Что собой представляет репатриация в России: особенности

Что собой представляет репатриация в России: особенности

Что собой представляет репатриация в России: особенности

Законодательное определение репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ

О том, что такое репатриация иностранной валюты и валюты РФ для резидентов РФ, написано в ст. 19 закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Упомянутая репатриация предусматривает 2 аспекта:

  • Резиденты — участники международных контрактов при осуществлении экспорта товаров обязаны обеспечить получение на свои счета в РФ выручки по таким контрактам. Причем данная выручка может быть как в инвалюте, так и в рублях РФ.
  • Резиденты — участники международных контрактов при заключении соглашений об импортных поставках должны обеспечить соответствие уплаченных зарубежным контрагентам сумм и фактической стоимости полученных по импорту товаров. Если же денег по контракту уплачено больше, чем получено товаров — «излишки» следует вернуть в РФ.

Требование о репатриации денежных средств — одна из основных возможностей госрегулирования валютного обращения, позволяющая ограничить отток денежных средств из страны. Поэтому в сфере репатриации валют действует комплекс ограничительных мер и контрольных процедур, установленный законодательством.

Статья 19. Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации

1. При осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить:

  • 1) получение от нерезидентов на свои банковские счёта в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  • 2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  • 3) получение от нерезидентов на свои банковские счёта в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа.

1.1. В целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах (контрактах), заключённых между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам).

При осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию:

  • 1) о сроках получения от нерезидентов на свои счёта в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) либо о сроках иного исполнения или прекращения обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) в случаях и способами, которые разрешены законодательством Российской Федерации;
  • 2) о сроках исполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счёт осуществленных резидентами авансовых платежей и сроках возврата указанных авансовых платежей в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов);
  • 3) о сроках исполнения нерезидентами обязательств по возврату предоставленных им резидентами займов в соответствии с условиями договоров займа.

1.2. Порядок представления резидентами уполномоченным банкам информации, указанной в части 1.1 настоящей статьи, и последующего её отражения уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

2. Резиденты вправе не зачислять на свои банковские счёта в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации в следующих случаях:

  • 1) при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счёта юридических лиц – резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации – в целях исполнения обязательств юридических лиц – резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств – членов ЕАЭС или с резидентами иностранных государств, которые осуществляют обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года или имеют с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, на срок свыше двух лет;
  • 2) при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, – на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счёта резидентов, открытые в уполномоченных банках;
  • 3) при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению – на период проведения этих мероприятий;
  • 4) при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами территории Российской Федерации резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями – резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними договорам (соглашениям), а также при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями – резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации – резиденты;
  • 5) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами;
  • 6) при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счёта транспортных организаций – резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации – в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций;
  • 7) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключённых между резидентами, осуществляющими экспорт газа природного в газообразном состоянии, и нерезидентами договоров, предусматривающих куплю-продажу газа природного в газообразном состоянии, и договоров, предусматривающих обязательства нерезидентов перед указанными резидентами в связи с транзитом газа природного в газообразном состоянии через территории иностранных государств;
  • 8) при предоставлении резидентом нерезиденту иностранной валюты или валюты Российской Федерации по договору займа, связанному с финансированием геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых, перечень которых указан в статье 337 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если указанный договор займа содержит условия о том, что возврат предоставленных денежных средств зависит от факта и объема добычи полезных ископаемых и (или) размера выручки от их реализации и при наступлении указанных в договоре займа условий происходит невозврат денежных средств;
  • 9) при проведении зачета встречных однородных требований по договорам займа, заключенным между резидентом и нерезидентом, при условии, что встречное требование нерезидента возникло в результате предоставления резиденту займа посредством зачисления денежных средств на счёт резидента, открытый в уполномоченном банке;
  • 10) при предоставлении резидентом нерезиденту иностранной валюты или валюты Российской Федерации по договору займа, связанному с финансированием инвестиционной и (или) инновационной деятельности, в случае, если при наступлении указанных в договоре займа условий происходит невозврат денежных средств в сумме вклада резидента в уставный капитал, ценные бумаги или приобретение долговых обязательств того же нерезидента, либо в случае, если происходит невозврат денежных средств по причине несостоятельности (банкротства) нерезидента, при этом резидент должен отвечать одному из следующих условий:
    • а) являться юридическим лицом, включенным в соответствии с подпунктом “д” пункта 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике”;
    • б) являться хозяйственным обществом, не менее пятидесяти процентов акций (долей в уставном капитале) которого находится в собственности указанных в подпункте “а” настоящего пункта юридических лиц, или хозяйственным обществом, в котором указанные в подпункте “а” настоящего пункта юридические лица имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться не менее чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого хозяйственного общества;
    • в) являться управляющим товарищем инвестиционного товарищества, в котором доля указанных в подпункте “а” настоящего пункта юридических лиц в праве собственности на общее имущество товарищей составляет не менее пятидесяти процентов;
    • г) являться управляющей компанией инвестиционного фонда, не менее пятидесяти процентов акций (инвестиционных паев) которого принадлежит указанным в подпункте “а” настоящего пункта юридическим лицам;
  • 11) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров об оказании услуг международной электросвязи, включая услуги международного роуминга, между нерезидентом и резидентом, являющимися операторами международной электросвязи, в том числе если расчеты между ними осуществляются с участием специализированных расчетных организаций, зарегистрированных на территориях государств – членов Международного союза электросвязи;
  • 12) при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счёта, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, российскими государственными образовательными организациями высшего образования и их филиалами, находящимися за пределами территории Российской Федерации, по договорам об образовании с физическими лицами – нерезидентами, предусматривающим оказание образовательных услуг за пределами территории Российской Федерации.

3. Иностранная валюта, зачисленная в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 настоящей статьи на счёта резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации, должна быть использована в целях исполнения резидентами своих обязательств, предусмотренных соответственно пунктами 1 и 3 части 2 настоящей статьи, либо переведена на счёта резидентов, открытые в уполномоченных банках.

4. Резидент признаётся исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 1 части 1 настоящей статьи, в случае, если он обеспечил получение страховой выплаты в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по заключенному с таким нерезидентом внешнеторговому договору (контракту), договору займа на свои банковские счёта, открытые в уполномоченных банках, и (или) на банковские счёта, открытые в уполномоченных банках резидента, являющегося выгодоприобретателем по такому договору страхования, в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, при условии, что определенное договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно установленному названным порядком значению или превышает его.

4.1. Резидент признаётся исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 1 части 1 настоящей статьи, в случае, если он обеспечил получение на свои банковские счёта, открытые в уполномоченных банках, и (или) на банковские счёта, открытые в уполномоченных банках резидента, являющегося выгодоприобретателем, иностранной валюты или валюты Российской Федерации по сделке, обеспечивающей исполнение обязательств нерезидента по внешнеторговому договору (контракту) и предусмотренной установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” порядком осуществления деятельности по страхованию и обеспечению экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, при условии, что полученная денежная сумма равна установленному таким порядком значению или превышает его, в порядке и сроки, которые предусмотрены соответствующей сделкой.

4.2. Резидент признаётся исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 1 части 1 настоящей статьи, в случае, если в отношении резидента иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза введены меры ограничительного характера и такой резидент включен в перечень резидентов, утверждённый федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, согласованный с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере валютной деятельности, и Центральным банком Российской Федерации и размещенный на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

Включение резидента в указанный в абзаце первом настоящей части перечень осуществляется на основании его письменного заявления, представленного в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и содержащего указание на нормативный правовой акт соответственно иностранного государства, государственного объединения и (или) союза и (или) государственного (межгосударственного) учреждения иностранного государства или государственного объединения и (или) союза о введении в отношении такого резидента мер ограничительного характера.

4.3. Резидент признаётся исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 2 части 1 настоящей статьи, в случае, если он обеспечил получение на свои банковские счёта, открытые в уполномоченных банках, денежных средств от уполномоченного банка в качестве выплаты по банковской гарантии, выданной нерезиденту в пользу резидента в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” или Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, в сумме и сроки, которые предусмотрены внешнеторговым договором (контрактом).

5. В случае, если резидентом, являющимся в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги, передающим ему информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, было уступлено финансовому агенту (фактору) – резиденту денежное требование иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся резиденту в рамках соответствующего внешнеторгового договора (контракта) за переданные нерезиденту товары, выполненные для него работы, оказанные ему услуги, переданные ему информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, резидент признаётся исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 1 части 1 настоящей статьи, при условии, что он обеспечил в сроки, предусмотренные соответствующим внешнеторговым договором (контрактом), получение от нерезидента причитающейся по такому внешнеторговому договору (контракту) иностранной валюты или валюты Российской Федерации на банковский счёт финансового агента (фактора) – резидента в уполномоченном банке, если финансовый агент (фактор) – резидент не является уполномоченным банком, либо на корреспондентский счёт соответствующего уполномоченного банка, если финансовый агент (фактор) – резидент является уполномоченным банком.

Не позднее пяти рабочих дней со дня поступления финансовому агенту (фактору) – резиденту денежных средств в счёт исполнения нерезидентом обязательств, предусмотренных внешнеторговым договором (контрактом), или со дня последующей уступки денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту), но не позднее истечения срока исполнения нерезидентом обязательств, предусмотренных внешнеторговым договором (контрактом), финансовый агент (фактор) – резидент, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), вытекающее из указанного внешнеторгового договора (контракта), обязан письменно уведомить резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги, передающим ему информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением копий документов, указанных в пунктах 15 – 17 части 4 статьи 23 настоящего Федерального закона, если указанные документы не были переданы резиденту ранее.

6. Резидент признаётся исполнившим обязанность, предусмотренную настоящей статьёй, если он обеспечил в сроки, предусмотренные соответствующим внешнеторговым договором (контрактом) о передаче нерезиденту товаров, выполнении для него работ, об оказании ему услуг, о передаче ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, или договором о предоставлении резидентом иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займа нерезиденту, получение на свои банковские счёта в уполномоченных банках или в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, в банках за пределами территории Российской Федерации иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями таких договоров (контрактов), или возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам по заключенным с ними внешнеторговым договорам (контрактам) за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, в каждом случае за вычетом сумм комиссионного вознаграждения, уплаченных банкам-корреспондентам за осуществление операций по переводу денежных средств.

7. Резидент, являющийся получателем средств в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива, при осуществлении расчетов в рамках заключённого с нерезидентом внешнеторгового договора (контракта) за переданные нерезиденту товары, выполненные для него работы, оказанные ему услуги, переданные ему информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, признаётся исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 1 части 1 настоящей статьи, в случае, если он обеспечил в сроки, предусмотренные таким договором (контрактом), получение в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива от банка, расположенного за пределами территории Российской Федерации, или от уполномоченного банка, которому дано поручение на перевод переводного (трансферабельного) аккредитива (исполняющий банк), иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации на свои банковские счёта в уполномоченных банках и (или) на банковские счёта в уполномоченных банках второго получателя средств – резидента (вторых получателей средств – резидентов), которому (которым) должно производиться исполнение переводного (трансферабельного) аккредитива в соответствии с условиями договора, заключённого между резидентом, являющимся получателем средств, и вторым получателем средств (вторыми получателями средств)

Комментарии к ст. 19

Вы также можете получить комментарии к ст. 19 Закон о валютном регулировании. Юристы сайта, специализирующиеся на конкретных сферах кодексов и законов, дадут исчерпывающий комментарий по любым вопросам.

Что имеется ввиду под данной процедурой

Репатриация валюты – это процедура, которая осуществляется с целью возврата денежных средств на родину из другого государства.

Под репатриацией также понимают сознательную попытку государственных лиц вернуть денежный капитал, который незаконным путем был переведен за границу. В этом случае репатриация – это инструмент для правительства и Банка России:

  1. осуществлять контроль показателей инфляции;
  2. следить за изменениями курса государственной валюты;
  3. контролировать уровень качества финансовых расчетов.

Процедура репатриации будет также полезной в случае экспорта капитала. В данной ситуации репатриация позволяет государству повысить:

  1. показатели валютно-обменных операций;
  2. показатели национального баланса платежей.

В процессе репатриации валюты принимают участие два государства – государство, которое хочет вернуть денежные средства, и государство, в котором эти деньги находятся.

Для чего государству нужна репатриация валюты

Репатриацию валюты используют как способ экономического развития страны. К этой процедуре вспоминают, когда в государстве прогрессирует кризис. В этот период правительство старается ограничивать потоки денежных средств. Когда экономическая ситуация в стране становится более стабильной, правительство послабляет ограничения на экспорт и импорт денежных капиталов.

Регулировать денежные потоки могут также для удовлетворения интересов национальных компаний-монополий.

Кто такой репатриант

Термин репатриант применяется к лицам, которые вынуждены были покинуть свою страну. К ним относятся беженцы, военнопленные, эмигранты. Причем возвращаясь на Родину, эти люди получают обратно все свои гражданские права. Миграция или репатриация в мире

Каждая страна имеет свои особенности при применении репатриации.Например, Израиль дал название программе по возвращению Алия, Казахстан назвал программу Нурлы Кош, а Армения — Еркир.

Польша использует название — Репатриация репрессированных поляков. Под действие этой программы попадают люди, репрессированные при СССР и сосланные в Азию или за Урал.

Репатриация граждан в России

В Российской Федерации закон о репатриации был принят в 2006 году. Но, до сих пор не начал полноценно функционировать. После 2006 года он был переработан, а с 2012 года получил статус бессрочного, наряду с программой репатриации.
Она подразумевает свод правил и положений, определяющих, что принимать участие в программе могут:

  • лица с бывшим гражданством СССР;
  • лица, проживающие в бывших союзных республиках;
  • граждане России, проживающие в других странах;
  • выходцы из СССР и их потомки.

В соответствии с Законом, репатриант может вернуть свои гражданские права намного быстрее иностранца, так как фактически он от них не отказывался. То есть не нужно получать гражданство заново, нужно его восстановить.

В связи с этим были упрощены некоторые бюрократические процедуры. К тому же к репатриантам применяется ряд льгот. Они быстрее решают вопрос с проживанием и недвижимостью, с трудоустройством и т.д.

Почему такие преимущества дает государство репатриантам? Потому что оно заинтересовано в возвращении людей, особенно если это специалисты высокого профиля, ценные трудовые кадры, способные и готовые сделать вклад в экономику страны.

Идеальный репатриант — это сильный и энергичный человек, не достигший пенсионного возраста.

Привилегии

В обновленном варианте Закона прописаны положения, дающие репатрианту неплохой шанс начать новую успешную жизнь. Так, например, государство оказывает финансовую помощь в виде разовых выплат и компенсации расходов за переезд на Родину.

Российская программа позволяет возвращающимся ввозить в страну багаж без оплаты пошлины. Также переселенцам компенсируется часть аренды жилой площади в течение 6 месяцев.

Некоторые моменты

В связи с тем, что многие репатрианты при возвращении желают поселиться в Санкт-Петербурге или в Москве, власти страны приняли законодательные нормы, которые делят регионы на разные категории.

  • Категория «А» — приоритетная, включающая в себя приграничные земли. При репатриировании в этот регион государство выплачивает большие «подъемные».
  • Категория «Б» — подразумевает привлечение квалифицированного репатрианта для освоения и реализации крупномасштабного проекта. Обычно такие регионы испытывают дефицит рабочей силы.
  • Категория «В» — для стабильных экономических регионов. Здесь нужны люди для повышения численности населения. Государство оказывает существенную помощь таким репатриантам.

Следует учесть, что переселенец должен владеть русским языком и профессиональными навыками. Причем опыт работы — это скорее преимущество, а не обязательное условие при наличии образования.

Валютные операции осуществляются в безналичной форме

Все валютные операции осуществляются строго в безналичной форме. Исключение составляют операции, перечисленные в статье 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ).

Обязанность по зачислению на счета резидентов валютной выручки

Помимо того что такая обязанность предусмотрена в законах, регулирующих валютные правоотношения в РФ, существует методика контроля со стороны органов и агентов валютного контроля.

Основными «инструментами» контроля со стороны государства являются:

  • Меры, налагающие ограничения на резидентов — участников внешнеторговой деятельности в части проведения транзакций по банковским счетам за рубежом. Например, российские юрлица не могут получать деньги за экспортированный товар напрямую на счета, открытые в иностранных банках. Для контроля за транзакциями резидентов по зарубежным счетам действует обязательный порядок информирования российских банков об открытых счетах и транзакциях (ст. 12 ФЗ № 173-ФЗ). Большинство ограничений отражено в федеральных законах и действует в отношении всех резидентов РФ.
  • Меры, связанные с оформлением сделок в банках — агентах валютного контроля в РФ. В первую очередь — это обязанность резидента по оформлению паспорта сделки в своем банке. Паспорт оформляется на каждый контракт и служит контрольной информацией не только для банка, но и для других сторон валютного контроля. Например, паспорт обязательно потребуют на таможне.

Обязанность по возврату не закрытых поставками платежей

Эта обязанность, налагаемая на резидентов-импортеров, закрывает второй возможный путь вывода валют из РФ. Смысл этой меры в том, чтобы лишить участников внешнеэкономической деятельности возможности заключать подложные договоры, по которым из РФ будут выводиться деньги на зарубежные счета без реальных поставок соответствующих товаров в РФ.

В данном случае в качестве контрольных моментов:

  • тоже оформляются паспорта сделок по импортным контрактам;
  • действует система обмена информацией между органами и агентами валютного контроля, отслеживающими переводы денег и фактические поставки товаров (об этом также рассказывается в предлагаемой выше статье о валютном контроле на таможне).

Счета резидентов, открытые за рубежом

Резиденты имеют право открывать счета в банках за рубежом. Через них возможно осуществлять только те операции, которые указаны в статье 12 Закона № 173-ФЗ.

Об открытии (закрытии) таких счетов и об изменении их реквизитов резиденты обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета не позднее одного месяца со дня открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов.

Уведомление осуществляется по специальной форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 28.08.2018 № ММВ-7-14/507@ «Об утверждении форм, форматов уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и способа их представления резидентом налоговому органу, формы уведомления о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации, открытого в соответствии с разрешением, действие которого прекратилось»

При первом переводе денежных средств со своего счета в уполномоченном банке (например, из Альфа-Банка) на свой счет, открытый за рубежом, резидент должен предъявить банку уведомление налогового органа с отметкой о принятии указанного уведомления. Также резиденты должны ежеквартально представлять в налоговый орган отчет о движении средств по счетам, открытым за рубежом.

Валютные операции между резидентами

Валютные операции между резидентами запрещены. Исключение составляют операции, перечисленные в статье 9 Закона № 173-ФЗ.

Денежные расчеты при репатриации

В репатриации капиталов участвуют резиденты РФ, занимающиеся внешнеторговой деятельностью. Они обязаны контролировать поступление от иностранных субъектов денежные средства за товары или услуги на счета уполномоченных банков.

Это касается и предоплаты за непоставленные товары или услуги. Не требуют репатриации случаи, в которых денежные отношения базируются на исполнении долговых или кредитных обязательствах. Деньги и пеерселенцы в Россию

Обязанность резидента признается исполненной сразу, как только денежные средства поступают на его счет в уполномоченном банке.

Налог на репатриацию дохода

На данный момент нет единых  международных правил для регулирования возврата налога. Законодательство некоторых государств взимает налог на доходы нерезидентов при фактическом выводе средств за границу.

Уплатить его обязан тот, кто перечисляет нерезиденту дивиденды, проценты, роялти. Это применимо обычно к пассивному доходу.

Существует компенсация в виде налоговых вычетов при условии уплаты гражданином за границей налогов в казну иностранного государства.

Каждая страна имеет сложную систему сбора процентов в свою казну. На это влияет множество факторов. Например, Украина будет обращать внимание на юрисдикцию того государства, откуда появился инвестор. Некоторые страны ЕС применяют ставку налога в 10%. А Кипр установил налоговую ставку в размере 0%.

Финансовая амнистия

Существует три источника, подлежащих амнистии:

  1. Неучтенные доходы в крупном размере, находящиеся в национальной экономике.
  2. Получение задолженности от лиц-должников по уплате налогов.
  3. Вывезенный из страны капитал. На сегодняшний день он оценивается в десятки миллиардов долларов в год.

Для России репатриация средств является актуальной темой. Запад активно борется с нелегальным отмыванием денежных средств и в том числе под пристальное внимание попадают крупные российские капиталы.

Даже при условии полной законности, может быть произведен арест или заморозка счетов до выяснения путей получения дохода. Такие жесткие меры стали предпосылками к возвращению вывезенного капитала на родину — в Россию.

Конечно, если он не был получен преступным экономическим путем. В этом случае владельца ждут правовые наказания или условия применения финансовой амнистии. Речь в этом случае не идет о криминальном капитале, полученном преступным путем.

Под амнистию попадают преступления в экономической сфере средней тяжести и нарушающие интересы коммерческих организаций.

Тенденции законодательства в сфере контроля и регулирования репатриации валют

Как уже разъяснялось выше, обязательная репатриация валютной выручки — это способ защиты финансовой системы государства от утекания денег за рубеж. Если рассмотреть проекты законов, разработанные и обсуждаемые в 2016 году, то можно сделать вывод о том, что меры по репатриации валютной выручки являются самым приоритетным направлением в законотворчестве в РФ.

В части обеспечения государством репатриации средств от экспортно-импортных контрактов с участием резидентов РФ законы будут все более детализироваться и ужесточаться.

Процедура репатриации прибыли государства

Бывают случаи, когда государство решает получить прибыль, которую оно получило от иностранных вложений. Репатриация прибыли в этой ситуации связана с акциями. Возврат денежной прибыли обозначает продажу акций.

Процесс продажи акции – это их обмен на валюту, которую государство-продавец может легко обналичить на своей территории. После продажи продавец уходит из рынка. Покупать и продавать акции государство может несколько раз в день.

Репатриация валюты и налоговая

Некоторые страны не упускают возможности пополнить государственную казну при осуществлении процедуры репатриации денежных капиталов. Они взымают налог при выводе денежных средств в другие страны. Уплатить этот налог – это обязанность субъекта, который осуществляет процедуру перечисления доходов. Как правило, данный налогообложения касается пассивных доходов.

Некоторые государства узаконили на такой случай особые виды налоговых вычетов. К примеру, иностранный бизнесмен, который уплатил такие налоги, получает от государства «подарок» в виде снижения размера налогов.

Размер налоговой ставки на репатриацию доходов

Пока не разработано никаких универсальных международных правил, которые могли бы регулировать процесс уплаты налогов на репатриацию дохода. Кроме того, каждая страна может иметь собственную систему сбора денежных средств в государственный бюджет. Например, Кипр установил нулевую налоговую ставку. Страны, которые являются участниками ЕС, устанавливают налоговую ставку на уровне 10% и выше.

Репатриация денежных средств: смягчение административной и уголовной ответственности

19 марта 2020 г. Государственная Дума в третьем чтении утвердила два законопроекта, в соответствии с которыми изменяются условия наступления и меры административной и уголовной ответственности за нарушение российского валютного законодательства, заключающееся в невыполнении обязанности по репатриации резидентами денежных средств по договорам с нерезидентами.

Указанная обязанность установлена частью 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – ФЗ-173) для резидентов РФ и заключается в том, что резиденты при ведении внешнеторговой деятельности и предоставлении займов нерезидентам должны обеспечить возврат причитающихся им средств на свои счета в российских банках строго в предусмотренный соответствующим договором срок.

Напомним, что резидентами РФ для целей валютного регулирования признаются:

  1. Физические лица – граждане РФ (при этом освобождение от обязанности по репатриации не предусмотрено даже в случае пребывания гражданина на территории РФ менее 183 дней в году), а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ на основании вида на жительство.
  2. Юридические лица, учрежденные в соответствии с законодательством РФ

Административная ответственность

Резиденты, заключившие с нерезидентами внешнеторговые договоры (предметом которых могут являться купля-продажа или поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельности) и договоры займа, в случае невыполнения обязанности по репатриации денежных средств (в рублях или в иностранной валюте) могут быть привлечены к административной ответственности на основании частей 4, 5, 5.1 и 5.2 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в следующих случаях:

  1. При нарушении предусмотренного внешнеторговым договором срока зачисления средств на счета резидента в российские банки – штраф в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных с нарушением срока, за каждый день просрочки для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей для должностных лиц организаций;
  2. При невыполнении обязанности по зачислению средств по внешнеторговому договору на счета резидентов в российских банках вовсе – штраф в размере от 75% до 100% не зачисленных денежных средств для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей для должностных лиц организаций.
  3. При повторном совершении указанных выше деяний должностным лицом организации оно подлежит дисквалификации сроком от 6 месяцев до 3 лет.

Отметим, что перечисленные выше штрафы по-прежнему могут применяться исключительно к юридическим лицам, ИП и должностным лицам организаций. По данному составу правонарушения для физических лиц, не являющихся ИП или должностным лицом организации, не предусмотрена административная ответственность.

После вступления в силу поправок в КоАП РФ за перечисленные выше правонарушения в сумме до 100 000 000 рублей может быть применено административное предупреждение взамен штрафа. Однако, законопроектом о внесении поправок в КоАП РФ не уточняется порядок выбора меры ответственности (предупреждение или штраф) при правонарушениях на сумму менее 100 000 000 рублей, из чего можно сделать вывод о том, что такой выбор осуществляется по усмотрению органа валютного контроля (территориальные органы ФНС России по месту учета соответствующего юридического лица или ИП).

Если сумма средств, зачисленных на счета резидентов с нарушением срока договора или не зачисленных вовсе, в течение календарного года составляет более 100 000 000 рублей и деяние было совершено впервые, то применяется только административный штраф в указанных выше размерах, вынесение административного предупреждения взамен штрафа не осуществляется.

Уголовная ответственность: репатриация

Вводится также несколько мер по изменению условий наступления уголовной ответственности за невыполнение обязанности по репатриации денежных средств резидентами. Так, часть 1 статьи 193 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) предусматривает ответственность за совершение данного деяния в крупном размере.  При этом, в отличие от состава административно-правового правонарушения, данный состав преступления включает в себя только внешнеэкономические договоры, но не договоры займа.

Под крупным размером ранее понималась сумма свыше 9 000 000 рублей. Поправки к УК РФ предусматривают повышение порога крупного размера до суммы, превышающей 100 000 000 рублей.  Равным образом, для данного состава преступления был повышен и порог особо крупного размера: ранее он составлял 45 000 000 рублей, но после вступления в силу рассматриваемых поправок в УК РФ будет увеличен до 150 000 000 рублей.

Обязательным условием наступления уголовной ответственности по части 1 статьи 193 УК РФ является предшествующее привлечение лица к административной ответственности за аналогичное деяние (невыполнение обязанности по репатриации) в порядке части 5.2 статьи 15.25 КоАП РФ. Т.е. если лицо не обеспечило возврат денежных средств по внешнеторговому договору в российский банк, а сумма не зачисленных средств не превышает порога особо крупного размера в 150 000 000 рублей, и такое лицо не привлекалось ранее к административной ответственности за аналогичное нарушение на сумму более 100 000 000 рублей, то уголовная ответственность в отношении него не применяется.

Сами меры уголовной ответственности по статье 193 УК РФ не были изменены и по-прежнему составляют:

  1. для крупного размера – штраф в размере от 200 000 до 500 000 рублей, либо штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо принудительные работы сроком до 3 лет, либо лишение свободы сроком до 3 лет;
  2. для особо крупного размера, а также при совершении преступления организованной группой лиц, либо с использованием подложного документа или специально созданного для совершения преступления юридического лица – лишение свободы сроком до 5 лет, в дополнение к нему может применяться штраф в размере 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет.

Уголовная ответственность: иные составы

Одновременно с изменением условий наступления уголовной ответственности по статье 193 УК РФ за невыполнение обязанности по репатриации денежных средств резидентами, были повышены пороговые значения крупного и особо крупного размера без изменения самой меры ответственности по следующим экономическим составам преступлений:

  1. для целей применения статьи 198 УК РФ («Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица – плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов») крупным размером признается сумма свыше 2 700 000 рублей, а особо крупным – 13 500 000 рублей;
  2. для целей применения статьи 199 УК РФ («Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией – плательщиком страховых взносов») и 199.1 УК РФ («Неисполнение обязанностей налогового агента») крупным размером признается сумма свыше 15 000 000 рублей, а особо крупным – 45 000 000 рублей;
  3. для целей применения статьи 199.3 УК РФ («Уклонение страхователя – физического лица от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд») крупным размером признается сумма свыше 1 800 000 рублей, а особо крупным – 9 000 000 рублей;
  4. для целей применения статьи 199.4 УК РФ («Уклонение страхователя – организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд») крупным размером признается сумма свыше 6 000 000 рублей, а особо крупным – 30 000 000 рублей.

Итоги

Один из основных способов ограничить отток капиталов из страны — это репатриация иностранной валюты. Судя по принимаемым законам и рассматриваемым законопроектам, существует приоритетная тенденция по дальнейшему совершенствованию валютного законодательства РФ в данном вопросе.

Источники

  • https://nalog-nalog.ru/valyutnye_operacii/repatriaciya_rezidentami_inostrannoj_valyuty_v_rf_eto/
  • https://dogovor-urist.ru/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%BE_%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%BC_%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8/%D1%81%D1%82_19/
  • https://okbuh.ru/otchetnost/repatriatsiya-valyutyi-eto
  • https://promigrantov.ru/migracia/chto-soboj-predstavlyaet-repatriaciya.html
  • https://AlfaBank.ru/corporate/ved/currency_control/prevention/
  • https://int.gestion.ru/news/offshore/repatriatsiya-denezhnykh-sredstv-smyagchenie-otvetstvennosti/

Это интересно
Adblock
detector