.2);
  • служебный подлог (ст. 292);
  • незаконная выдача паспорта (ст. 292.1);
  • халатность (ст. 293).

Рассмотрим, в чем заключаются указанные преступления более подробно. Под халатностью понимается ненадлежащее исполнение должностным лицом (неисполнение) своих обязанностей как следствие недобросовестного отношения к госслужбе, повлекшее причинение крупного ущерба.

Служебный подлог подразумевает внесение лицом заведомо ложных или недостоверных сведений в официальные документы либо исправлений, которые искажают их содержание.

Присвоение полномочий должностного лица может предполагать присвоение должности служащим или принятие им решений, которые он не вправе принимать по роду своей деятельности.

Дача и получение взятки предполагают передачу (получение) должностному лицу определенных ценностей (в виде денег, ценных бумаг, скидок, услуг и пр.) в обмен на оказание определенных услуг (действий или бездействия должностного лица).

Действия по превышению должностных полномочий относятся к таковым, если они относятся к полномочиям иного должностного лица, совершены должностным лицом при наличии определенных условий, если их не может никто совершить ни при каких условиях.

Злоупотребление должностными полномочиями может принимать различные формы. В том числе издание противоречащих законодательству приказов и распоряжений, необоснованное расходование денежных средств, сокрытие хищений и недосдач и пр. В целом под злоупотреблением полномочиями подразумевается использование лицом своих полномочий вопреки интересам госслужбы и повлекшее нарушение законных прав и интересов граждан.

Нецелевое расходование бюджетных средств предполагает их расходование, несоответствующее целям получения и условиям распределения бюджета. Общественная опасность подобных деяний состоит в том, что такое расходование подрывает финансовую дисциплину, препятствует достижению государственных целевых ориентиров и пр. Примерами такого нецелевого использования могут являться расходы на благотворительность, финансирование спортивной команды и пр.

При нецелевом расходовании средств Пенсионного фонда или ФСС в особо крупном размере (свыше 1,5 млн. р.) лицам может грозить уголовное преследование по особой статье. Эти фонды формируются из средств работодателей, уплачиваемых за каждого работника и должны направляться на выплаты пенсий и пособий.

Незаконное участие в предпринимательской деятельности относится к уголовным преступлениям, если подобные деяния связаны с предоставлением компании льгот, преимуществ или покровительства в иной форме (например, не допускает проведение проверок и ревизии в компании). Либо государственный служащий сам становится учредителем компании вопреки требованиям законодательства.

Одним из специальных субъектов преступлений против государственной власти являются сотрудники органов внутренних дел. На них распространяются определенные требования служебной дисциплины. Если же сотрудник не исполнил приказ, в результате чего были нарушены права и интересы граждан, то он может быть привлечен к уголовной ответственности.

Таким образом, группа преступлений против государственной власти направлена против нормальной и законной деятельности государственных институтов. Они посягают на функционирование и престиж госслужбы и ее деятельность.

Отличительные признаки

Преступления против государственной власти и государственной службы имеют отличительные признаки:

  • Деяния совершаются отдельными субъектами. Исключение – предоставление взятки. Субъект в такой ситуации общий.
  • Преступление возможно совершить благодаря тому, что субъект занимает выгодное служебное положение или использует собственные служебные полномочия.
  • Деяния содержат угрозу для органов районного самоуправления, а также покушаются на нормальную работу органов управления и государственной власти.

Субъект преступления

В большинстве преступлений субъектом может выступать только должностное лицо.

Должностными считаются лица, которые временно, постоянно или по специальным полномочиям выполняют административно-хозяйственные обязанности, организационно-распорядительные обязанности в государственных структурах, в органах районного самоуправления, городских учреждениях, выполняют обязанности в Вооруженных Силах России, прочих войсках и воинских формированиях.

Лицо, которое временно исполняет обязанности, предусмотренные конкретной должностью, могут признать субъектом преступления в том случае, если обязанности были возложены на лицо в порядке, установленном законом.

Понятие функций

Для того чтобы понять, что такое преступление против государственной власти, нужно разобраться с понятиями функций, которые выполняет официальное лицо.

Организационно-распорядительные функции – это функции, содержащие в себе руководство коллективом, подбор и постановку кадров, организацию службы или труда подчиненных, применение поощрительных мер или наложение дисциплинарных наказаний, поддержание дисциплины.

Административно-хозяйственными называют функции, к которым относятся полномочия по распоряжению и управлению имуществом, а также денежными средствами, которые находятся на балансе, а также на банковских счетах, которые есть у организаций либо учреждений, а также подразделений и воинских частей. Также сюда попадают другие действия: решения по начислению заработной платы, премий, контроль за передвижением материальных ценностей, установление порядка, в котором хранятся материальные ценности.

Объект преступления

Преступление против государственной власти предполагает также наличие объекта. Понятие преступления против государственной власти подразумевает, что объектом становится регламентированная правовыми актами нормальная работа государственных органов, муниципальных и государственных учреждений, ОМСУ, ВС РФ, различных армейских формирований России и других родов войск.

Непосредственным объектом воздействия являются законные права, законные интересы граждан и организаций. Также сюда относятся интересы общества, различные интересы государства, которые охраняются законом.

В данных должностных преступлениях объективная сторона подразумевает наличие признаков, являющихся обязательными:

  • Совершение перечисленных деяний наперерез интересам службы. Соответствующие деяния идут не только наперерез прямому предназначению органа, но также и противоречат полномочиям, которыми было наделено должностное лицо.
  • Наличие причинно-следственной зависимости между тем, что совершило лицо, и последствиями действия или бездействия.

Разница между служащими

Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов страны предусматривает несение наказания, степень которого меняется в зависимости от того, какое лицо совершило деяние.

Понятие официального лица уже, чем понятие муниципального или государственного служащего.

Гражданин, который выполняет обязанности, возложенные на него, за определенное вознаграждение, которое выплачивается из средств субъекта РФ или бюджета РФ, называется государственным служащим.

Человек, выполняющий обязанности, возложенные на него, за вознаграждение, которое выплачивается из средств органов регионального самоуправления, называется муниципальным служащим.

Отсюда только и остается сделать вывод, что не любой служащий является должностным лицом, однако любое официальное лицо будет являться государственным или же муниципальным служащим.

Те служащие, которые не занимают официальных позиций, будут нести ответственность по главе 30 УК (в частности, ст. 288, а также ст. 292).

Серьезность преступления

Государство отвечает за то, чтобы жизнь людей в социуме и сформированном обществе была организована и комфортна. Те, кто совершает преступление против государственной власти, караются весьма строго.

Особо опасными считаются:

  • вооруженный мятеж;
  • государственная измена;
  • возбуждение национальной вражды, а также разжигание религиозной вражды;
  • шпионаж;
  • диверсия, разглашение национальной тайны.

То, насколько эффективна будет государственная власть, во многом зависит от слаженности работы государственных служащих, а также от их добросовестности. Государство не должно и не будет мириться со взяточничеством, злоупотреблением должностным положением со стороны лиц, занимающих ответственные посты в органах власти.

Наказание

Преступления против государственной власти УК наказывает без поблажек.

Например, превышение официальных полномочий:

  • Если деяние повлекло нарушение законных интересов или прав граждан или организации, также любых охраняемых интересов государства или общества, и совершено из корыстных побуждений или иной персональной заинтересованности. В таком случае наказание предполагает штраф от 80 000 руб. Эта сумма может быть заменена на любой доход гражданина за период до полугода. Решением суда может быть запрещено занимать должности конкретного уровня или вида или же заниматься конкретной деятельностью. Срок такого наказания может быть до 5 лет. Также может быть взыскание в виде принудительной работы до четырех лет. Заменить это наказание можно арестом от четырех до шести месяцев. Самым строгим является наказание, подразумевающее лишение свободы до 4 лет.
  • Такое же деяние, но содеянное лицом, занимающим государственный пост или являющимся главой органа самоуправления, наказывается или штрафом, который будет равен размеру з/п или дохода за срок от 1 до 2 лет, или суммой от 100 000 до 300 000 руб. Также могут применяться принудительные работы. Вменяться такие работы могут на период до пяти лет. Лицо может быть лишено права деятельности. Также применяется лишение свободы на период от 7 лет.

Наказание за получение взятки

Преступление против государственной власти, пример которого можно увидеть каждый день в новостях, – дача или получение взятки. За взятку наказание предполагает штраф и/или лишение свободы.

Многочисленные виды преступлений против государственной власти имеют четкое разграничение по мерам ответственности и наказания.

В случае, когда уполномоченное лицо, иностранное официальное лицо или официальное лицо публичной транснациональной организации получает через посредника или лично взятку в виде суммы денег, ценных документов, имущества в виде незаконных услуг или услуг, носящих имущественный характер в пользу того, кто дает взятку, оно подлежит наказанию в виде штрафа. Размер штрафа колеблется от 1 млн руб. Также штраф может быть равен объему заработной платы за период времени до 2 лет или же в размере, равном 10-50-кратному размеру взятки.

При этом предполагается лишение права трудоустраиваться на конкретное место и заниматься некой деятельностью (ограничивающий срок – до трех лет). Наказание может быть представлено исправительными работами на срок от одного до двух лет. Лицо лишается права трудоустраиваться на конкретные позиции и заниматься некоторой деятельностью на срок времени до 3 лет. Назначаются определенные принудительные работы на период до 5 лет. Предусматривается лишение возможности занимать должности или выполнять определенную работу на период до 3 лет. Также возможно лишение свободы на период до 3 лет с налагаемым штрафом. Размер штрафа может быть равен десятикратной или двадцатикратной сумме взятки.

Наказание за нецелевое использование бюджета

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы в виде расходования государственных средств подразумевают разную степень наказания.

Расходование бюджетных денег на цели, не соответствующие условиям, в которых их получили с получением подписи, сметы, основания для расходования средств, уведомлением об ассигнованиях со стороны бюджета, которое совершено в особенно крупном размере, наказывается штрафом.

Размер штрафа составляет от 100 000 до 300 000 руб. или равен размеру заработной платы или другой прибыли за период времени от 1 года и до 2 лет. Также может быть применено наказание в виде принудительных работ. Период проведения подобных работ – до двух лет. При этом лицо лишается прав занимать конкретные посты или же вести определенную деятельность. Период запрета может быть равен сроку до трех лет. Кроме того, может вменяться лишение свободы периодом до двух лет с запретом трудоустраиваться на определенные должности или выполнять определенную деятельность на период времени до 3 лет.

Понятие и виды преступлений против государственной власти предусматривают наличие ответственности для группы лиц, которые совершили незаконное деяние.

За нецелевое применение бюджетных средств группой лиц по предварительной договоренности (сговору) или при совершении кражи в особенно крупном размере наказанием будет штраф. Его размер может составлять от 200 000 до 500 000 руб. Размер штрафа может быть приравнен к размеру оплаты труда или любого другого дохода. Период времени, за который изымается сумма, составляет 1-3 года. Также могут применяться принудительные работы периодом до 5 лет с дополнительным правом занимать отдельные должности или выполнять какую-то деятельность на период времени до 3 лет. Может быть применено лишение свободы на период до 5 лет с лишением права трудоустраиваться на некоторые посты или заниматься какой-то конкретной деятельностью.

Крупным размером для преступления против государственной власти, интересов службы признается сумма средств из бюджета, которая превышает один миллион пятьсот тысяч рублей (1 500 000 руб.). Особо крупным признается размер в семь миллионов пятьсот тысяч (7 500 000 руб.).

Злоупотребление полномочиями

Данные действия перечисляются в ст. 285 УК. На основании данной статьи к ответственности могут привлекаться не только должностные лица, но и даже государственные служащие, наделяемые некоторыми специфическими полномочиями. Для таких лиц предполагается повышенная ответственность, если они пользуются полученными возможностями в личных целях.

Злоупотребление должностными преступлениями может привести к назначению реального тюремного срока для гражданина. При этом учитываются некоторые особенности:

  • нарушением является использование полномочий не в интересах службы, а для решения личных проблем;
  • круг полномочий определяется разными официальными документами, к которым относятся уставы, положения, инструкции или иные нормативные акты, причем именно в них перечисляются все права и обязанности, которыми наделяются граждане, занимающие конкретную должность;
  • не допускается пользоваться своим авторитетом для решения личных проблем, причем это относится даже к давлению на других лиц при телефонных разговорах или личном общении;
  • преступлением будет считаться совершение разных действий в пределах имеющейся компетенции, но при этом они противоречат целям и задачам, поставленным перед конкретной государственной организацией.

Понятие должностного преступления весьма многогранно. Чаще всего подразумевается, что гражданин, наделенный полномочиями и использующий их, совершает какие-либо противоправные действия. Однако совершение преступления возможно даже при бездействии со стороны наделенного определенной властью человека.

У преступления должен выявляться материальный состав. Оно считается оконченным, если нарушены интересы государства или конкретной государственной организации. Требуется доказать наличие корыстной заинтересованности. Она представлена стремлением человека получить какую-либо личную выгоду. Для этого может использоваться чужое имущество, принадлежащее государству или третьим лицам.

Лицо, совершающее обозначенные в УК должностные преступления, стремится получить от этого какую-либо имущественную выгоду. Для этого могут использоваться свои уникальные полномочия или вверенное в использование имущество. Обычно такие действия приводят к многочисленным негативным последствиям. Должностные преступления – это действия, результатом которых становится возникновение крупных аварий или остановка производственного процесса. Наносится обычно другим лицам или организациям крупный материальный ущерб. Нередко вовсе последствием выступает нанесение тяжелого вреда здоровью людей.

Превышение должностных полномочий

Данные действия также являются серьезными преступлениями. Регулируются они ст. 286 УК. Процесс превышения полномочий подразумевает, что гражданин выполняет действия, которые выходят за пределы имеющихся у него возможностей и прав.

Преступления, совершенные должностными лицами в этой области, могут быть представлены разновидностями:

  • выполнение разных действий или совершение сделок, которые входят в компетенцию иного должностного лица;
  • реализуются операции, которые могут осуществляться исключительно коллегиально;
  • у виновного отсутствуют специальные полномочия, но он все равно выполняет определенные действия, для которого они требуются;
  • совершение операций, которые являются противозаконными для любого лица независимо от разных условий и обстоятельств.

Чтобы привлечь виновника к ответственности, необходимо, чтобы у него имелись определенные должностные или властные полномочия в отношении лиц, которым непосредственно наносится ущерб реализованными действиями.

Преступления, совершенные должностными лицами путем превышения их полномочий, могут быть представлены разными видами:

  • нанесение другим лицам побоев, ударов или других физических повреждений;
  • истязания граждан;
  • незаконное лишение свобод гражданина;
  • применение психического насилия или угроз;
  • умышленное причинение вреда здоровью или запланированное убийство, причем такие действия классифицируются как тяжкое преступление, поэтому используются сведения из ст. 111 и ст. 105 УК.

Дополнительно учитываются отягчающие обстоятельства. Сюда относится не только то, что преступник превышает имеющиеся у него полномочия, но и то, что при совершении должностного преступления он может пользоваться разными техническими средствами, оружием или иными устройствами, выдаваемыми ему на службе. Сюда относятся специальные резиновые палки, наручники, газ или другие элементы, применяемые сотрудниками правоохранительных органов.

Если должностное лицо при совершении преступления наносит чрезвычайно тяжелые повреждения гражданину, что приводит к его смерти, то он привлекается к уголовной ответственности, представленной лишением свободы.

Присвоение полномочий другого лица

Другим видом должностного преступления выступает присвоение каких-либо полномочий, которые на самом деле принадлежат другому служащему. На основании такого действия совершаются гражданином операции, противоречащие законодательству. Это непременно приводит к тому, что нарушаются права или интересы граждан, всего общества или каких-либо компаний.

Некоторые лица могут присваивать себе звания или власть других должностных лиц, на основании чего совершают опасные действия. Они являются преступными, поэтому перечисляются в ст. 30 УК. Они нарушают интересы всего государства, а также службы.

Присвоение полномочий, принадлежащих другому лицу, может выражаться в разных действиях:

  • объявление себя другим служащим;
  • применение подложной документации;
  • использование специализированной форменной одежды.

На основании вышеуказанных действий совершается должностное преступление. В этом случае человек пользуется разными полномочиями и возможностями, которыми на самом деле он не наделен. Например, он может принимать посетителей или выносить решения по разным делам, останавливать автомобили граждан или пользоваться другими способами для собственной наживы. Такие действия являются, согласно 288 ст. УК РФ, должностным преступлением.

Уголовная ответственность применяется при наличии доказательств вины конкретного человека. Гражданин должен осознавать, что он специально воспользоваться специальными полномочиями, которые имеются у другого служащего, чтобы совершить неправомерные действия.

Незаконное участие в бизнесе

Весьма распространенная схема в РФ. Должностное преступление такого рода заключается в том, что должностное лицо открывает фирму, целью которой выступает предпринимательская деятельность. Дополнительно сюда относится ситуация, когда служащей какой-либо муниципальной или государственной организации принимает участие в управлении частной коммерческой компании. Такие действия напрямую запрещаются законодательством. Это обусловлено тем, что субъект должностных преступлений, представленный должностным лицом, за счет своих полномочий и возможностей может пользоваться разными льготами и преимуществами для предприятия. Это приводит к получению значительной и нечестной прибыли.

Должностные преступления – это действия, направленные на получение прибыли. Для этого должностное лицо может открывать компании или участвовать в деятельности уже существующих коммерческих предприятий. Во время расследования такого преступления требуется установить связь между разными действиями, совершаемыми должностным лицом и полученными фирмой льготами или преимуществами. Наиболее часто такие действия связаны с покровительством предприятию.

Дача взятки

Предоставление денег или иных ценностей другим лицам со стороны должностного лица также считается значимым правонарушением. Должностное преступление – это не только получение взятки, но и ее передача третьим лицам. Для этого может привлекаться посредник.

Обычно используется взятка для получения определенных преимуществ или льгот, что позволяет служащему государственного или муниципального учреждения получить определенную выгоду. Взятка может даваться не только в собственных интересах, но и для достижения определенной цели всей организацией. Даже если должностное лицо требует от своего подчиненного передачи взятки третьему лицу, именно он выступает взяткодателем, поэтому привлекается к ответственности за должностное преступление. Подчиненный при таких условиях также привлекается к ответственности, но уже в качестве сотрудника организации.

Если для передачи взятки используется посредник, то при расследовании должностных преступлений учитывается, обладал ли он сведениями о данном процессе. Если ему было известно о том, что передаются средства с целью получения определенной выгоды от другого человека или компании, то он считается соучастником преступления.

Подлог

Служебный подлог предполагает, что должностное лицо вписывает в разную официальную документацию недостоверную информацию. Также сюда относится исправление разных сведений в бумагах, которые приводят к искажению достоверных фактов. Данные действия совершаются в личных корыстных целях.

Привлекаются к ответственности за такое преступление не только должностные лица, но и другие служащие, работающие в государственных или муниципальных организациях. Характеристика должностных преступлений такого рода:

  • в качестве предмета преступления выступает официальная документация, представленная многочисленными актами, на основании которых предоставляются права, ограничиваются обязательства, удостоверяются разные факты и события, но они обязательно обладают юридической силой и важностью;
  • основной целью такого преступления обычно выступает возможность за счет подложных документов завладеть должностному лицу чужим имуществом;
  • стандартно такие действия классифицируются в качестве мошенничества;
  • существует несколько способов, с помощью которых может выполняться подлог, например, могут вноситься в документацию заведомо ложные сведения, а также могут исправляться достоверные факты;
  • наиболее часто изменения вносятся в размеры денежных сумм или в личные данные разных граждан;
  • заканчивается состав преступления в тот момент, когда осуществляется непосредственный подлог, а именно заменяются документы поддельными бумагами или вносятся исправления в имеющуюся информацию;
  • дальнейшее применение таких документов запрещается, а действия должностного лица рассматриваются как преступление по УК.

Преступления, связанные с подлогом, совершаются при наличии прямого корыстного умысла. У должностного лица должна иметься личная заинтересованность в процессе. Она обычно раскрывается при расследовании должностных преступлений. Подлог может выступать способом приготовления к хищению или сокрытия воровства.

Ложные показания

Регулируется такое преступление ст. 307 УК. Сюда входят ситуации:

  • дача заведомо ложных показаний по разным делам;
  • неверное экспертное заключение, причем недостоверная информация вносится специалистом намеренно, так как таким способом он может получить определенную выгоду для себя;
  • неправильный перевод с какого-либо иностранного языка.

Наиболее часто такие ситуации возникают, когда при рассмотрении какого-либо дела приходится прибегать к помощи экспертов. Они могут давать заведомо ложные заключения, чтобы обеспечить возможность преступнику уйти от ответственности. Дополнительно сюда входит неправильная оценка разных фактов, что приводит к соответствующим выводам.

Такие действия специалистов совершаются ими умышленно. Они реализуются людьми, обладающими определенными уникальными знаниями и опытом в разных уникальных сферах, к которым относится медицина, техника или наука. Обычно такие знания требуются при дознании, ведении предварительного следствия или при разбирательствах в суде.

Часто такие преступления совершаются медицинскими экспертами, которые проводят экспертизы на основании постановления суда или других государственных органов. Эксперт должен быть представлен опытным врачом, обладающим соответствующим образованием и специальной подготовкой. Он должен работать штатным судебным медицинским экспертом. Если отсутствует в штате нужный специалист, то допускается привлечение врача подходящей специальности. Он принимает участие в экспертизе на основании имеющегося профиля. Он называется в официальных документах врачом-экспертом.

Эксперт перед проведением экспертизы или при участии в предварительном следствии и на заседании суда, заранее предупреждается, что он наделяется ответственностью за дачу ложных показаний на основании ст. 307 УК.

Халатность

Данное нарушение заключается в том, что должностное лицо не желает исполнять свои обязанности или реализует их некачественно и неправильно, поэтому гарантируется низкокачественный результат. Обычно это относится к людям, которые небрежно и недобросовестно относятся к своей деятельности.

Для привлечения к уголовной ответственности требуется доказать, что халатность должностного лица привела к тому, что были существенно нарушены права или интересы иных граждан или предприятий. Наиболее часто такие действия приводят к нанесению материального ущерба.

Дополнительно может привести к смерти или тяжкому причинению вреда здоровью граждан такое должностное преступление. Статья 118 УК содержит информацию о том, что халатность может быть признана преступлением против личности. Преступление должно совершаться по неосторожности, так как обычно халатность связана с безответственностью человека, а не с желанием целенаправленно нанести вред другим лицам или компаниям.

Субъектом халатности выступает исключительно должностное лицо. Каждое такое дело рассматривается отдельно судом, так как применяемая ответственность для должностного лица зависит от того, какой именно вред был нанесен такими действиями. Уголовная ответственность применяется при наличии действительно тяжких и серьезных последствий, например, отравление нескольких лиц из-за небрежного отношения к своим обязанностям должностного лица.

Вымогательство

Отдельно следует выделить положения ст. 163 УК, которая включает преступление, представленное вымогательством со стороны работников медицинских учреждений. Они требуют от своих пациентов уплаты определенной суммы средств, за что обязуются выполнить свои должностные обязанности со всей ответственностью и осторожностью.

Вымогательство может предполагать передачу пациентами или клиентами не только денежных средств, но и других материальных благ, представленных продуктами питания, спиртными напитками, сладостями или даже ценным имуществом.

Не всегда получение материальных благ от пациентов приводит к тому, что врач привлекается к уголовной ответственности, так как требуется доказать наличие вымогательства. Нередко сами пациенты желают отблагодарить врачей за качественно оказанные медицинские услуги. При таких условиях незаконное получение вознаграждения не считается преступлением.

Вымогательством могут заниматься не только медицинские работники, но и другие должностные лица, работающие в разных государственных учреждениях. Процесс предполагает, что вымогатель намеренно вынуждает других лиц передать ему свои средства или имущество. Только при таких условиях должностное лицо обязуется выполнить свои обязанности правильно и качественно. Могут применяться угрозы использования насилия или уничтожения чужого имущества. Угрожать специалисты могут даже распространением конфиденциальной информации или нарушением прав других лиц.

Преступление считается оконченным с того момента, когда предъявляются незаконные требования, которые дополнительно подкрепляются угрозами. В медицинской сфере обычно используется возможность врачом распространить личную информацию о пациенте.

Результатом вымогательства обычно выступает получение должностным лицом определенных материальных благ, представленных деньгами, ценным имуществом или другими ценностями. Пользуются лица даже угрозами или другими возможными мерами воздействия. Вымогательство должно подтверждаться тем, что должностное лицо напрямую требует от какого-либо гражданина или представителя компании вознаграждения в определенной форме. Угрозой выступает информация о том, что разные сведения будут распространены, что приведет к негативным последствиям для третьего лица.

Источники

  • https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/organy_gosudarstvennoy_vlasti_rossiyskoy_federacii/ugolovno-pravovaya_harakteristika_prestupleniy_protiv_gosudarstvennoy_vlasti/
  • https://isfic.info/ugkurs2/naumov97.htm
  • https://pravo.team/uk-i-koap/gosudarstvennaya-bezopasnost
  • https://FB.ru/article/322843/prestuplenie-protiv-gosudarstvennoy-vlasti-ponyatie-vidyi-harakteristika
  • https://FB.ru/article/380436/doljnostnoe-prestuplenie—eto-ponyatiya-i-vidyi-doljnostnyih-prestupleniy

Это интересно