Хищение государственного имущества: статья УК РФ за кражу, наказание и ответственность

Хищение государственного имущества: статья УК РФ за кражу, наказание и ответственность

Хищение государственного имущества: статья УК РФ за кражу, наказание и ответственность

Понятие хищения

На данный момент воровство сбавило сумасшедший темп, но стало системным, осуществляя захват гос.собственности по отработанным, налаженным схемам. Основной элемент в мошеннических манипуляциях с гос. имуществом – люди, способные использовать своё служебное положение для достижения личных выгод и связанных с ними предпринимателей.

Разрабатывая и реализуя эффективную политику в сфере борьбы с хищениями, перед законодателем и правоприменителем стоят следующие задачи:

  • работа в сфере законодательной базы, т.е. разработка законов, регулирующих управление собственностью страны и сделками в отношении гос.ресурсов;
  • подготовка эффективных экономических реформ, повышение качества законодательных антикоррупционных мероприятий;
  • эффективное применение существующей законодательной базы для раскрытия преступлений, грамотная классификация действий нечестных чиновников и бизнесменов, точное определение хищения государственного имущества статья УК РФ;
  • повышение подготовки правоохранительных органов, обеспечение возможности борьбы с коррупцией на всех уровнях.

Одним из методов похищения собственности является её продажа по бросовой цене, которая объясняется тем, что действительная её стоимость не равна рыночной.

Разворовывание бюджетных средств происходит путём договорного участия в конкурсах на проведение работ или оказание услуг. «Победитель» подставного тендера получает сумму, выделенную властями страны на определённые задачи, а тратит на проведение работ/оказание услуг в 2 раза меньше денег.Что сказывается на сроках и качестве работ/услуг– вот и кража государственного имущества статья 159 ч.5 УК РФ, по которой выполнение работ низкого качества из-за снижения их стоимости стало частичным невыполнением обязательств по договору.

Часто применяется передача руководителями организаций средств коммерческим организациям, которые возглавляют их родственники.Спортивное стремление получить максимальную выгоду из сделки – вполне понятное желание любого предпринимателя. Бизнес не обязан заботиться о выгоде второго участника сделки – государства.

О рациональном и эффективном расходовании бюджетных средств обязаны заботиться власти, заключающие подобные соглашения, конкретнее люди, наделённые полномочиями по организации расходования ресурсов.

Проблема именно в том, что эти уполномоченные лица злоупотребляют своим положением для достижения личных целей. Складывается ситуация, когда от сделки выигрывает подрядчик и конкретный чиновник, но не государство.

Что является хищением государственного имущества

Хищение – это незаконное завладение чужим имуществом в корыстных целях. В нашей ситуации речь идет о собственности, принадлежащей государству. Хищение является общим понятием, поэтому стоит более подробно рассмотреть его подтипы. Оно может проявляться в растрате или присвоении государственного имущества.

Теперь более подробно рассмотрим, каким может быть преступление. Растрата подразумевает завладение чужим имуществом, вверенным виновному, и дальнейшее распоряжение им: продажа, дарение, передача третьему лицу. Присвоение – это незаконное завладение собственностью с целью дальнейшего владения и обращения в свою пользу.

Также могут квалифицировать деяние как кражу. Ее отличительная особенность заключается в том, что нарушитель тайно похитил государственное имущество.

При этом он знал, что предмет злодеяния кому-то принадлежит. К слову, может случиться попытка кражи. В подобной ситуации действие не будет доведено до конца. Допустим, преступника поймали, однако выяснилось, что он украл совсем не ту вещь, которую хотел.

Мошенничество тоже является распространенным правонарушением. В его случае происходит завладение муниципальной собственностью обманным путем. Она чаще всего добровольно передается человеку, однако позже выясняется, что он не имеет на нее прав. В большинстве случаев провернуть аферу удается с помощью поддельных документов и ложных сведений.

Отличие кражи от присвоения и растраты

Наказание за нецелевое использование бюджетных средств по ст.285.1 — штраф до полумиллиона, принудительные работы или лишение свободы на срок до 5 лет.

Преступления, касающиеся присвоения чужой собственности, являются смежными по составу, но имеют существенные отличия. Так, присвоение и растрата – это хищение собственности, вверенной виновному, а кража и мошенничество – это тайное или мошенническое присвоение чужого имущества, находящегося вне ведения преступного элемента. Более подробно про присвоение и растрату (ст. 160 УК РФ) можно прочитать в другой статье нашего портала. Далее будут рассмотрены преступления, касающиеся хищения в форме кражи и мошенничества (ст. 158 и 159 УК).

Предметом преступлений по вышеуказанным статьям является имущество, не принадлежащее обвиняемому по праву собственности. Если при краже (ст. 158) предметом преступного деяния выступает имущество в его материальном выражении, то ст. 159 подразумевает, что предметом хищения может выступать как само имущество, так и право на него.

Объективная сторона преступного деяния:

  • кража (ст. 158) – хищение имущества;
  • мошенничество (ст. 159):
    1. хищение;
    2. приобретение права.

Способ совершения преступления:

  • кража – тайное хищения имущества;
  • мошенничество:
    1. получение имущества (или права на него) посредством обмана,
    2. получение имущества (или права на него) при помощи злоупотребления доверием.

Субъективная сторона преступления: и кража и мошенничество предполагают наличие прямого умысла, т. е. виновный знает, что совершает хищение преступным путем, предвидит ущерб, наносимый потерпевшему, и желает совершить хищение.

Рассмотренные преступления одинаково часто встречаются как в сфере частной собственности, так и в государственной. Воровство в России среди чиновников приобрело беспрецедентные масштабы. Отличительными квалифицирующими признаками хищения госимущества и бюджетных средств являются:

  • использование при совершении преступления служебного положения;
  • крупные и особо крупные размеры хищения, т. е. свыше 3 и 12 миллионов рублей соответственно.

Статья регламентирующая кражу гос. имущества

В уголовном кодексе РСФСР, действующем до 1 января 1997 года, за кражу и прочие виды хищения государственного имущества были предусмотрены отдельные статьи.

Ныне действующий Уголовный кодекс не разграничивает собственность на государственную и частную. Ответственность на хищение собственности, принадлежащей государству, наступает по статьям 158 – «Кража», и 159 – «Мошенничество».

Состав преступления

Важно определить состав преступления, чтобы злоумышленник понимал, какое его ожидает наказание. Мы рассмотрим стандартные критерии, по которым рассматривается деяние. Крайне важно определить каждый пункт, чтобы была полная картина преступления.

Что учитывается:

  1. Объект преступления. В данной ситуации им выступает государственное имущество. Оно может быть различным по своему типу. Главное, чтобы оно являлось ценным и принадлежало государству.
  2. Субъект преступления. Им выступает тот человек или группа лиц, которая совершила злодеяние. Потребуется рассмотреть такие признаки, как возраст, социальное положение, вменяемость.
  3. Объективная сторона. В этом случае преследуется материальный мотив. Человек желает получить наживу за счет неправомерного деяния.
  4. Субъективная сторона. Определяется вина, мотив, цель и эмоции.

Именно по данным моментам можно характеризовать произошедшее преступление. Также потребуется определить, было ли это расхищение или присвоение. Дополнительно понадобится определить обстоятельства, относящиеся к делу. Потому как из этих критериев будет определяться наказание по конкретной статье УК РФ.

Квалифицирующие признаки

Прежде чем человек будет осужден, понадобится выявить квалифицирующие признаки. Они, опять же, необходимы для того, чтобы вынести справедливый приговор. Важно понять, какой по размеру объект, определить его стоимость. Из этого можно будет сделать вывод, совершено хищение в крупном или особо крупном размере.

Также важно знать, совершал злоумышленник свои действия в одиночку или у него были сообщники. Потому как преступления, осуществленные по предварительному сговору, наказываются строже. И в этом случае пострадают все участники.

Важным моментом также является тот факт, что человек злоупотребил своими должностными полномочиями. Допустим, гражданин занимает высокопоставленную должность на государственной службе. У него есть возможность распоряжаться деньгами или муниципальным имуществом. Растрата собственности в особо крупных размерах грозит серьезным приговором для нарушителя.

Отдельно необходимо определить, были ли негативные последствия поступка. Возможно, кому-то был нанесен серьезный вред, возможно, даже здоровью и жизни. Тогда статья еще ужесточиться, и злоумышленник получит максимальное наказание.

Действия соучастников

Если в присвоении или растрате принимала участие группа лиц, суду необходимо установить роли каждого из них.

Подстрекательство доказывается в том случае, когда лицо склонило другое лицо к совершению преступных действий путем подкупа, угрозы, уговора или иными методами.

Пособничество заключается в содействии реализации незаконных действий с помощью указаний, советов, предоставления каких-либо данных, орудий или средств для совершения преступления или в устранении препятствий. Также пособником признается гражданин, который заранее обещал скрыть личность исполнителя и следы противоправных действий либо собирался приобрести и сбыть похищенное имущество.

Самоуправство

Отдельно в законе указывается такое понятие, как самоуправство. Это изымание и(или) обращение в свою пользу либо в пользу иных лиц чужого имущества гражданином, который стремился реализовать свое действительное или предполагаемое право на это имущество. Пример самоуправства — присвоение гражданином вверенного ему имущества с целью оплатить долги собственника имущества.

С точки зрения законодательства, самоуправство не является хищением. Виновный в таком случае привлекается к ответственности по статье 330 УК РФ.

Срок давности

Срок исковой давности по уголовным делам установлен статьей 78, согласно которой срок исковой давности по преступлению:

  • с общими признаками (часть 1 статей 158 и 159 УК РФ) = два года;
  • средней тяжести (часть 2 статей 158 и 159 УК РФ) = шесть лет;
  • с особо квалифицирующими признаками согласно части 3 и 4 статей 158 и 159 УК РФ = десять лет.

Начало исчисления срока исковой давности начинается на следующий день после совершения преступления.

С какого момента преступление считается законченным?

Законченным преступление будет, когда чужие ценности будут изъяты преступником и он получит возможность распоряжаться похищенными ценностями в своих целях. Тот факт, что виновное лицо распоряжается чужой похищенной собственностью в своих целях или нет, не имеет значения. Главное, чтобы злоумышленник имел возможность (!).

Если же преступнику не удалось закончить преступление по независящим от него причинам (например, он был пойман в момент совершения преступления, не смог осуществить вывод денежных средств с чужого банковского счета по техническим причинам), то такое правонарушение признается покушением на совершение кражи.

Злоупотребление служебным положением

Государственные сотрудники, занимающие высокую должность, обязаны помнить о том, что им нельзя нарушать закон. Потому как если они пожелают нажиться, используя свои полномочия, тогда их ждет строгое наказание. Уголовный кодекс имеет отдельные части в статьях, которые относятся к подобной ситуации. Потому как если лицо решило воспользоваться своим служебным положением, тогда оно не сможет отделаться мягким приговором.

Можно посчитать, что человек использовал свои рабочие полномочия в следующих случаях:

  1. Он получил выгоду, которая выражалась в деньгах или имуществе.
  2. Гражданин заранее преследовал данную цель и понимал, что нарушает закон.
  3. Он использовал свою должность для того, чтобы нажиться. Допустим, подписал договор о незаконной передаче какого-либо объекта или скрыл факт нарушения.

Стоит понимать, что регулярно проводится проверка государственных служащих на добросовестность. Поэтому есть большая вероятность, что факт преступных действий вскроется. В этом случае человек будет судиться по УК РФ, и ему, как минимум, придется заплатить крупный штраф. Однако дело может дойти и до того, что нарушителя лишат свободы на долгий срок.

Отметим, что хищение государственного имущества и коррупция идут бок о бок. Потому как будет достаточно сложно совершить кражу в большом размере и при этом не быть высокопоставленным работником. А вот тем сотрудникам, которые имеют право распоряжаться муниципальными финансами и собственностью, не составляет труда совершить преступление.

Контроль при борьбе с похищением и растратой гос. собственности

Несмотря на то что госимущество по закону должно охраняться также как и другие формы собственности, оно отличается от частной собственности методами использования, назначением.Поэтому укрепление контроля и уголовно-правовой охраны – приоритеты при борьбе с похищением и растратой гос. собственности. Не зря исследователи считают, что имущественные отношения, участником которых является государство, имеют особенности, в результате чего складываются предпосылки для признания их самостоятельным видом отношений.

Меры по контролю сделок, совершённых на заведомо невыгодных условиях, проводились ещё в 1922 году при РСФСР. По Уголовному кодексу тех лет существовала статья, подразумевающая ответственность предпринимателя, заключившего договор с властями и не выполнившего свои обязательства по нему в силу недобросовестного отношения к своим обязательствам.

Система действующих рыночных отношений сказалась на развитии экономики и на формировании отношения к государственному имуществу со стороны бизнеса. В данной системе каждый бизнесмен заинтересован в первую очередь в получении прибыли, а не в честной сделке.

Бизнес необходим государству для решения экономических задач и развития, но он требует работы под жёстким контролем, постоянного мониторинга ситуации для оперативного воздействия на «правила игры», которые исключают возможность растраты средств впустую и помогут наладить эффективное сотрудничество между властями и предпринимательством.

То есть, такая трактовка формально декриминализировала злоупотребление служебными правами для лиц, занимающих положение с такими полномочиями, злоупотребление которыми способствует организации преступления, что привело к проведению незаконной приватизации национальных предприятий. В таком же виде понятие существует в нынешнем Уголовном кодексе ст. 158 примечание 1.

По закону, на основании признака «противоправности», классифицированы следующие разновидности хищения:

  1. Растрата.
  2. Кража.
  3. Грабёж.
  4. Присвоение.
  5. Мошенничество.

Развитием среды для процветания коррупции и краж в 90-е годы послужила некачественная разработка законодательной системы, которая приняла понятие «хищение» в такой формулировке, цитата: «согласно федеральному закону от 01.07.1994 понятие хищения обозначало противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества, совершённое в корыстных целях».

По мнению части экспертов-правоведов, УК РФ компенсирует отсутствие акцента на хищении государственной собственности следующими статьями, накладывающими ответственность на чиновников и должностных лиц:

  • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 286 УК РФ);
  • превышение должностных полномочий (ст. 285 УК РФ).

Рассматривая термин «хищение», следует обратиться к опыту законотворчества в СССР. Трактовку можно найти в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. По логике документа определена ответственность за растрату, кражу, присвоение или другое похищение гос. имущества. Интересный факт, вытекающий из данного документа: правоприменитель вправе классифицировать как похищение всякие методы захвата национальной собственности, даже не определённые Уголовным кодексом напрямую.

Статистика по применению 285 ст. УК РФ, по данным сайта «Росправосудие»:

  • 2010г. – 7 676 дел, из которых 994 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Республика Бурятия (1132), Ставропольский край (289), Саратовская область (286);
  • 2011г. –14 895 дел, из которых 2391 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Республика Бурятия (1791), Красноярский край (617), Саратовская область (556);
  • 2012г. –14 260 дел, из которых 2382 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Республика Бурятия (1604), Красноярский край (531), Московская область (519);
  • 2013г. – 11 627 дел, из которых 72 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Республика Бурятия (1257), Республика Хакасия (488), Красноярский край (466).

Очевидный минус: трактовка не делает акцент на правонарушении (завладение, похищение) в отношении гос. имущества при содействии должностного лица, злоупотребляющего своими рабочими функциями, правонарушение в отношении государственного имущества не получает особого статуса, так как все формы собственности должны охраняться на равных правах.

Представлено количество возбуждённых уголовных дел в первой инстанции суда, касаемо 286 ст. УК РФ:

  • 2010г. –6 279 дел, из которых 754 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Московская область (189), Ростовская область(173), Краснодарский край(167);
  • 2011г. – 12 063 дел, из которых 1983 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Москва (687), Московская область (66), Красноярский край (529);
  • 2012г. –11 530 дел, из которых 2170 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Московская область (606), Ростовская область(587), Красноярский край (524);
  • 2013г. –9 448 дел, из которых 55 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Ростовская область (525), Краснодарский край(432), Красноярский край (404).

Сложно говорить об эффективности применения данных нормправоприменителем: многочисленные выявленные случаи кражи гос. средств (например, растраты на строительство к Олимпиаде в Сочи) остаются безнаказанными до сих пор. Одной из мер, предложенных правоведами, является усовершенствование определения, дополнив его указанием способов хищения, в том числе со злоупотреблением служебными функциями.

Какие существуют проблемы

Часто, в сфере госзакупок, преступники выполняют работы намного дешевле, заявленной стоимости, таким образом похищенные деньги делят между соучастниками

Российская Федерация – государство довольно-таки большое, поэтому полностью контролировать поток расходов и доходов в нем практически невозможно. В связи с этим должностные и любые другие лица идут на преступление, думая, что их деяние останется незамеченным.

Контролировать расхитителей, являющихся обычными гражданами – несколько проще. Иное дело обстоит с государственными служащими. Они, в качестве прикрытия своего преступления, используют подложные документальные акты, проверить достоверность которых в некоторых ситуациях не представляется возможным.

Зачастую преступники вступают в сговор с другими лицами. Это имеет место в сфере государственных закупок. Там по договоренности выполняются работы, намного дешевле заявленной их стоимости. Похищенные деньги, как правило, делятся между соучастниками.

Ответственность должностных лиц по УК РФ

Основными регуляторами действий должностных лиц, осуществляющих административно-хозяйственную, экономическую функцию со стороны государства, выступают статьи 285 и 286 УК РФ. По данным правовым нормам, ответственность предусматривается при злоупотреблении своими обязанностями (т.е. когда человек использует свои рабочие обязанности для достижения цели, при этом злоупотребление может заключаться и в проявляемом бездействии со стороны человека) и превышении полномочий (т.е. выход за рамки своих рабочих обязанностей).

Иногда классифицировать деяние по какой-либо из данных норм затруднительно. Правоприменители часто спотыкаются о признак «корыстной заинтересованности» при назначении статьи о злоупотреблении. Например, обвиняется государственный эксперт в том, что выдача его заключений по какому-либо вопросу проводилась с нарушениями. Выдавал заключения без оформления необходимой документации: статья 286 – превышение.

Но можно ли классифицировать его действия по данной норме, с учётом того, что эксперт обладает правом выдавать заключения, т.е. это входит в его полномочия? Правоприменитель отталкивается в конкретной ситуации от отсутствия корыстного интереса эксперта, но ведь виновный действовал согласно своим обязанностям, скорее злоупотребляя ими, выдавая заключения без должного правового оформления.

При применении наказания за мошенничество, выделяют следующие признаки правонарушения:

  1. Лицо заведует гос. имуществом в силу своего положения.
  2. Полномочия данного лица предусматривают возможность распоряжаться собственностью при помощи/через других лиц.
  3. Кража совершена обманным путём с использованием своих должностных правомочий.

Помимо указанных статей, законодателем предусмотрено выделение признака хищения с использованием своей должности в статьях за мошенничество, растрату и присвоение.

Растрата или присвоение с использованием служебного положения имеют схожие признаки:

  1. Правомочия использованы для реализации акта похищения.
  2. Лицо заведует имуществом, материально ответственно за расход.
  3. По своей службе лицо имеет функции по использованию государственного имущества.

 Признаком, квалифицирующим вышеперечисленные правонарушения, является наличие и использование служебных функций. Это приводит к тому, что преступления приобретают дополнительный объект – интересы государства, организации, которые злоумышленник нарушает своими действиями.

Соответственно, правовой подход к формированию данной нормы должен учитывать специфику преступлений такого рода.

Ответственность за хищение гос. имущества в зависимости от статьи УК РФ

Хищение имущества, находящегося в собственности у государства, может совершаться в виде кражи, т е. физического незаконного изъятия материальных ценностей или денежных средств, или мошенничества — получение имущества путем обмана или введения в заблуждение собственника.

  1. Особенностью кражи является то, что она совершается тайно в отсутствии очевидцев преступления или незаметно для них.
  2. Хищение при помощи мошенничества совершается открыто, но жертва не знает о том, что ее пытаются обмануть.

И в обоих случаях виновное лицо осознает преступный характер своих действий.

Примером кражи может служить хищение денежных средств при строительстве объектов государственного заказа, когда генеральный подрядчик в числе привлекаемых субподрядчиков заключает договора с фиктивными компаниями, которые выводят денежные средства в офшорные зоны.

Кражей может являться и хищение компьютерной техники из помещений государственного учреждения и приобретение за счет бюджетных средств автомобилей или сотовых телефонов в личное пользование или нецелевое использование бюджетных денег.

Примером мошенничества может служить получение компенсаций, выплат, пенсий с предоставлением поддельных документов. Наиболее показательным является случай с обналичиваем средств материнского (семейного) капитала по документам на фиктивную покупку недвижимости. Или же получение сертификатов на материнский капитал по поддельным справкам.

Если совсем просто, то при краже (не важно, гос.имущество или частное) злоумышленник не врет, не пытается обмануть, а просто берет и наглым образом ворует. А при мошенничестве он будет лгать и вводить жертву в заблуждение, чтобы завладеть ее имуществом.

Ответственность по п.»в» ч. 3 и п.»б» ч. 4 ст.158 УК РФ

Пункт «в» части 3 и пункт «б» части 4 статьи 158 УК РФ предусматривает особо квалифицирующие признаки кражи и ответственность за преступление с отягчающими обстоятельствами как кража в крупных и особо крупных размерах.

Кража имущества, стоимостью свыше 250 000 рублей, наказывается в виде:

  • уплаты штрафа от 100 000 до 500 000 или в сумме заработной платы или какого-либо другого вида дохода виновного лица за время от 1 года до 3 лет;
  • принудительного труда вплоть до пятилетнего срока вместе с ограничением свободы до полутора годового срока или без него;
  • лишения свободы до 6 лет с уплатой штрафа до 80 000 рублей или какого-либо другого дохода виновного лица до 6 месяцев или без уплаты штрафа и с ограничением свободы до 1,5 года или без него.

За хищение, стоимостью свыше 1 миллиона рублей, положено наказание в виде лишения свободы до десяти лет с уплатой штрафа до 1 миллиона рублей или в сумме заработка или другого дохода до пяти лет или без уплаты штрафа и с ограничением свободы до двух лет или без него.

Больше информации о наказании за кражу по статье 158 УК РФ вы найдете в отдельном материале, а здесь мы рассказывали о том, с какой суммы наступает уголовная ответственность за кражу.

Ответственность по ст.159 УК РФ ч.3

По ст.159 УК РФ ч.3 за хищение государственного имущества путем мошенничества в особо крупном размере, равно как и с использованием своего служебного положения предусмотрено наказание в виде:

  • уплаты штрафа от 100 000 до 500 000 рублей или в сумме заработка или любого другого дохода виновного лица за время от 1 года до 3 лет;
  • или принудительного труда до 5 лет с ограничением свободы до двухлетнего периода или без него;
  • или лишением свободы до 6 лет с уплатой штрафа до 80 000 рублей или в размере заработной платы или любого другого дохода виновного до шестимесячного периода или без такового и с ограничением свободы до полутора лет или без него.

Разница в составе

Объектом преступления, совершаемого в виде кражи, является право собственности государства на имущество. Объективной стороной является изъятие имущества, совершаемого втайне от очевидцев преступления. Тайным хищением будет считаться изъятие имущества тогда, когда преступник полагал, что действует тайно или же если свидетели преступления не осознают противоправность его действий.

Субъектом кражи является любое физическое лицо, старше 14 лет, а субъективной стороной — прямым умыслом в завладении государственного имущества с корыстной целью.

Объектом преступления, совершаемого в виде мошенничества, также является право государства на собственность. Объективной же стороной — завладение государственным имуществом путем обмана или злоупотребления доверием. Обман может заключаться в предоставлении ложных сведений (активное действие), так и умолчание об истинных данных (пассивное действие).

Субъектом мошенничества признается физическое вменяемое лицо в возрасте от 16 лет, и субъективной стороной — прямой умысел в хищении государственного имущества и корыстная цель.

Проблематика определения субъекта при правонарушениях, связанных с использованием должностных полномочий

При изучении особенностей данного вида правонарушений,совершённых лицами, занимающими определённое служебное положение, возникает сужение понятия субъекта правонарушения и сужение определения способа мошенничества, так как налагаются дополнительные признаки.А именно: наличие служебного положения и доказательства использования должностных функций при реализации преступления.

В мире исследователей-правоведов на тему похищения с использованием служебного положения сложились две точки зрения касательно формулировки «хищения» в Уголовном кодексе:

  • поддержка отказа законодателя от восприятия и понимания хищения со злоупотреблением рабочих правомочий как от самостоятельной разновидности хищения. Главный аргумент сторонников данной позиции – суть такого правонарушения, как похищение, мошенничество или растрата, остаётся все той же, без привязки к использованию лицом служебных функций;
  • отрицание данной трактовки: использование должностного положения особо характеризует правонарушение.Не ставит его на одну доску с кражей или растратой – содержание методов хищения затрагивает вопросы, связанные с наличием должностных функций (обман подчинённых, кража имущества, находящегося в ведении преступника, наличие возможности отдавать распоряжения людям, несущим материальную ответственность за ресурс).

Отсутствие точных формулировок и единого мнения на этот предмет, разделило правоведов на три лагеря, дискутирующих по поводу субъекта правонарушения в данном случае.

Три точки зрения правоведов на понимание понятия субъекта, совершающего преступления с использованием должностных функций:

  1. Чаще всего судебная практика придерживается определения, под которое попадают как граждане, реализующие функционал представителей власти, работающие в государственных и муниципальных учреждениях, предприятиях, институтах, так и лица, занимающиеся управлением в коммерческих организациях, не связанных с государством.
  2. Субъектами считаются лица, обладающие управленческим функционалом в коммерческих организациях.
  3. По третьей точке зрения, помимо вышеперечисленных типов должностных лиц, под определение попадают обыкновенные служащие (независимо от того работают они на государство или коммерческую организацию) без управленческого функционала.

Исследователи дают такой комментарий: субъект не просто должен совершить правонарушение, обладая некими, позволяющими организовать кражу средств полномочиями, а совершить противоправное действие, используя их при организации акта хищения.

Больше спорных вопросов вызывает тема об условиях, при которых можно точно определить факт правонарушения с использованием служебных полномочий: зачастую лица, занимающие какую-либо должность, обвиняются правоприменителем в использовании служебных функций, независимо от того, задействовали ли они свои полномочия при реализации правонарушения или нет.

Следуя букве закона, необходимо отметить, что реализация своих функций для организации правонарушения на этапе подготовки к нему (например, создание «липовой» справки о доходах для того, чтобы в будущем использовать этот документ для получения социальной выплаты) не даёт права говорить о расхищении с использованием служебных функций. Классифицировать преступление можно только тогда, когда изъятие и незаконный расход средств стал уже фактом, вытекающим из реализации своих полномочий.

Антикоррупционные мероприятия как способ решения проблемы хищения государственной собственности

Экономическое благополучие страны напрямую связано с уровнем коррупции, мерами противодействия взяточничеству, мошенническим схемам, разворовыванию богатств и ресурсов государства.

Причинами сложившийся ситуации можно назвать:

  1. Отсутствие эффективных экономических реформ.
  2. Процесс криминализации верхов российского общества.
  3. Сращивание нелегального капитала с бизнесом, интеграция в государственные структуры предпринимателей, незаконно наживших богатства.
  4. Рост аппарата чиновников.

Разработка и реализация программ, регулирующих уровень коррупции, – приоритетная задача государства, ведь на сегодняшний день коррупция является проблемой национального масштаба.

Урон, наносимый воровством, выражен в следующих цифрах:

  • ежегодно экономика страны теряет примерно 400 миллиардов долларов;
  • бюджеты ряда правительственных программ разворовываются на 70%;
  • минимум 45% денег на развитие социальной инфраструктуры фактически украли.

На данный момент разработаны некие стратегически-программные меры, направленные на решение проблемы. Они являются как бы узаконенным планом действий государства по борьбе с коррупцией, составленным с учётом международных и внутренних норм, содержащим перечень необходимых задач, разработанные и утверждённые варианты мероприятий по решению вопроса.

Такими программными документами являются «Стратегия национальной безопасности РФ» и «Национальный план противодействия коррупции на 2016–2017 годы».

Приблизительная статистика по ситуации со взяточничеством такова:

  1. Треть прибыли крупных предпринимателей уходит в карман чиновникам разного уровня.
  2. Самые «хлебные» для получения взятки места – таможня и гос.компании.
  3. Социологические опросы экспертов показывают, что половина опрошенных респондентов готовы дать взятку для достижения своих целей в государственных органах, что красноречиво говорит о том, что общество фактически приводит к образованию «Культуры дачи взятки».

В правовом поле решением проблемы власти занимаются с начала 2000-х. Разработано два федеральных закона «О противодействии коррупции» и «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Положительным моментом можно считать криминализацию действий посредников, участвующих в организации взятки.

При должной защите интересов государства можно добиться впечатляющих результатов, положительно влияющих на экономику страны и уровень жизни её граждан:

  • снижение инфляции;
  • увеличение рабочих мест;
  • рост среднего дохода населения на 10%;
  • рост ВВП;

Коррупция напрямую связана со злоупотреблением чиновников своими служебными функциям, превышением полномочий и ведёт к хищению госимущества в особо крупном размере, обнищанию минимум 80% процентов населения.

Поэтому возникает вопрос: достаточно ли правоприменителю вышеперечисленных норм наказания? Судя по ежегодному росту «угона» денежных средств, напрашивается вывод о низкой эффективности применения закона, необходимости его дополнения, возможно ужесточения мер наказания в отношении гос. собственности.А главное, необходимо добиться регулярной и грамотной реализации мер по отношению к правонарушителям.

Многие эксперты сходятся в том, что создание правовой нормы, регулирующей действия чиновников, выполняющих государственную функцию – необходимая мера при борьбе с коррупцией и защите гос. имущества.

Именно чиновник, злоупотребляющий своим положением, является субъектом коррупционного правонарушения, действующим вопреки интересам общества и государства. Мероприятия по борьбе с коррупционерами и коррупционными отношениями должны проводиться на всех уровнях (от местного до федерального), при активном участии всех общественных институтов и организаций, органов власти.

Какая ответственность предусмотрена

Как в России, так и в Украине предусмотрено серьезное наказание за хищение имущества, принадлежащего государству. Нельзя однозначно сказать, какой суд вынесет приговор. Потому как многое зависит от того, насколько крупной была кража, а также как именно квалифицировали преступление. Также большую роль играют сопутствующие обстоятельства, которые важно определить.

Если человека будут судить по ст. 160 ч. 3 УК РФ, тогда ему могут назначить следующее наказание:

  1. Штраф до 500 тысяч рублей.
  2. Принудительные работы на срок до пяти лет. В дополнение к ним могут ограничить свободу человека.
  3. Лишение возможности работать в конкретной сфере. Ограничение может длиться до пяти лет.
  4. Тюремное заключение на срок до шести лет.

Данные меры могут ужесточить, исходя из обстоятельств деяния. В худшем случае могут лишить свободы на 10 лет, при этом человеку потребуется выплатить штраф до 1 000 000 рублей. Все зависит от того, как именно было совершено преступление.

В любом случае, нарушитель не останется безнаказанным, и его имеют право судить сразу по нескольким статьям. Если человек не хочет попасть в тюрьму или расстаться с крупной суммой, ему не следует совершать хищение. За государственным имуществом сейчас тщательно следят, поэтому преступников быстро определяют.

Что делать, если был выявлен факт преступления?

Куда обращаться?

Выбор органа, который будет заниматься делом о хищении государственного имущества зависит от характера и объекта преступления.

Так, кража материальных ценностей будет расследоваться сотрудниками полиции. Дело о хищении денежных средств — ОБЭП, а случаями мошенничества может заниматься как прокуратура, так и полиция.

Что указывать в заявлении?

Заявление о краже составляется на имя должностного лица, руководящего местным отделом того органа в которое обращается потерпевший. Потерпевший указывает:

  1. Должность, звание, фамилию, имя и отчество, лица к которому он обращается.
  2. Свои данные — наименование организации, у которой похищено вверенное ей государственное имущество, свою должность и личные данные.
  3. Суть обращения.
  4. Перечень похищенного имущества и его стоимость.
  5. Просьбу расследовать преступление, возбудить уголовное дело (по статье 158 если была кража или по статье 159 если был факт мошенничества) и вернуть похищенные ценности.

Мы подготовили для вас еще несколько интересных статей о том, чем кража отличается от грабежа и от находки, а также что делать, если вас обвинили в краже – с доказательствами или без.

Государственной собственностью является имущество, принадлежащее государству на правах собственности. Ответственность за хищение государственной собственности предусмотрена статьями 158 и 159 УК РФ. В случае обнаружения хищения государственного имущества необходимо обратиться в органы полиции, прокуратуры ил ОБЭП.

Неотвратимость наказания

Разумеется, что за любое деяние, предусмотренное уголовным законодательством, преступник должен нести соответствующую ответственность. Избежать наказания не получится. Многие преступники, желающие «замести следы», совершают ряд других преступлений, которые в совокупности могут повлечь за собой еще более жесткое наказание.

При решении вопроса о том, можно ли уклониться от ответственности, нужно помнить и о сроках давности привлечения к ней. В той ситуации, когда они уже истекли, гражданин привлечен к наказанию не будет. Пожалуй, это и есть единственный способ уклонения от ответственности.

Стоит помнить, что при введении следствия в заблуждение, укрывательства от органов правосудия, могут наступить негативные последствия. Суд учитывает все эти факторы при рассмотрении дела, и при их наличии, может вынести более строгое наказание, чем если бы преступник помогал следствию и раскаялся в совершенном им противоправном деянии.

Пример из судебной практики

Хищение госимущества и бюджетных средств – довольно распространенное преступление. Приведем пример: в городе N целевым финансированием были выделены бюджетные средства на выполнение реставрационных работ одного из памятников старины. Зам. министра культуры этого региона гр. Иванов выделил данные средства фирме, владельцем которой был его знакомый гр. Петров. Финансирование необходимых реставрационных работ проводилось по чрезмерно завышенным расценкам. Деньги в размере 20 миллионов рублей, составляющие разницу между реальной стоимостью работ и выделенной из бюджета суммой, были поделены гражданами Ивановым и Петровым. При проводимой проверке финансирования данное преступление было обнаружено. Обвиняемые пошли на сотрудничество со следствием, признали свою вину, выплатили похищенную из бюджета сумму. Суд, учитывая данные обстоятельства, назначил преступникам меру наказания по ст. 159.4, а именно – лишение свободы на 5 лет.

Способы защиты в суде

У подозреваемого в присвоении или растрате вверенного имущества есть несколько возможностей для защиты в суде:

  • оспаривание стоимости имущества (в случае, если похищены не деньги);
  • примирение с потерпевшим и ходатайство о прекращении уголовного дела (при обвинении по ч. 1 и ч. 2 статьи 160 УК РФ);
  • доказывание факта действий виновного с ведома собственника имущества;
  • переквалификация преступления (при обвинении по ч. 2, ч. 3 и ч. 4 статьи 160 УК РФ);
  • полное или частичное возмещение ущерба потерпевшему;
  • сбор характеристик на виновного.

Когда деяние не может быть классифицировано тайным хищением?

Зинаида Степановна верой и правдой служила в ООО «Ромашка» бухгалтером. К сожалению, директор не считал необходимым оценить старания сотрудницы и решил не платить труженице заработную плату. Женщина обиделась и списала со счета фирмы причитающиеся ей денежные средства без ведома руководителя.

В данном случае Зинаиду Степановну можно привлечь к ответственности за самоуправство или за превышение должностных полномочий, а еще очевиднее за присвоение и растрату, но уличить ее в краже невозможно.

Будучи в изрядном алкогольном опьянении гражданин Козлов, гуляя по ночному городу, ощутил неконтролируемую усталость. На его пути возник мотоцикл, мирно припаркованный во дворе дома.

Недолго думая, Козлов оседлал железного коня и домчался до дома. Протрезвев на следующее утро, терзаемый совестью гуляка вернул транспорт на место.

Вспомнить в каком дворе был припаркован мотоцикл, ему не удалось, поэтому сотрудники полиции отыскали имущество за два квартала от места жительства владельца.

В данном случае отсутствует один из основных признаков кражи – корыстный умысел. Да и финансового ущерба собственнику нанесено не было. Действия Козлова подпадают под признаки классического угона автотранспортного средства.

Заключение

Таким образом, хищение государственного имущества больше не представляет собой отдельной статьи Уголовного кодекса. Вне зависимости от того, чье имущество было похищено, деяние будет квалифицироваться по статье 158 Уголовного кодекса РФ.

Источники

  • https://ugolovnoe.com/pravo/kodeks/hishenie-gos-imushestva
  • https://ypravo.com/hishhenie/gosudarstvennogo-imushhestva.html
  • https://lexconsult.online/7682-chto-grozit-za-hishhenie-byudzhetnyh-sredstv-po-state-158-uk-rf
  • https://pravovoi.center/ugolovnoe-pravo/ehkonomika/prestuplenie-sobstvennost/krazha-158-uk-rf/gosudarstvennogo-imushhestva.html
  • https://murkapravo.ru/hishchenie-obshchestvennogo-imushchestva/
  • https://prava.expert/uk/krazha/otvetstvennost-za-hishhenie-gosudarstvennogo-imushhestva-po-state-89-uk-rf.html
  • https://rinf.ru/litsenzii/hishhenie-gosudarstvennogo-imushhestva-statya-89-uk-rf-ponyatie-i-otvetstvennost.html

Это интересно
Adblock
detector