Что такое плагиат?
Плагиат (кража чужих идей) является умышленным и противозаконным использованием чужого объекта творческой деятельности. Если для указанных действий права получены по лицензионному договору или иному легальному соглашению, уголовная ответственность не наступает.
Наиболее распространены следующие формы плагиата:
- попытка присвоить авторство на объект при регистрации прав;
- присвоение авторства при неправомерном использовании, тиражировании, копировании или воспроизведении чужих творческих объектов (книг, аудиопроизведений, фильмов и т.д.);
- доведение до иных лиц заведомо ложных сведений об авторстве преступника на чужое творческое произведение.
Плагиат в жизни человека
Плагиат нас окружает, несмотря на то, что кажется ему нет места в семейной и общественной жизни, но он как в сфере интеллектуального труда, искусства, так и в бытовых проявлениях максимально распространён на всех уровнях общества. Мы постоянно сталкиваемся с копиями платьев известных домов моды, копиями парфюмов и часов – это всё только та часть, которую способны увидеть любые обыватели, зато ежедневно и не закапываясь в сложные исследовательские или творческие распри. Нас окружают копии, иногда дешёвые и бросающиеся в глаза своей поддельностью, иногда довольно качественные, отличить которые от оригинала практически невозможно. Объединяет дешёвую сумку-подделку из перехода с полным копированием чужого изобретения в сфере физики одно – автору не достается пакет акций, прибыль от продаж или его имя не указывается при использовании.
Что такое плагиат в настоящее время? Сейчас те моменты, которые раньше признавались творческой переработкой и вполне допускались нормами, как научного использования, так и общественного мнения, могут быть приравнены к плагиату. Даже научные работы ранее допускали прямое копирование других научных текстов с ссылкой на первоисточник, сейчас же необходимо или собственное изложение мысли автора или цитирование в кавычках, что часто забывается.
Характеристика термина плагиат довольно расплывчатая и когда дело затрагивает юриспруденцию, то одинокий гений исследователь вряд ли сможет доказать именно свою собственность в изобретении, зато большие корпорации, имеющие хороших адвокатов, играя на мелочах и нюансах, могут приватизировать себе чужую идею, изменив лишь одну букву. Суровость закона также обходит стороной психологическую сторону плагиата, когда человек неосознанно копирует какой-то отрывок чужого творчества. Такие моменты происходят неожиданно для самого плагиатчика – прочитав интересный текст, запоминаются обороты, а если тематика близка, то потом они интериоризируются и дальнейшее использование личности кажется новаторством, а на самом деле, просто память стёрла источник.
Были случаи, когда известные композиторы официально были обвинены в плагиате, т.к. неосознанно скопировали в своём произведении кусок из ранее написанного. Нот всего семь, буквы и слова ограничены, как и палитра художника, поэтому повторения каких-то фрагментов естественны и будут происходить всегда. Сообщество по защите прав авторства предложило внесение определённого процента повторения изначального фрагмента, чтобы оценивать случайность или намеренность копирования.
Относительно общественных правил и моды плагиат довольно тяжело понимать, ведь копирование чужого образа является нарушением прав, но и есть системы, где введена форма и тогда одинаковость и копирование стиля и образа являются необходимыми. Нет единого критерия относительно социального взаимодействия, есть только законодательная база, регулирующая официальные научные и профессиональные достижения.
При этом распространение своих личных текстов в социальных сетях может развивать вас как профессионала в любой деятельности, но ваши тексты никак не защищены. Это проблема не только соц.сетей, но также всего интернет-пространства, но если некоторые сайты защищены хотя бы минимальным требованием указывать ссылки на первоисточник, и предупреждают о незаконности использовании материалов без согласия, то другие просто стирают ваши личные данные, не составляя никакого авторства. Многие используют такую доступность для коррекции своего образа и повышения репутации за счёт воровства или минимальной переработки данных.
Что касается психологического плагиата, способного потом повлечь за собой негативные последствия по профессиональной сфере – это необходимость соответствовать негласным правилам общества. Проявляются подобные тенденции в постоянном желании посоветоваться и украсть точку зрения и путь решения другого человека, вместо того, что бы придумать свой наиболее актуальный в данном вопросе. Когда сильно чувство неуверенности, то личность просто нивелирует свою собственную способность творить, не допуская даже возможности. Сниженная самооценка, привитое чувство, что самостоятельно придумать ничего не получится, приводят к постоянному обращению за помощью или поиску ответов в интернете на форумах и среди статей.
Не только личные комплексы подводят человека к плагиату собственной жизни вместо активного её творчества, но и классическая педагогика и общеобразовательная система, предполагающая, что личность со школьной скамьи должна максимально точно запомнить всё, что ей преподносят.
Уроки строятся на заучивании и пересказывании вместо развития творческого и критического мышления, а также склонности к творческому преобразованию. Тем, кто пытался создать своё, решить задачу нестандартным способом или иначе выделялся, всегда объясняли необходимость соответствия и использования готовых решений вместо поиска своих.
Пример авторства в современном мире брать практически негде, зато рождается много курсов о том, как создать свою идею на основе чужих, как творчески воровать и как использовать данные двух продуктов для создания третьего. Нет тех изобретателей, которые могли продвинуть свою деятельность самостоятельно, а наоборот всё больше людей используют в своих монографиях куски работ своих учеников.
Выявление плагиата
Знание, как обмануть плагиат, приходит от понимания, как работают системы по его выявлению, а также знания законодательной базы, где чётко прописаны варианты использования чужих наработок. Сейчас для выявления плагиата используются компьютерные программы, анализирующие тексты, изображения и мелодии на предмет повторяемости информации внесенной в базу программы или по сканированию интернет ресурсов. Программа сканирует общее сходство текста или же его отдельных частей – по данным показателям процент уникальности может быть совершенно различен.
Так, если вы анализируете полный текст, то он может быть оценен программой как совершенно уникальный и новый, но при этом отдельные его куски будут полностью скопированы. Это касается распространённых оборотов, части выражений, особенно с применением специализированных терминов, но только на повторяемости сочетания нескольких слов нельзя признать труд не уникальным, потому что язык ограничен словарным запасом и сочетания будут повторяться. Главное внимание нужно обращать на уникальность основного текстового массива. То же самое может касаться картин и фотографий – поиск в сети может выдать абсолютно идентичные результаты и тогда речь о прямом плагиате, а может показать только похожие произведения по цветовой гамме или основному посылу рисунка (частичное копирование, репродукция, развитие чужой идеи, но уже не плагиат).
Самостоятельно при прочтении статьи можно задуматься о плагиате, если основной текст написан доходчиво и понятным языком, но периодически в нём встречаются сложные конструкции, деепричастные обороты или в популярной статье вдруг проскальзывают технические термины. Это всё может делаться для того, чтобы обойти настройку и алгоритм антиплагиата, разбавляя текст, переставляя слова и делая его менее похожим на первоначальный, но от этого не меняется суть. Используются различные программы для выявления копии, некоторые из них доступны простым пользователям и абсолютно бесплатно, что помогает выявить прямые совпадения и копирование целых фрагментов. Для анализа произведений необходимы более сложные механизмы поиска, для анализа научных и художественных текстов используются более детализированные программы. Оценить окончательное наличие факта плагиата, необходим личный человеческий анализ, потому что ни одна программа не способна уловить изменение стиля повествования или необходимости применения сложных оборотов.
Ключевым основанием для наказания за плагиат является присвоение авторства. Если нарушения авторских прав (распространение, копирование, воспроизведение и т.д.) происходит без попытки преступника выдать себя за автора, санкции последуют по ч. 2 ст. 146 УК РФ или иным уголовным и административным составам.
Что это за зверь – художественное заимствование
Вот это как раз и есть заимствование художественных идей, сюжетных схем и типажей персонажей. В отличие от плагиата, заимствование юридически ненаказуемо, но отношение к нему неоднозначное. Впрочем, об этом чуть ниже.
Виды заимствования
Оно бывает как осознанное, так и непроизвольное, неосознанное. Обычно писатели много читают, в том числе коллег своего жанра, и в этой ситуации очень сложно не «подцепить» какую-то идею. Автор даже сам не знает – неожиданный поворот сюжета родился у него в голове самопроизвольно, как ассоциация на прочитанное или это художественное заимствование. Да и, вообще, автор, пишущий формульную прозу, никак не может избежать заимствований, так как связан стереотипами и клише. Подробнее об этом в другой статье.
Бывает заимствование и осознанное, когда автор намеренно вставляет в свой текст понравившуюся сцену, наделяет героя чертами чужого персонажа или похоже строит сюжет. А нередко автор сознательно изучает чужое творчество, анализирует и создаёт мир и героев, максимально приближённых к тем, что ему понравились. Степень приближённости может быть разной, но при заимствовании это никогда не копии, не слепки с чужих героев, а творчески переработанные образы.
Как к такому относиться?
Это непростой вопрос. Дело в том, что традиции художественного заимствования очень древние и корням уходят аж в античную литературу. Заимствованиями увлекались многие писатели и поэты XIX века, и никто их за это не осуждал. Например, у А.С. Пушкина есть произведения, сюжеты и образы которых заимствованы у Шекспира, Гёте, Байрона, менее известных западных авторов. Так, сюжеты «Маленьких трагедий» все заимствованные. А своего «Бориса Годунова» Пушкин писал по Карамзину и не скрывал этого. У Жуковского половина поэм – это переводы без указания автора. Да и в более поздней литературе можно назвать и «Буратино» А. Толстого, и «Волшебника Изумрудного города» А. Волкова. Заимствование никого не возмущало и не напрягало.
Сейчас же можно прочитать кучу обвинительных комментариев в отношении Ника Перумова и его заимствований из мира Толкиена. А вот сходство «Стража» А. Пехова с «Ведьмаком» хоть и признают, но каких-то нападок на автора я не встречала. Или, например, цикл о «Космоолухах» О. Громыко у меня вызвал стойкую ассоциацию с «Королевой Солнца» А. Нортон. И наверное, не только у меня, но голосов критиков я не слышала.
В чём же дело? Видимо, в качестве конечного творческого продукта. Если заимствование пользуется успехом, то читатели готовы признать право автора на творческую переработку чужих идей.
А что там с фанфиками?
Вот как ни надоела мне эта тема, а придётся её коснуться. Грань между фанфиком и художественным заимствованием очень зыбкая, но она есть.
- Фанфик – это фанатская и непрофессиональная литература, хоть качество у фанфиков бывает разное.
- Фанфик жёстко привязан к оригиналу и заимствует из него как раз то, что писатели перерабатывают и обогащают своим творчеством.
- Фанфик ближе к плагиату, так как предполагает использование чужих героев (в том числе одноименных) в чужом мире. Чтобы понять отличие, достаточно почитать Пиноккио и Буратино. Сюжет сходен в общих чертах, имена героев разные, характеры тоже лишь отчасти похожи.
- И в то же время фанфик не является плагиатом, так как не предполагает коммерческое использование. Точнее, не должен предполагать, чтобы не нарваться на судебные разбирательства с автором оригинала.
Подробнее о фанфиках в другой статье . Но, как я сказала, грань зыбкая. Поэтому нередко произведения, родившиеся как фанфики, получали признание у читателей и издательств и начинали самостоятельное существование, как в случае с Перумовым. Или появляется серия произведений по миру автора, как это произошло с «Вселенной Метро» Дм. Глуховского.
Отношение к плагиату в разное время
Взгляды на плагиат и на то, в какой мере позволительно использование чужих произведений, меняются со временем. То, что прежде считалось вполне допустимым, в настоящее время нередко может быть признано плагиатом.
Древний мир был чуток к авторской славе, но при этом разрешал заимствования довольно широко. Свободно пользовались трудами предшественников историки и географы, даже такие, как Геродот (делавший заимствования из Гекатея), Диодор Сицилийский, Плутарх. Вергилий горячо жаловался на плагиат в знаменитом «Sic vos non vobis», хотя сам разрешал себе в этом отношении многое: Макробий в 6-й книге «Сатурналий» собрал довольно много отдельных стихов, позаимствованных Вергилием у Энния и Лукреция. Александрийскому философу Латину приписывают два исследования о плагиате у Софокла и Меандра.
Открытие древней литературы в эпоху Возрождения вызвало многочисленные попытки присвоить себе произведения классиков. Бруни д’Ареццо опубликовал в 1444 году под своим именем «Историю готов» Прокопия; Перотти выдал себя за автора басен Федра; венецианец Альционо уничтожил манускрипт трактата Цицерона «De gloria», поместив лучшие места из него в своих сочинениях[уточнить]; Доменики не только выкрал из сочинения Дони свой известный диалог «Della stampa», но вставил в него три «инвективы», направленные против настоящего автора.
В XVII веке во Франции были даже своеобразные теоретики плагиата, такие как Ла Мот-Ле Вайе, заявлявший, что «заимствовать у древних — всё равно, что сделать морской набег, но обирать современников — всё равно, что разбойничать на большой дороге», и Ришесурс, который в своей оригинальной «Академии ораторов» и в руководстве «Masque des orateurs ou Manière de déguiser toutes sortes de compositions, lettres, sermons etc.» среди прочих средств компенсации недостатка творческих способностей указывал и «плагиаризм», заключающийся в последовательной замене всех выражений украденной фразы их синонимами. Крупнейшие писатели этой эпохи не видели ничего плохого в заимствованиях. Мольер, перенесший в «Проделки Скапена» почти дословно целую сцену из Сирано де Бержерака, отвечал на упреки знаменитой фразой: «Я беру своё добро всюду, где его нахожу» (фр. «Je prends mon bien où je le trouve»). Несколько ранее Шекспир о сцене, целиком взятой им у другого, заметил: «Это девка, которую я нашёл в грязи и ввёл в высший свет». Известно, что Шекспир брал у других не только сцены, но и множество отдельных стихов.
В XVIII веке патер Барр выдал за часть своей «Histoire d’Allemagne» отрывок в 200 страниц из «Истории Карла XII» Вольтера. Сам Вольтер тоже позволял себе мелкие заимствования. Обвинение в плагиате было брошено и в Руссо, но сходство между его «Contrat social» и книгой Ульриха Губерта «De jure civitalis» не идёт далее совпадения некоторых мыслей. В 1812 году был раскрыт один из наиболее наглых плагиатов: перевод «Voyage d’Abdoul Rizzak», изданный известным ориенталистом Лангле под видом собственной работы, оказался отрывком из старого перевода сочинения того же Абдул-Риззака; плагиатор уничтожил тетрадь с работой истинного переводчика Галлана, не зная, что существует её дубликат.
В XIX—XX веках обвинения в плагиате не раз звучали в адрес выдающихся писателей; не избежали их Мюссе, Золя, Доде. В 1891 году вышла целая книга, обличающая в плагиате Лессинга [5] . Более основательны были обвинения в плагиате, направленные против Эдмонда Абу, Сарду и особенно Дюма-отца, который заимствовал громадные отрывки не только у неизвестных писателей, но и у Шиллера, Вальтера Скотта, Шатобриана.
Михаила Шолохова подозревали в том, что «Тихий Дон», по крайней мере, частично, был написан другим автором (назывались имена Фёдора Крюкова, В. А. Краснушкина, Ив. Родионова и других).
Современная юридическая практика
Принятие законов об охране авторского права превратило проблему плагиата из чисто искусствоведческой в юридическую и коммерческую. В настоящее время практически во всех государствах действуют законы, запрещающие присвоение авторских прав. Нарушение этих законов может приводить к серьёзным санкциям, вплоть до тюремного заключения.
С одной стороны, законодательная защита авторских прав на результаты творчества позволила отстаивать интересы авторов произведений, пострадавших от плагиата. С другой, как и любые правовые ограничения, законодательство об охране авторских прав может быть применено как средство некорректной конкуренции. Вышеупомянутая расплывчатость понятия плагиата приводит к тому, что суды, рассматривая дела о плагиате, за исключением совершенно очевидных случаев, не могут самостоятельно принимать решения о наличии в том или ином произведении плагиата. Признание произведения плагиатом производится на основании заключения экспертов, которые далеко не всегда беспристрастны. Так, при рассмотрении спора о плагиате между отдельным автором и крупным издательством у одиночки практически нет шансов: богатое издательство всегда может нанять команду экспертов, которые будут утверждать, что плагиат имеется или, наоборот, отсутствует, в зависимости от того, кто кого в нём обвиняет.
Наиболее свежим примером судебного разбирательства о плагиате является Нарушение авторских прав писательницы Чжуан Юй писателем Го Цзинмином в Китае.
В юридической практике есть и такое понятие, как непреднамеренный (подсознательный) плагиат. В таком плагиате был признан виновным Джордж Харрисон, который случайно использовал в песне «My Sweet Lord» мелодию, совпадающую с песней группы The Chiffons — «He’s So Fine» [6] и вынужден был выкупить на неё права [7] .
Плагиат в научно-популярной литературе
Плагиат в научно-популярной литературе тоже встречается [8] , но он труднее доказуем, чем в художественной, так как фразу вроде «Волга впадает в Каспийское море» трудно сформулировать по-другому. В результате в РФ нет ни одного прецедента (Октябрь 2012) судебного преследования за плагиат в научно-популярной литературе [9] , а само явление заимствования приобрело анекдотичные формы при смешении заимствований из энциклопедии Южакова 1896 года и БСЭ 1926 года:
«Татевский монастырь» — расположен в селе Татев. По сегодняшний день является крупным культурным центром с университетом, скрипторием и библиотекой. Упразднён в 1917 г. [10]
Наказание за кражу идеи
В ч. 1 ст. 146 УК РФ определены следующие карательные санкции за плагиат:
- наказание в виде штрафа до 200 тыс. рублей либо в размере дохода виновника за период до 18 месяцев;
- работы обязательного характера на срок до 480 часов;
- исправительные работы продолжительностью до года;
- арест на период до шести месяцев.
Тюремное заключение за плагиат законом не предусмотрено. Также нужно учитывать, что кроме уголовных санкций преступник будет обязан в полном объеме возместить ущерб по гражданскому иску. Нелегальный тираж произведений, изъятый в рамках уголовного дела, подлежит уничтожению после вступления приговора в законную силу.
Как защитить свою идею?
Доказать факт плагиата возможно только при регистрации авторских прав. Для установления режима правовой защиты автору или заказчику нужно выполнить следующие действия:
- подготовить заявку и направить документы в авторское общество для подтверждения уникальности результата творческого труда;
- пройти процедуру экспертной оценки;
- дождаться внесения сведений о произведении в реестр авторских прав;
- получить документы об установлении режима правовой охраны.
Если при рассмотрении заявки возник спор об авторских правах, он разбирается в административном или судебном порядке.
Доказать факт плагиата можно и без официальной регистрации авторских прав. Например, ГК РФ признает права автора при нотариальном удостоверении экземпляра (в нотариальном реестре будет указана дата такого способа защиты прав).
В действиях преступника могут устанавливаться и иные формы нарушения. Например, по ч. 2 ст. 146 УК РФ карается нелегальное использование или распоряжение чужими творческими объектами, если размер ущерба превысил 100 тыс. рублей. В этом случае преступник не претендует на признание себя автором произведения, а преследует только корыстные цели.
Потерпевший может взыскать сумму ущерба по гражданскому иску. Для составления иска используются процессуальные материалы уголовного дела, в том числе экспертное заключение о размере ущерба. Правообладатель не вправе требовать передачи ему нелегального тиража произведений, он подлежит конфискации и уничтожению по судебному акту.
В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует – напишите в форме ниже.
Выгодно ли в бизнесе использовать и красть чужие идеи
Сегодня мы обсудим не простой вопрос, о том, выгодно ли использовать чужую идею, как мою идею, и действительно ли девизом всего современного бизнеса и даже всей цивилизации является лозунг: «чужая идея, своя идея». В последний месяц мы много говорили о бизнесе, о том как придумывать идеи для своих книг и других проектов, или даже заимствовать, то есть красть чужие идеи, но все равно прилично на всем этом зарабатывать.
И я думаю, вы уже убедились, что на чужих идеях можно вполне неплохо зарабатывать, а иногда даже в разы больше, и даже на порядок быстрее, чем на своих. И сегодня мы наконец подошли к моральной, духовной, философской и даже чисто практической стороне выгодности использования чужих идей в своих целях.
В ответ на вопрос вреден ли плагиат и использование чужих идей, как-то один умный человек ответил, что плагиат очень важен, ведь без него не было бы даже нас с вами. И действительно ведь если верить библии, «самым первым и самым известным плагиатором в истории был Бог, который сделал человека по своему образу и подобию».
Так что по сути вопрос эффективно и полезно ли использовать чужие знания и идеи достаточно глупый, ибо у нас уже есть практически исчерпывающий ответ. Да и все современные успешные виды бизнеса, и все известные люди говорят нам то же самое. Что, чтобы стать известным, богатым и счастливым без копирования обойтись практически нереально.
Копирование в бизнесе
Ведь если подумать с точки зрения морали нормальный человек не будет красть чужую идею, и уж тем более её копировать в собственный бизнес, ведь это ужасно и совсем не морально. Но вот современные бизнесмены почему-то так совсем не думают.
Обычно современные бизнесмены и миллиардеры за творческое копирование в бизнесе, и они говорят в один голос, что если вы хотите разбогатеть, то «самый быстрый способ это взять хорошую идеи и воплотить ее еще лучшим способом». Давайте подумаем так ли это и какой ущерб это приносит остальным людям и авторам идей.
На самом деле вы все знаете примеры удачного копирования чужих идей в бизнесе. Начиная с социальной сети Вконтакте, в которую вы наверняка заходили даже сегодня или вчера. Конечно же вы не думаете что создатель контакта, Павел Дуров придумал социальные сети как таковые.
Чужие идеи
По сути все было гораздо проще, ведь чтобы заработать многие миллионы на социальных сетях, совсем необязательно их придумывать. В современном бизнесе зарабатывать используя чужие идеи считается куда более выгодным и надежным делом.
Поэтому по уже отработанной методике хватило всего лишь найти сервис быстро набирающий свою популярность за границей (например фейсбук), и просто скопировать его суть практически один в один для русскоязычного населения, а по простому украсть чужую работающую идею.
Естественно все не так просто, потом еще предстоит много работы чтобы сделать этот сервис популярным, собрать хорошую команду программистов, и настроить чтобы там все правильно работало. Но по сути работать надо над любим видом бизнеса, но и далеко нелюбой приносит такую прибыль как социальные сети.
Плагиат в бизнесе
Кстати даже на создателя фейсбука Цукерберга в свое время также подавали иски за плагиат в бизнесе, и конечно же за использование чужих идей и патентов. Но ничего как показала практика, на его материальном положении отрицательно это явно не сказалось.
Да и сейчас только в России существуют уже и Одноклассники, и социальная сеть Мэил ру, а на западе известных социальных сетей уже десятки. И их авторы зарабатывают довольно прилично, и конечно же никто из них не придумывал самой идеи социальной сети. Все эти люди просто взяли и скопировали, читайте украли чужие идеи по принципу чужая идея моя идея.
Да и трезво посмотрите на все остальные отрасли бизнеса, почти одинаковых мобильных операторов по 5 штук уже в каждой стране, автозаправок с разными вывесками десятки. Сети супермаркетов, быстрого питания, практически одинаковые банки, кафе и гостиницы, одинаковая музыка. Даже одинаковое молоко, кефир и даже гречка в супермаркете и то лежит в пакетах от различных фирм, и это не говоря уже про одинаковые сайты в интернете, плагиат в бизнесе идет просто бешеными темпами.
По сути уже тяжело даже встретить бизнесмена который зарабатывал бы именно на своей уникальной идее а не крал или копировал чужую, ведь вокруг сейчас полно всего одинакового. И как не странно это все работает и приносит хороший стабильный доход своим умным и предприимчивым хозяевам, а кроме того еще и чаще всего самим потребителям.
Заключение
Таким образом, использование чужого произведения под своим именем подпадает под определение плагиат. Законодатель защищает авторские права граждан, поэтому подобное поведение находится вне закона. В случае обнаружения факта плагиата, виновнику может грозить арест либо штраф в двести тысяч рублей.
- https://vitlprav.ru/articles/krazha-chuzhih-idej-nakazuemo-ili-net/
- https://psihomed.com/chto-takoe-plagiat/
- https://zen.yandex.ru/media/liteditor59/plagiat-i-hudojestvennoe-zaimstvovanie-5f06b9ad2387b52940460103
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/80002
- https://samosoverhenstvovanie.ru/stealing-other-peoples-ideas/
- https://prava.expert/intellektualnoe-pravo/chto-takoe-plagiat-i-kak-za-nego-nakazyvayut.html