Отказ в предоставлении информации: гражданину или СМИ по запросу, ответственность по КоАП РФ

Отказ в предоставлении информации: гражданину или СМИ по запросу, ответственность по КоАП РФ

Отказ в предоставлении информации: гражданину или СМИ по запросу, ответственность по КоАП РФ

Понятие неправомерного отказа

По ч.2 статьи 24 Конституции РФ любой человек может получить необходимые ему данные от гос.органов, а также должностных лиц, которые работают в этих структурах.

ФЗ №24 определяет доступ и пользование источниками данных. Он же трактует те виды информации, на получение которых гражданин имеет право: данные о предметах/явлениях/фактах/событиях вне зависимости от формы предоставления.

Очень важно знать и том, что предоставление сведений должно производиться именно на бесплатной основе. Если сотрудник какого-либо гос.органа попытается в любой форме потребовать у вас денежные средства, то здесь можно уже говорить о другом виде преступления — взяточничестве.
Отказ в предоставлении информации несет для должностного лица ответственность перед законом.

К примеру, вам отказали ознакомиться с материалами дела, которое проводится в отношении вас, хотя вам необходимо это сделать, и у вас есть на это вполне объективная цель.

Конечно, у всех правил есть свои исключения. В данном случае оно распространяется на те материалы, которые открыты только для определенного круга лиц. Следует учитывать и то, что право на получение данных может ограничиваться только федеральными законами, но не региональными постановлениями.

Во всех остальных случаях гражданину обязаны предоставлять запрашиваемые им данные, иначе это идет вразрез с его конституционными правами.

То, как могут отказать в предоставлении информации, может проявляться по-разному. Вот несколько случаев, когда можно заподозрить сотрудника той или иной структуры в том, что он не хочет вам предоставлять те или иные данные:

  • умалчивание или простой отказ в общении (может мотивироваться самыми разными причинами, которые не имели какого-либо юридического или фактического оснований);
  • избегание разговора любой ценой;
  • ложь о том, что у него нет данных или доступа к ним;
  • молчание в ответ на запрос.

Отказ в предоставлении гражданину информации (Ст. 140 УК РФ и ст. 5.39. КоАП РФ)

Статья 140 УК РФ.

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.

Статья 5.39 КоАП РФ

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

По УК РФ

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В ч. 2 ст. 24 Конституции РФ это подчеркивается.

2. Непосредственный объект — общественные отношения, обеспечивающие ознакомление гражданина с информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Предмет преступления — документы и материалы, которые, во-первых, находятся в органах государственной власти или местного самоуправления, во-вторых, собраны в установленном порядке, в-третьих, содержат информацию, непосредственно затрагивающую права и свободы гражданина. Ими могут быть различные документы и материалы, например, касающиеся очередности на получение квартиры; связанные с начислением или выплатой пенсий или пособий; содержащие жалобы и заявления, в которых фигурирует гражданин, и др. Заведомо ложная информация — это сведения, не соответствующие содержащимся в документах и материалах, о чем доподлинно известно должностному лицу.

3. Состав преступления по конструкции — материальный, т.е. преступление считается оконченным при наступлении указанных в законе последствий.

4. Объективная сторона представлена тремя обязательными признаками: деянием, последствиями и причинной связью между ними. Деяние законодательно определено в следующих формах: а) неправомерном отказе (бездействии) в предоставлении гражданину собранных о нем документов и материалов; б) предоставлении гражданину неполной или заведомо ложной информации. Последствия состоят в причинении вреда правам и законным интересам граждан. Причиненный вред правам и законным интересам может быть имущественным или моральным и выражаться в различных последствиях: недополучение гражданином пенсии или пособия, несвоевременное приобретение или замена жилого помещения, сложность защиты его чести и достоинства и т.д. Деяние, не повлекшее причинение вреда охраняемым интересам, не образует состава рассматриваемого преступления, а должно рассматриваться как дисциплинарный проступок.

5. Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом. Виновный осознает общественную опасность совершаемого деяния (действия или бездействия), неправомерно отказывая в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо что он предоставляет ему неполную или заведомо ложную информацию, предвидит возможность или неизбежность причинения вреда вследствие такого деяния и желает причинить вред или сознательно допускает его наступление либо относится к этому безразлично.

6. Субъект данного преступления — специальный, т.е. должностное лицо (понятие должностного лица дано в примечании к ст. 285 УК), обладающее собранными в установленном порядке документами и материалами, затрагивающими права и свободы гражданина. Совершение деяния из корыстной или иной личной заинтересованности дает право квалифицировать действия должностного лица по совокупности преступлений (ст. ст. 140 и 285 УК).

ПО КоАП РФ

1. Комментируемая статья конкретизирует административную ответственность за указанные правонарушения.

4. Объектом правонарушений, предусмотренных в настоящей статье, являются общественные отношения, складывающиеся по поводу получения и предоставления информации в любой сфере общественной жизни. Объективную сторону правонарушения составляет совершение всех указанных в статье действий (бездействия).

5. Субъектом этих правонарушений являются должностные лица. Правонарушение совершается, как правило, умышленно. В отдельных случаях возможна вина в форме неосторожности.

Читайте также:  Статья 321. Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1). Возбуждение дела по данной статье осуществляет прокурор (ст. 28.4).

Что подразумевается под отказом в предоставлении информации?

Отказ в предоставлении информации – это правонарушение, которое осуществляется уполномоченными государственными органами. Главное содержание такого правонарушения заключается в том, что происходит нарушение конституционного права человека на получение информации о тех нормативных актах и документах, которые могут оказывать влияние на жизнь человека.

Ознакомиться с такими документами человек может в любой момент по своему требованию. В случае если его право нарушается неправомерным отказом, уполномоченных должностных лиц можно привлечь к ответственности за такое правонарушение в соответствии с нормами уголовного или административного законодательства.

Если речь идет о проведении специализированных проверок, которые осуществляются контролирующими органами, то можно говорить о необходимости предоставления информации проверяющим.

В случае отказа в предоставлении такой информации к ответственности будут привлекаться те должностные лица, в чьи обязанности входит предоставление такой информации.

Неправомерный отказ гражданину может быть обоснован ложными и неправомочными оговорками или умолчанием

Для определения факта неправомерного отказа, заинтересованное лицо должно проявить инициативу, интерес к важной для него информации, в соответствии, с чем на его вопрос или просьбу о предоставлении сведений, ему не было предоставлено соответствующей информации, которой располагало должностное лицо.

При этом неправомочное поведение в адрес гражданина может выражаться:

  1. В умалчивании и отказе от общения с гражданином;
  2. В избегании разговора (под предлогом занятости или иным);
  3. В обмане со ссылкой на отсутствие информации;
  4. В обмане с предоставлением заведомо ложной информации;
  5. В предоставлении неполной информации.

Неправомочный отказ, сопряженный с ложью, оговорками и умолчанием

Здесь подразумевается факт, что должностное лицо отказывает гражданину в выдаче нужной информации под следующими предлогами:

  • молчание;
  • нежелание идти на контакт;
  • предоставлении информации частично;
  • выдача данных заведомо ложного характера;
  • введение в заблуждение со ссылкой на то, что запрашиваемые сведения отсутствуют.

Право доступа к информации

Привлечение к ответственности за отказ или уклонение от предоставления информации гражданину, организации, представителям каких-либо учреждений и т.д. в первую очередь связано с тем, что согласно Конституции РФ существует право на получение сведений:

  • Непосредственно от органов государственной власти, представителей местного самоуправления;
  • От должностных лиц, которые в ходе выполнения своих обязанностей обеспечивают организацию и ход каких-либо работ;
  • По материалам дела – в такой ситуации могут предоставляться документы для ознакомления заинтересованных лиц и наличии их объективного интереса.

К любому виду информации допуск не всегда можно получить – законодательные акты в такой сфере устанавливают ряд ограничений – материалы, которые содержат данные, закрытые для общей массы пользователей, не могут быть предоставлены без особого допуска или разрешения.

Что относится к персональным данным

Персональные данные – понятие довольно широкое. В него обязательно включаются сведения из паспорта человека: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, адрес проживания, номера ИНН, СНИЛС.

Кроме того, в персональные данные входит информация о национальной и религиозной принадлежности, семейном положении, здоровье, воинском учете, образовании, получаемых гражданином доходах, затратах, льготах, пособиях и субсидиях.

Сюда же причисляются сведения из трудового договора, дополнительных соглашений к нему, результаты профессиональных собеседований, анкет и тестов, заявления, объяснительные и т.п. документы, касаемые деятельности человека по месту работы.

Куда требуется предоставлять персональные данные

Сегодня передача личных сведений является широко распространенным явлением. Предоставлять персональные данные нужно, например, при устройстве на работу, подаче заявлений в садик, школу, другие учебные заведения, больницы, поликлиники, банковские, кредитные учреждения и т.д.

Обязанности уполномоченных лиц

Государственные структуры, органы местного самоуправления и другие организации, в чьём ведении находятся базы данных, обязаны обеспечить оперативность и достоверность передачи запрашиваемых сведений в полном объёме.

Порядок получения информации определяется владельцами указанных баз данных. При этом пользователи должны бесплатно информироваться о видах, условиях и правилах доступа к интересующим сведениям.

Состав преступления


Преступление рассматривается в общем контексте преступлений против прав, личных интересов и свобод граждан.

Причинённый вред может быть имущественным в том случае, если гражданин не получил в законный срок или получил не в полном объёме: пенсию, пособие и другие денежные компенсации или не смог отстоять право на получение или замену жилья и т.п.

Моральный вред может заключаться в случае не получения, надлежащей защиты чести и достоинства.

Если последствий деяния не произошло, то состав преступления признан не будет, но к провинившемуся должностному лицу будет вменено дисциплинарное взыскание.

Объект преступления при отказе предоставления информации – это права, законные интересы и личные свободы граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.

К объективной стороне будут относиться последствия действия (бездействия) должностного лица в отношении гражданина, а также взаимосвязь деяния с наступившими последствиями, причинившими гражданину имущественный или моральный ущерб. Предметом преступления являются документы и другие материалы, представляющие непосредственные интересы гражданина.

Субъект преступления (специальный) – должностное лицо, которое располагало необходимой информацией, в отношении заинтересованного гражданина, но отказало ему в её предоставлении на незаконном основании.

К субъективной стороне будет относиться вина в виде прямого или косвенного умысла в отношении к гражданину, который понёс имущественный или моральный ущерб.

Наличие прямого умысла в причинении ущерба личным интересам имущественного или морального характера, будет служить отягчающим обстоятельством при квалификации преступления

Специфика деяния

Неправомерным отказом считается нежелание уполномоченного лица предоставить информацию, выраженное открыто. При этом он может быть письменным либо устным.

Предоставлением заведомо неполных данных является предложение ознакомиться с частью документов/материалов, частью сведений, которые в них присутствуют. Нарушением прав заявителя будет считаться также письменный ответ на запрос, содержащий только часть информации, которая необходима заинтересованному лицу.

право на информацию

Предоставлением заведомо ложных данных является предложение ознакомиться с информацией, не соответствующей действительности. При этом нарушение прав заявителя будет констатировано даже в том случае, если ложными будут не все сведения, а только их часть.

Особенности состава злодеяния

Если рассматривать такие преступления в правовом поле УК РФ, то состав преступления будет материальным, что выражается в непосредственном причинении вреда. При этом сам вред и его формы законом не конкретизируются. Следовательно, сюда можно отнести имущественный ущерб, например, сотрудник банка промолчал, что остался непогашенный остаток по кредиту, на который стали накручивать проценты.

Другой пример, не получив своевременно актуальных сведений человек пропустил очередь на получение жилплощади или не предпринял мер для лечения опасного заболевания. Кроме этого, сюда можно отнести и нравственный вред, который выражается в отсутствии защиты государством прав и личных интересов граждан.

Однако, здесь можно выделить любопытный нюанс, который собственно и создает почву для преступления: гражданин должен самостоятельно обратиться с запросом и получить отказ в предоставлении интересующих сведений.

На практике это выглядит так: если гражданин лично не обратился в банк, чтобы получить справку об отсутствии задолженностей, в то время, как на остаток копятся проценты, то это не является уголовно наказуемым деянием. С другой стороны, если у потерпевшего на руках имеется официальный ответ о том, что кредит погашен полностью, и впоследствии ему будет предъявлено требование о погашении процентов — здесь явно просматривается состав преступления.

Квалифицирующие признаки

Квалифицирующими признаками преступления являются неправомерные и противозаконные действия (бездействие) должностного лица в отношении к гражданину, который обратился за получением информации, но не получил её, либо получил не полностью, либо получил заведомо ложную информацию, что нанесло ущерб его интересам.

Отягчающим обстоятельством будет определена вина в виде прямого умысла.

Сложным вопросом о возможности квалификации преступления будет проблема гражданина, связанная с его имущественным ущербом после не полностью погашенного им кредита, займа и т.п.

Практически всем известны случаи, когда через несколько лет после мизерного остатка от непогашенного кредита, гражданина оповещают о несоразмерно большом долге, связанном с процентом по задолженности.

Однако, как правило, иски по подобным делам удовлетворены, бывают крайне редко. Причина в том, что банки готовы представить информацию о положении плательщика, в том случае, если он сделает официальный запрос.

Если гражданин не обратился в банк с запросом о погашении кредита (займа), в связи с чем не получил соответствующую его имущественным интересам информацию – сотрудникам банка ответственность вменятся не будет.

При наличии письменного уведомления от банка о погашении кредита и последующего предоставления счёта – прецедент для квалификации преступления будет признан

Квалифицирующие признаки


На этот счёт, в статьях УК и КоАП не содержится информации, следовательно, здесь прослеживается простой состав преступления, поэтому злодеяние не содержит квалифицирующих признаков.

Порядок истребования документов у проверяемого лица

В случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории проверяемого лица требование о представлении документов (информации) передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку.

Если указанными способами требование о представлении документов (информации) передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма или передается в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.

Лицам, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, требование о представлении документов (информации) направляется налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.

В случае направления требования о представлении документов (информации) налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

Ранее представленные в налоговые органы документы (информация) независимо от оснований для их представления могут не представляться при условии уведомления налогового органа в установленный для представления документов (информации) срок о том, что истребуемые документы (информация) были представлены ранее.

Чтобы воспользоваться таким правом, в течение срока представления документов нужно направить уведомление в налоговый орган о том, что ранее эти документы уже представлялись в налоговый орган, указав в нем реквизиты документа, которым (приложением к которому) они были представлены, и наименование налогового органа, в который они были представлены.

При этом запрет на повторное истребование у налогоплательщика документов, которые он ранее уже представлял в налоговые органы, не распространяется на случаи, если документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, если документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Что могут запросить при проверках?

Суровая реальность: все, что хоть как-то связано с исчислением уплатой проверяемых инспекцией налогов может быть истребовано у кого угодно. Складывается стойкое впечатление, что скоро никого не удивит истребование, например, свидетельства о рождении главного бухгалтера, ведь именно главный бухгалтер отвечает за исчисление и уплату налогов в компании.

Обратной стороной медали выступает возможность злоупотребления должностными лицами налоговых органов своими полномочиями.

И именно из-за таких злоупотреблений, а вовсе не из-за желания налогоплательщика сокрыть компрометирующую его информацию, часто возникает нежелание отвечать на запросы налоговых органов. А иногда бывают и откровенные глупости.

Так, совсем недавно в Свердловской области и Челябинской областях налогоплательщикам приходили требования с просьбой представить «документы, подтверждающие выполнение работ непосредственно в космическом пространстве».

Скорее всего, данная формулировка была транслирована из ст. 164 Налогового кодекса РФ, предусматривающей применение ставки 0%, и бездумно скопирована из требований, выставленных какой-либо из структур Роскосмоса. Однако для бухгалтеров других компаний такие формулировки, дававшие повод задуматься о бескрайних просторах вселенной, вызывали недоумение и ухмылку.

Что делать, если просят дать пояснения?

Сразу обращаем внимание, на основании какой нормы просят дать пояснения.

Если на основании 93.1 НК РФ, то актуально все то, что написано выше.

Если же на основании п. 3 ст. 88 НК РФ, то налоговый орган должен в требовании указать, какие выявлены проверкой ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, полученным им в ходе налогового контроля.

Если налоговый орган не указывает, какие ошибки либо противоречия выявлены, то ответ на него является вашим правом, но не обязанностью.

Даже в таком случае не следует игнорировать требование. Целесообразно указать в ответе, что при самостоятельной проверке налогоплательщиком поданной им декларации никаких ошибок, противоречий не выявлено, соответственно, обязанности давать какие-либо пояснения не возникает.

Имейте ввиду, что пояснения в любом случае придется дать, если:

  • в декларации по налогу на прибыль заявлена сумма убытка;
  • налогоплательщиком в декларации заявлены операции (имущество), по которым применены налоговые льготы;
  • в иных случаях, указанных в п. 8.1, 8.2, 8.5, 8.6, 8.8, 12 ст. 88 НК РФ.

Если в качестве основания для запроса документов или информации указывается подп. 3 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ, то давать письменные пояснения и документы налогоплательщик не обязан, однако явиться в налоговый орган и дать пояснения все равно придется. Поэтому при получении запроса информации и/или документов на основании уведомления о вызове в налоговый орган налогоплательщика, вопрос о предоставлении документов и письменных пояснений налогоплательщику следует решать, опираясь на то, насколько это удобно для него самого. В большинстве случаев письменные пояснения, составленные в спокойной обстановке, будут более взвешенными, аргументированными и контролируемыми, чем пояснения при разговоре с налоговым инспектором.

Порядок и срок представления документов проверяемым лицом

Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом либо переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

При этом, если истребуемые документы составлены в электронной форме по форматам, установленным ФНС России, они представляются в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Документы, составленные на бумажном носителе, могут быть представлены в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) по установленным форматам по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Форматы для представления в налоговый орган в электронной форме документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов, установлены приказом ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@ «Об утверждении формата документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В случае представления истребуемых документов в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи такие документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса представляются в течение 10 дней (20 дней – при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 дней – при налоговой проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ) со дня получения соответствующего требования.

Продление срока представления документов проверяемым лицом

В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в установленный срок, оно в течение 1 дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

В течение 2 дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

Как обжаловать отказ

Получив отказ, гражданин вправе обратиться с жалобой в вышестоящие инстанции, надзорные организации или органы исполнительной власти. Для этого существует определённый порядок действий.

Образец заявления


Начнём с того, что установленной законом формы таких обращений не предусмотрено, поэтому у каждой организации может быть индивидуальный бланк заполнения. Однако вне зависимости от этого, жалоба должна быть обоснованной, с обязательными ссылками на конкретные нарушения.

Порядок составления

Вне зависимости от формы, в теле жалобы обязательно должна отображаться такая информация:

  • обстоятельства отказа;
  • указание конкретного должностного лица, допустившего правонарушение;
  • требование о принятии соответствующих мер: выдачу материалов по запросу, привлечение виновного к ответственности.

Кроме этого, необходимо указать свои контактные данные.

Куда обращаться

Если госслужащие отказывают гражданам в предоставлении информации, обратиться можно:

  • вышестоящая инстанция или надзорный орган;
  • прокуратура;
  • суд.

Как оформить отказ

Рассмотрение того или иного письма никоим образом не гарантирует того, что получивший его представитель организации в обязательном порядке ответит согласием на предложение, запрос или претензию, содержащуюся в нем. Напротив, во многих случаях работники компаний пишут отказы.

Но чтобы правильно отказать, нужны определенные навыки. Важно не обидеть отправителя письма негативным содержанием – это диктуют не только правила элементарной деловой вежливости, но и возможность того, что в дальнейшем он может стать заказчиков, клиентом или партнером.

Общие сведения о деловом письме

Вся официальная корреспонденция подчиняется определенным правилам составления. Прежде всего, необходимо помнить о том, что, несмотря на то, что содержание письма может быть абсолютно произвольным, его структура и состав должны соответствовать нормам, принятым в оформлении деловых бумаг, т.е. условно поделены на три части: начало (обращение и заголовок письма), основной раздел и заключение (подпись и дата).

Стиль письма должен быть сдержанным, лаконичным, без излишне «нагруженных» предложений, сложной специфической терминологии. Отказ следует делать максимально корректным, в нем недопустимы грубость, ненормативная лексика и прочие крайние проявления. При формировании письма нужно обязательно учитывать нормы русского языка в плане культуры речи, лексики, грамматики, орфографии и стилистики.

Отказ может быть немотивированным, но все же лучше, если в письме будет указана его причина.

В случае, если ответ подробный и обстоятельный, то следует поделить его на абзацы или пункты – так восприятие текста существенно облегчается.

При отказе не надо рубить сплеча и «сжигать мосты» желательно оставить пути к отступлению, то есть поблагодарить за оказанное внимание и выразить надежду на возможность дальнейшего сотрудничества. Для этого можно указать условия, которые получатель может выполнить для установления деловых отношений. Если есть возможность посоветовать предприятие, которое также согласилось бы на сотрудничество или иные предложения, высказанные в первоначальном послании, то пренебрегать ею не следует – это оставит хороший след в памяти адресата.

На имя кого писать

Отказ нужно писать строго на имя того человека, который подписался под изначальным письмом. В противном случае, отказ может не дойти до адресата или затеряться в потоке входящей корреспонденции. Однако, если под письмом-предложением подписи конкретного человека не было, то можно использовать нейтральную форму обращения (например, в виде простого приветствия «Добрый день»).

Оформление письма-отказа

Письмо можно написать от руки (такой формат будет говорить об особом, теплом отношении к адресату) или напечатать на компьютере.

При этом допустимо использование простого листа бумаги или же бланка с фирменными реквизитами и логотипом компании.

Письмо-отказ формируется в единственном оригинальном экземпляре, обязательно датируется и нумеруется (в соответствии с документооборотом предприятия). При этом информацию о нем следует включить в журнал исходящей корреспонденции, отметив его дату, номер и кратко — содержание. В дальнейшем этот журнал может стать свидетельством создания и отправки послания.

Кто должен подписать

В идеале под письмом должен стоять автограф директора организации, но возможно это далеко не всегда (и практически совсем исключено на предприятиях с большой численностью работников и множеством структурных подразделений). Поэтому, подписать письмо об отказе может любой сотрудник компании, уполномоченный на создание подобного рода документации и наделенный правом подписи корреспонденции. Это может быть секретарь, юрист, начальник или специалист какого-либо отдела.

Сроки ответа

Вне зависимости от того, какой именно образец используется, сроки ответа на запрос определяются исходя из традиций деловой этики. Поскольку в законодательстве подобный вопрос никак не регулируется, компании сами вправе решать, какое время им понадобится для ответа. Обычно срок составляет 10-15 рабочих дней.

Если это время неизбежно увеличивается (например, для получения необходимых сведений понадобится сделать запросы, которые также отнимут время), целесообразно уведомить об этом отправителя. Составляют ответное послание, в котором указывают, что письмо принято в работу и обозначают примерные сроки ответа.

В некоторых случаях сроки ответа регулируются на уровне законодательства или внутренних регламентов компании. Например, государственные органы и банковские организации, как правило, должны предоставить ответы в течение 30 календарных дней.

Ждать ли ответ на письмо-ответ

Практически все деловые письма требуют ответа, но из этого правила есть исключение.

Письмо-ответ не нуждается ни в каком ответе, поскольку оно изначально не содержит в себе никаких просьб, запросов и предложений. По сути дела, оно содержит лишь ту информацию, которая требовалась второй стороне.

При этом именно письмо-ответ может стать отправной точкой к заключению выгодного контракта или сделки, а также простым и доступным способом урегулирования каких-либо проблем и сложностей во взаимоотношениях между партнерами.

Меры ответственности

Степень той или иной меры ответственности, которая будет назначена должностному лицу, определяется судом, исходя из квалификации конкретного дела.

Если речь идет о привлечении к ответственности в рамках Кодекса об административных правонарушениях, то в соответствии с положениями статьи 5.39 в качестве наказания будет применен штраф на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей.

Наложение такого наказания происходит на то должностное лицо, на которое в соответствии с регламентами конкретной организации возложено обязательство в предоставлении такой информации.

Если речь идет о совершении преступления, предусмотренного Уголовным Кодексом Российской Федерации, то в качестве наказаний рассматриваются:

  • штраф с максимальным размером до двухсот тысяч рублей;
  • лишение права занимать определенные должности с диапазоном наказания от двух до пяти лет.

Привлечение к ответственности происходит на основании результатов проверки выявленного правонарушения со стороны контролирующих органов, в частности, Прокуратуры Российской Федерации.

Административная ответственность за отказ

В первую очередь те лица, которые отказали в предоставлении информации, могут привлекаться к административной ответственности. Административное нарушение согласно статье 5.39 КоАП может квалифицироваться таковым при следующих действиях:

  • Неправомерный отказ гражданину или адвокату по поступившему запросу;
  • Отказ организации, осуществившей запрос, если запрашиваемые данные должны предоставляться согласно федеральных законов;
  • Несвоевременное донесение информации или ее искажение (предоставление ложных сведений).

Подобные действия влекут за собой наказание для должностных лиц, признанных виновными в виде наложения штрафа в размере от 5 до 10 тыс. рублей. Основанием для привлечения к ответственности становится обращение субъекта в суд, где, используя образец иска, он составляет заявление с указанием сути жалобы и требования.

Уголовная ответственность за отказ в предоставлении информации

Кроме административной ответственности для виновных может наступать и уголовная. Для того, чтобы констатировать факт незаконного отказа дать ту или иную информацию, должна присутствовать инициатива от заинтересованного субъекта – то есть следует обратиться за получением такой информации в гос.орган, муниципальное учреждение или к должностному лицу. В такой ситуации прямым нарушением действующего законодательства будут следующие действия:

  • Умалчивание или отказ в общении с обратившимся гражданином;
  • Избегание общения под различными предлогами (ссылка на занятость);
  • Прямой обман со ссылкой на отсутствие сведений относительно запрашиваемых фактов или информации;
  • Обман, при котором предоставляется заведомо ложные данные;
  • Предоставление сведений неполного характера.

В результате таких действий должностного лица для квалификации преступления по УК РФ должны присутствовать определенные последствия:

  • Причинение имущественного вреда – лицо вовремя не получило положенную ему выплату (пособие, помощь, пенсию), не в полном размере и т.д.;
  • Гражданин не смог подтвердить право на предоставление квартиры, земли, каких-либо материальных ценностей. При этом в жалобе может фигурировать факт предоставления гораздо позже возможного срока;
  • Лицо было лишено имущества, каких либо материальных благ, возможности пользоваться предоставленными ему льготами;
  • Моральный вред, выражающийся в унижении чести и достоинства.

В такой ситуации субъективной стороной будет являться наличие вины в виде умысла (косвенного или прямого) по отношению к тому гражданину или организации, что понесли моральный или материальный ущерб. Такой фактор отягчает вину должностного лица, и назначенное наказание будет приближено к максимально возможной мере по данной статье.

Виновные лица могут нести следующие виды наказания:

  • Выплата штрафа в размере до 200 тыс. рублей;
  • Штраф, измеряемый в размере дохода виновного за 18 месяцев;
  • Лишение права занимать руководящие или другие ответственные посты в течение 2-5 лет.

Итак, отказ в предоставлении информации, как нарушение права граждан согласно Конституции РФ, может быть чреват привлечением должностных лиц к ответственности. Такая ответственность может быть административной или уголовной – в зависимости от последствий для обратившегося в форме имущественного или морального вреда.

Примеры из судебной практики

Судебная практика по статье очень редкая, потому что должностные лица часто понимают, на что идут при отказе информации или предоставлении ее в неполном либо ложном виде.

Примеры судебных дел:

  • Гражданин Е. обратился в суд с заявлением против работника ЗАГСа В., которая отказала ему предоставлять данные о том, действительно ли его бывшая жена вышла замуж повторно. Суд отказал Е. в возбуждении дела, так как В. действовала согласно правилам. У нее не было права предоставлять ему информацию, так как это бы нарушило личную жизнь его бывшей жены. Дополнительно у Е. не было оснований запрашивать такую информацию, так что дело было закрыто, Е. вынесли предупреждение о ложном доносе.
  • Гражданка Ф. обратилась в полицию с заявлением на сотрудника полиции другого отдела Г. Он был обязан дать ей информацию о том, в какую колонию-поселение отправили ее сына. Но тот отказал в предоставлении информации, ссылаясь на указанный в деле адрес. Гражданка заявила, что у нее нет дела, поэтому она попросила его помочь. Г. отказал, ссылаясь на отсутствие полномочий. Суд решил, что Г. виновен, так как обладал той информацией и был обязан ее предоставить. Тот признал свою вину, сказал, что просто был в плохом настроении, поэтому отказал. Ему выписали штраф и предупреждение.
  • Гражданин К. подал в суд против депутата городской администрации Н., который отказал ему в предоставлении информации о причинах отказа согласования с ним митинга. Выяснилось, что К. подал документы на проведение одиночного пикета и ждал ответа. В итоге ему не дали ответа, а личное посещение ответственного депутата закончилось ничем. Суд рассмотрел дело и признал Н. виновным, так как он был обязан выдать необходимую информацию, которая была нужна К. и подтверждалась его конституционными правами. Н. оштрафовали на 30 тысяч рублей.

Решения, которые выносятся чаще всего

Чаще по статье выносятся обвинительные решения. Судебная практика по ней необширная. Так, в 2020 по статье не было возбуждено ни одного дела. Это связано с тем, что должностные лица четко понимают свои обязанности и несут ответственность за свои поступки.

Отягчающие и смягчающие обстоятельства, влияющие на наказание

В статье не указаны отягчающие и смягчающие обстоятельства. К ним можно отнести те, которые указаны в самом Уголовном кодексе. Но, так как статья применяется редко, то отягчающие и смягчающие обстоятельства при вынесении решения также используются крайне редко.

Заключение

При отказе в предоставлении каких-либо сведений, касательно прав и свобод человека, должностным лицом, последний несет административную или уголовную ответственность. Чтобы его можно было привлечь ко второй, нужно доказать, что лицу был нанесен именно ущерб — моральный или физический.

Источники

  • https://prava.expert/uk/otvetstvennost/za-otkaz-v-predostavlenii-informatsii-grazhdaninu.html
  • https://system-bryansk.ru/uk/st-140-rf.html
  • https://pravo.team/uk-i-koap/protiv-lichnosti/predostavlenie-informatsii.html
  • https://ug-ur.com/prestuplenie/protiv-lichnyh-prav-i-svobod/otkaz-v-predostavlenii-informatsii.html
  • https://PravoNarushenie.com/prava-chest-i-dostoinstvo/prava-cheloveka/otkaz-v-predostavlenii-informatsii-i-otvetstvennost-po-uk-rf-i-koap-rf
  • https://adm-pravo.ru/pravonarushenie/obshhestvennyj-poryadok/otkaz-v-predostavlenii-informacii/
  • https://assistentus.ru/forma/otkaz-ot-predostavleniya-personalnyh-dannyh/
  • https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/reglament_vnp/istreb_doc_reg/
  • https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/1011433.html
  • https://wildapex.ru/otkaz-v-predostavlenii-informacii-po-zaprosu/
  • https://Inspectrum.su/trudovoe-pravo/obrazets-pisma-otveta-na-zapros-o-predostavlenii-informatsii-v-2020-godu.html
  • https://assistentus.ru/forma/otvet-na-pismo-zapros/

Это интересно
Adblock
detector