Административное правонарушение в сфере охраны труда

Административное правонарушение в сфере охраны труда

Административное правонарушение в сфере охраны труда

Нормативные обоснования

Трудовой кодекс РФ – основная документальная база для нормирования охраны труда, что отражено в таких статьях:

  • ст. 212 говорит об обязанностях работодателя перед персоналом по обеспечению трудовых условий, которые будут безопасными для сотрудников;
  • ст. 419 подробно расписывает виды ответственности для работодателя и лиц, обеспечивающих охрану труда на предприятии;
  • ст. 90, 192 говорят о формах дисциплинарной ответственности;
  • ч.5 ст. 189 утверждает особые положения охраны труда, закрепленные федеральным законодательством для отдельных категорий работников;
  • ст. 11 ТК РФ показывает степень материальной ответственности сторон по трудовому договору.

Кроме Трудового кодекса, права работника на охрану труда регулируются КоАП РФ (ст. 5.27). Согласно этому нормативному акту устанавливается административная ответственность работодателей и должностных лиц.

Уголовный кодекс предусматривает наказание за нарушение правил охраны труда в ст. 143.

Наконец, Постановление Правительства РФ № 399 содержит полный перечень нормативных актов, где закреплены регламенты по обеспечению охраны труда и ответственность за это.

Наказание за нарушение законодательства об охране труда указано в статье 5. 27 КоАП РФ. К ответственности могут быть привлечены:

  • юридические лица;
  • должностные лица;
  • предприниматели, не являющиеся юридическими лицами.

Согласно статье 2.2 КоАП РФ, административным нарушением является только то, что совершалось сознательно, по умыслу, с предвидением его последствием. Выражаться нарушение может как в бездействие лица, так и в его действии.

Наказание по статье 5. 27 КоАП РФ:

  • если должностное лицо уже привлекалось к ответственности за аналогичное правонарушение — дисквалификация от 1 до 3 лет;
  • от 300 до 500 МРОТ — для юридических лиц, или 90 суток приостановления юридической деятельности;
  • от 5 до 50 МРОТ — для предпринимателей без образования юридического лица, или 90 суток приостановления юридической деятельности;
  • от 5 до 50 МРОТ — для должностных лиц, отвечающих на предприятии за организацию безопасности труда.

Прямые последствия

К прямым последствиям нарушения правил техники безопасности относятся:

  • причинение вреда физическим лицам, работающим на опасном предприятии, либо проживающим на окружающей его территории;
  • причинение вреда физическим лицам, путём заражения опасными веществами воздушных масс и воды;
  • распространение опасных для жизни и здоровья людей и иных живых существ излучений;
  • заражение грунта, вследствие которого на нём не могут расти различные растительные культуры, либо вследствие которого растительные культуры изменяют свою природную структуру;
  • пожары и взрывы на предприятиях, угрожающие прилегающим коммерческим и жилым зонам;
  • выбросы в атмосферу опасных газов, отравляющих и токсичных.

Косвенные последствия

Косвенные последствия способны коснуться даже тех граждан, что живут вдалеке от места произошедшего инцидента:

  • переселение людей из зоны катастрофы;
  • ухудшение экологической обстановки;
  • сокращение рабочих мест;
  • общественное недовольство;
  • массовые беспорядки;
  • социальное напряжение;
  • вымирание представителей фауны и флоры;
  • временная утрата людьми работы (к примеру, до восстановления предприятия).

Определение

Нарушение правил техники безопасности наступает тогда, когда требования, обязательные к исполнению, согласно законодательству РФ, не выполняются.

Нарушение имело место быть, если:

  • Не были соблюдены общие правила безопасности, указанные в нормативных актах федерального уровня, которые не должны доводиться до граждан (работников предприятий, должностных лиц и так далее), персонально.
  • Не были соблюдены правила безопасности, с которыми гражданин был ознакомлен под подпись.

Особенности установления факта нарушения:

  • Если правила безопасности носят только рекомендательный характер, их невыполнение не является нарушением.
  • Нарушение — это действия либо бездействия, способные привести к печальным последствиям, а не только сам факт произошедшего инцидента.
  • Если в документе о безопасности не указано, что какое-либо действие запрещено, то для установления связи между этим действием и произошедшем инцидентом требуется заключение экспертов.

Ответственность работодателя за нарушение требований ОТ. Смотрим в административный кодекс!

КоАП (административный кодекс) – документ, который предусматривает ответственность юридического лица.

Это значит, что предприятие будет выплачивать штраф за нарушение законодательства в сфере охраны труда (чаще всего).

Для юридических лиц также предусматривается такой вид ответственности, как временный запрет на осуществление деятельности. В этом материале мы перечислим только основные составы правонарушений, которые содержатся в КоАП:

  1. Ст. 5.27 за нарушение трудового законодательства, а также иных актов, содержащих нормы трудового права. По ч5. ст. 5.27 КоАП наступает ответственность в размере штрафа 5 000 рублей для граждан; дисквалификацию на 1-3 года для должностных лиц, штраф от 30 000 руб. для тех, кто осуществляет деятельность без образования юрлица; предусмотрен и штраф на юрлиц от 100 000 рублей до 200 000 руб.
  2. Ст. 5.27.1 за нарушение государственных нормативных требований ОТ. Максимальная санкция для юрлиц по статье предусматривает штраф от 100 000 руб. до 200 000 руб. или же административное приостановление работы на сроки до 90 суток.
  3. Ст. 5.28, предусматривающая ответственность за уклонение от участия нанимателя в переговорах о заключении коллективного договора (КД).
  4. Ст. 5.31 за нарушение или же невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению
  5. Ст. 15.34 за сокрытие страхового случая предусматривает наложение административной ответственности в виде штрафа от 5 000 рублей до 10 000 рублей (касается юридических лиц).
  6. Ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в прописанный срок законного предписания соответствующих должностных лиц.

Ответственность работодателя в таких случаях не ограничивается только штрафом, но и грозит дополнительными проверками, упущенной прибылью при административном приостановлении деятельности и другими санкциями.

Но самой суровой по праву считается уголовная ответственность. Она не может наступать для юридических лиц, поскольку юридическое лицо не является субъектом уголовного права.

Но нормы УК РФ применяются в отношении должностных лиц, чья деятельность повлекла нарушение правил охраны труда и серьезный ущерб.

Где содержится перечень нарушений по охране труда на предприятии?

Это могут быть не только локальные акты (хотя в них работникам и должностным лицам ориентироваться проще всего).

Чтобы посмотреть ответственность и правила выполнения работ, загляните в ПВТР, типовую инструкцию по безопасности, а также в должностную инструкцию.

Перед приемом работника наниматель обязан провести вводный инструктаж + первичный инструктаж по технике безопасности. Об этом работник расписывается в специальном журнале.

Также на предприятии должна быть установлена периодичность проведения текущих инструктажей по безопасности и охране труда (к примеру, они проводятся 1 раз в 6 месяцев).

Каждый работник должен пройти текущий инструктаж + расписаться в соответствующем журнале. Дополнительно есть случаи так называемых «экстренных инструктажей», которые проводятся после несчастного случая на предприятии. О них также работники расписываются.

Административная ответственность за охрану труда

Нарушения Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП), допускаемые ответственными лицами и руководящими работниками, должны быть наказаны в соответствии с принятыми законодательными нормами. Решение о наложении административного взыскания принимают инспектора по труду или другие представители надзорных органов.

Чаще всего специалисты по охране труда, допустившие административное правонарушение, облагаются штрафом того или иного размера, в зависимости от тяжести:

  • за нарушение положений нормативных актов об охране труда, особенно ТК РФ, должностные лица и руководители-ИП будут оштрафованы на 2-5 тыс. руб., а организации – на 50-80 тыс. руб.;
  • за пренебрежение к оценке условий труда на рабочем месте (непроведение, ненадлежащее оценивание) специалисты и ИП ответят 5-10 тыс. руб., а юрлица – 60-80 тыс. руб.;
  • допуск к работе персонала без медосмотра и проверки знаний по охране труда может быть чреват штрафом в 15-25 тыс. руб., а для организаций – в 110-130 тыс. руб.;
  • необеспечение необходимыми средствами индивидуальной защиты обойдется в 20-30 тыс. руб., а юрлицам – в 130-150 тыс. руб.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если виновного «поймают» на повторном правонарушении, наказание будет значительно строже: должностные лица, как и ИП, поплатятся 30-40 тыс. руб. или будут отстранены от работы на 1-3 года, а юрлица могут остановить свой бизнес на срок до 3 месяцев или расстаться с 100-200 тыс. руб.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА – это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического лица или юридического лица, связанное с нарушениями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования от, за которое КОаП РФ или законами субъектов РФ об А. п. установлена административная ответственность (АО). Понятие «административное правонарушение» имеет следующие основные юридические признаки.

П р о т и в о п р а в н о с т ь означает, что каким-л. действием (бездействием) нарушаются правила, нормы, стандарты, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 3 ч. 1 ст. 1.3 КОаП РФ).

В и н о в н о с т ь – следующий признак а. п. только виновное (умышленное или неосторожное) нарушение установленных правил влечет АО. Данное положение отвергает возможность привлечения к АО без наличия вины.

Н а к а з у е м о с т ь означает, что а. п. может быть признано только конкретное противоправное, виновное действие (бездействие), за которое КОаП Рф или законами субъектов РФ установлена АО, т. е. предусматривается применение к нарушителю закрепленных в законодательстве мер административных наказаний. Для понимания сущности а. п. недостаточно только юридических признаков. необходимо определить и юридический состав а. п., т. е. установить совокупность обязательных элементов правонарушения. К ним относятся: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

В ст. 2.1 КОаП Рф нет указания на объект А. п. однако определить о б щ и й о б ъ е к т, т. е. совокупность общественных отношений, охраняемых законодательством об А. п., можно из анализа ст. 1.2 КОаП Рф, в соответствии с которой это: права и свободы человека и гражданина; здоровье граждан; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; общественная нравственность; окружающая среда; установленный порядок осуществления государственной власти; общественный порядок, общественная безопасность; собственность; законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства.

Р о д о в о й о б ъ е к т – совокупность однородных общественных отношений, которые нарушаются, напр. А. п. в области охраны окружающей среды и природопользования, А. п. в промышленности, строительстве и энергетике, А. п. в сельском хозяйстве, ветеринарии, мелиорации земель и т. д.

О б ъ е к т и в н а я с т о р о н а правонарушения – это действие (бездействие), причинившее вред общественным отношениям, а также способ, место, время, орудия и средства совершения правонарушения и др. обстоятельства. в составах конкретных правонарушений проявляются различные признаки, но обязательным является действие (бездействие). большинство правонарушений выражается в виде действий. Признаки объективной стороны имеют важное значение для квалификации А. п.

С у б ъ е к т о м правонарушения являются совершившие а. п. физические и юридические лица. КоаП Рф определяет и специальных субъектов. К ним относятся: несовершеннолетние, лица в возрасте от 16 до 18 лет (ч. 2 ст. 2.3 КоаП Рф); должностные лица (ст. 2.4 КоаП Рф); военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (ст. 2.5 КоаП Рф); иностранные граждане и лица без гражданства (ст. 2.6 КоаП Рф); лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ст.3.12 КоаП Рф). выделение специальных субъектов обусловлено особым порядком привлечения их к ао, который устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами. Впервые в КоаП Рф в качестве субъекта а. п. определено ю р и д и – ч е с к о е лицо. в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоаП Рф вина юридического лица признается в том случае, если будет установлено, что у него имелась возможность обеспечить соблюдение правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ао. В ч. 3 ст. 2.1 КоаП Рф закреплено важное положение о том, что субъектом одного правонарушения могут быть одновременно и физическое лицо, и юридическое лицо. При этом назначение наказания юридическому лицу не освобождает от ао за данное правонарушение виновное физическое лицо, как и привлечение к ответственности (административной или уголовной) физического лица не освобождает от ответственности юридическое лицо. При рассмотрении дела об а. п. может быть доказана вина как юридического лица, так и физического.

С у б ъ е к т и в н а я с т о р о н а правонарушения выражается в виновности. только за виновное противоправное действие (бездействие) наступает ао. виновность физического лица отражает его отношение к совершаемым действиям и их последствиям. Сложнее установить вину юридического лица. в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоаП Рф для того, чтобы признать юридическое лицо виновным в совершении а. п., необходимо доказать, что это юридическое лицо (его коллектив, администрация, должностные лица) могло, но не приняло всех мер, необходимых для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоаП Рф или законом субъекта Рф предусмотрена ао. в этих целях орган, которому подведомственны дела данной категории, может назначать экспертизы (ст. 26.4 КоаП Рф). Ст. 5.27 КоаП Рф предусматривает нарушение законодательства о труде и об от. объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 и 2, являются общественные отношения, возникающие в сфере труда и от. объективная сторона правонарушения может выражаться в действии (бездействии), невыполнении или нарушении норм законодательства о труде и об от, нормативных требований и т. д. Субъектом правонарушения является должностное лицо, на которого возложены обязанности по от, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическое лицо.

в КоаП Рф определено, что д о л ж н о с т н ы м и л и ц а м и считаются руководители и др. работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Эти лица, совершившие а. п., несут ао как должностные лица, если законом не установлено иное. КоаП Рф в гл. 5 «административные правонарушения, посягающие на права граждан» предусматривает ряд составов а. п., связанных с нарушением норм о социальном партнерстве, а также определяет круг государственных органов и их должностных лиц, имеющих право применять административные наказания в виде административного штрафа.

Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 МРот (ст. 5.28 КоаП Рф). уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в т. ч. непредоставление помещений для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 МРот (ст. 5.32 КоаП Рф). Рассматривать дела об А. п. уполномочены федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы (в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами). Дела об а. п., предусмотренных законами субъектов Рф, от имени органов, указанных в КоаП Рф, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Рф. в числе органов, уполномоченных рассматривать дела об а. п., названы федеральная инспекция труда (фИт), которая строит свою деятельность на основе трудового кодекса Рф, Положения о федеральной инспекции труда, утвержденного постановлением Правительства Рф от 28 января 2000 г. № 78 «о федеральной инспекции труда» и Положения о федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства Рф от 30 января 2004 г. № 324.

Гл. 28 КоаП Рф регламентирует вопросы возбуждения дел об а. п. Дело об а. п. может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об а. п., только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. 1 ст. 28.1 КоаП Рф, и должностных данных, указывающих на наличие события а. п. Рассматривать дела об а. п. от имени фИт уполномочены: главный государственный инспектор труда Рф, его заместители; главный государственный правовой инспектор труда Рф; главный государственный инспектор Рф по охране труда; полномочные работники центрального аппарата федеральной службы по труду и занятости; руководители государственных инспекций труда в субъектах Рф – главные государственные инспекторы труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда); начальники отделов государственных инспекций труда в субъектах Рф, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда); главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда государственных инспекций труда в субъектах Рф.

Таблица штрафов

Административная ответственность за нарушение требований охраны труда устанавливается положениями статьи 5.27.1 КоАП РФ. Согласно этому разделу нормативного документа она может применяться для должностных лиц организаций, индивидуальных предпринимателей, коммерческих компаний, допустивших невыполнение правил ОТ. При этом проступком может быть признано как опасное действие виновника, обусловившее значимые последствия, так и бездействие, когда требовалось оперативное и продуманное предотвращение таких последствий.

Основной мерой административного наказания за нарушение требований охраны труда становится наложение денежного штрафа. Он, однако, может быть заменен другими видами воздействия – например, ограничением возможности виновного реализовывать экономическую деятельность. Список основных типов проступков и предусмотренных законом санкций приведен в нижеследующей таблице. При этом нужно понимать, что серьезность наказания при первичном нарушении государственных нормативных требований охраны труда и повторном невыполнении правил заметно отличается.

Раздел КоАПВид нарушенияВиновникПервичное наказаниеПовторное наказание
Ч. 1 ст. 5.27.1Несоблюдение общих правил ОТРуководитель подразделения2-5 т.р.30-40 тыс. руб. / дисквалификация на 1-3 г.
ИП2-5 т.р.30-40 тыс. руб. / остановка деятельности до 90 дней
Юрлицо50-80 т.р.100-200 тыс. руб. / остановка деятельности до 90 дней
Ч. 2 ст. 5.27.1Непроведение СОУТ или невыполнение ее правилРуководитель подразделения5-10 т.р.30-40 тыс. руб. / дисквалификация на 1-3 г.
ИП5-10 т.р.30-40 тыс. руб. / остановка деятельности до 90 дней
Юрлицо60-80 т.р.100-200 тыс. руб. / остановка деятельности до 90 дней
Ч. 3 ст. 5.27.1Допуск сотрудника к работе без обязательного медосмотра или подготовкиРуководитель подразделения15-20 т.р.30-40 тыс. руб. / дисквалификация на 1-3 г.
ИП15-20 т.р.30-40 тыс. руб. / остановка деятельности до 90 дней
Юрлицо110-130 т.р.100-200 тыс. руб. / остановка деятельности до 90 дней
Ч. 4 ст. 5.27.1Непредоставление защитных средствРуководитель подразделения20-30 т.р.30-40 тыс. руб. / дисквалификация на 1-3 г.
ИП20-30 т.р.30-40 тыс. руб./ остановка деятельности до 90 дней
Юрлицо130-150 т.р.100-200 тыс. руб. / остановка деятельности до 90 дней

Кроме того, для отдельных отраслей экономики, характеризующихся повышенным уровнем опасности при несоблюдении принципов ОТ, вводятся дополнительные виды санкций. Так, ст. 9.2 КоАП определены такие санкции при эксплуатации гидротехнических конструкций, ст. 9.3 – специальной техники, ст. 9.4 – при производстве строительных работ и т.д.

Видео: Ответственность за нарушение требований охраны труда

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 1 ноября 2019 г. – Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 216-ФЗ

См. предыдущую редакцию

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 – 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза “О безопасности средств индивидуальной защиты” ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Таблица штрафов трудовой инспекции

Ниже представлена полная таблица возможных штрафов трудовой инспекции. Рекомендуем ознакомиться с ней не только в момент, когда правонарушение было обнаружено, но и регулярно для недопущения правонарушений.

С основной статьёй на тему штрафов трудовой инспекции вы можете ознакомиться, перейдя по этой ссылке.

Форма для скачивания таблицы доступна внизу.

№ п/пПравонарушениеСтатья ТК, содержащая требованияКатегория нарушенияШтраф, тыс.рШтраф за повторное нарушение, тыс.рСтатья
1Уклонение от заключения трудового договораст.ст.16, 19.1, 67Высокий риск (10 баллов)ИП 5-1030-40 ст. 5.27 ч. 4,5
Должностного лица 10-20дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица 50-100100-200
2Заключение вместо трудового гражданско-правового договораст.15Высокий риск (10 баллов)ИП5-1030-40ст. 5.27 ч.4, 5
Должностного лица10-20дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица50-100100-200
3Фактический допуск сотрудника к работе лицом, которое не уполномочено на это работодателемст.67.1Высокий риск (8 баллов)ИПст. 5.27 ч. 3,5
Должностного лица10-20дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица
4Ненадлежащее оформление трудового договора (за исключением условий оплаты труда)ст.67Средний риск (6 баллов)ИП5-1030-40ст. 5.27 ч. 4,5
Должностного лица10-20дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица50-100100-200
5Несоблюдение процедуры оформления трудового договораст.57Низкий риск (3 балла)ИП1-510-20ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица1-510-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-5050-70
6Нарушение порядка ведения трудовых книжекст.ст.65,66, 309Низкий риск (1 балл)ИП1-510-20ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица1-510-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-5050-70
7Несоблюдение порядка увольнения работника в случае, когда организация ликвидируется или прекращает деятельность, сокращает численность или штат работниковст. 81Высокий риск (10 баллов)ИП1-510-20ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица1-510-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-5050-70
8Расторжение трудового договора с нарушениямист.ст.71, 77, 79, 80, 81, 82, 127, 180, 269, 29, 296, 327.6, 384,12 373, 83, 84,Средний риск (6 баллов)ИП1-510-20ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица1-510-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-5050-70
9Несоблюдение порядка привлечения к работе водителей автомобилей в выходные дни и праздничные дни, к сверхурочной работе или работе ночьюст.ст.96, 99Высокий риск (10 баллов)ИП1-510-20ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица1-510-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-5050-70
10Нарушение порядка привлечения к работе в выходные и праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе ночью членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФст.ст.96, 99Высокий риск (10 баллов)ИП1-510-20ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица1-510-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-5050-70
11Непредоставление междусменного отдыха водителю автомобиляст. 103Высокий риск (10 баллов)ИП3-4ст. 14.1 ч. 3
Должностного лица3-4
Юридического лица30-40
12Нарушение процедуры привлечения к работе в выходные дни, в нерабочие праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе в ночное время, допущенное в отношение лиц в возрасте до восемнадцати летст.ст.96, 99, 268Высокий риск (7 баллов)ИП1-510-20ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица1-510-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-5050-70
13Установление продолжительности рабочего времени в неделю или за учетный период сверх определенной законодательно нормыст.ст. 91, 92, 104, 173, 174, 176, 320, 333, 350,Высокий риск (7 баллов)ИП1-510-20ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица1-510-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-5050-70
14Непредоставление междусменного отдыха работнику, за исключением водителей автомобилейст. 103Высокий риск (7 баллов)ИП1-510-20ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица1-510-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-5050-70
15Нарушение порядка привлечения к работе женщин и лиц с семейными обязанностями в выходные и праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе ночьюст.ст.96, 99, 259Средний риск (6 баллов)ИП1-510-20ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица1-510-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-5050-70
16Нарушение процедуры привлечения к работе в выходные и праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе ночью, за исключением женщин, лиц с семейными обязанностями, лиц в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов, водителей автомобиля, членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерациист.ст.96,99Средний риск (5 баллов)ИП1-510-20ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица1-510-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-5050-70
17Нарушение порядка привлечения инвалидов к работе в выходные и праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе в ночное времяст.ст.96,99Средний риск (5 баллов)ИП1-510-20ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица1-510-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-5050-70
18Установление продолжительности ежедневной работы (смены) сверх определенной законодательно нормы, кроме случаев суммированного учета рабочего временист.ст. 94, 95, 96, 104Средний риск (5 баллов)ИП1-510-20ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица1-510-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-5050-70
19Несоблюдение правил учета фактически отработанного работником временист.ст. 91, 99, 109, 300Высокий риск (8 баллов)ИП1-510-20ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица1-510-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-5050-70
20Несоблюдение порядка учета рабочего временист.ст. 91, 99, 109, 300Средний риск (5 баллов)ИП1-510-20ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица1-510-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-5050-70
21Непредоставление дополнительного отпускаст.116Высокий риск (10 баллов)ИП1-510-20ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица1-510-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-5050-70
22Непредоставление выходных дней водителю автомобиляст.110Высокий риск (10 баллов)ИП3-4ст. 14.1 ч. 3
Должностного лица3-4
Юридического лица30-40
23Непредоставление выходных дней работнику, за исключением водителей автомобилейст.110Высокий риск (8 баллов)ИП1-510-20ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица1-510-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-5050-70
24Непредоставление перерывов для обогревания и отдыхаст.109Высокий риск (7 баллов)ИП1-510-20ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица1-510-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-5050-70
25Нарушение порядка предоставления отпускаст.114Средний риск (6 баллов)ИП1-510-20ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица1-510-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-5050-70
26Непредоставление перерывов для отдыха и питанияст.108Средний риск (6 баллов)ИП1-510-20ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица1-510-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-5050-70
27Нарушение сроков и/или порядка утверждения графика отпусковст. 120Низкий риск (2 балла)ИП1-510-20ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица1-510-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-50
28Невыплата работодателем работнику установленной трудовым договором заработной платыч.6 ст.136Высокий риск (10 баллов)ИП1-510-30ст. 5.27 ч.

6, 7

Должностного лица10-2020-30 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-5050-100
29Выплата заработной платы ниже МРОТч.3 ст.133Высокий риск (10 баллов)ИП1-510-30ст. 5.27 ч.

6, 7

Должностного лица10-2020-30 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-5050-100
30Нарушение порядка оплаты за работу в выходные и праздничные днист.153Высокий риск (8 баллов)ИП1-510-30ст. 5.27 ч.

6, 7

Должностного лица10-2020-30 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-5050-100
31Выплата заработка не в полном размереч.6 ст.136Высокий риск (7 баллов)ИП1-510-30ст. 5.27 ч.

6, 7

Должностного лица10-2050-100
Юридического лица30-5050-100
32Неоплата сверхурочной работыст.152Высокий риск (7 баллов)ИП1-510-30ст. 5.27 ч.

6, 7

Должностного лица10-2020-30 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-5050-100
33Нарушение срока выдачи расчета при увольнениист.140Средний риск (6 баллов)ИП1-510-20ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица1-510-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-5050-70
34Нарушение срока оплаты отпускач.9 ст.136Средний риск (6 баллов)ИП1-510-20ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица1-510-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-5050-70
35Нарушение порядка оплаты за работу в ночное времяст.154Средний риск (6 баллов)ИП1-510-30ст. 5.27 ч.

6, 7

Должностного лица10-2020-30 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-5050-100
36Сроки выплаты заработной платы не установленыст.136Средний риск (6 баллов)ИП1-510-20ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица1-510-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-5050-70
37Нарушение срока выплаты заработной платыч.6 ст.136Средний риск (5 баллов)ИП1-510-20ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица1-510-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-5050-70
38Невыдача расчетного листка работникуст.136Низкий риск (1 балл)ИП1-510-20ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица1-510-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-5050-70
39Невыплата выходного пособия по ст. 178 ТК РФст.178Высокий риск (9 баллов)ИП1-510-30ст. 5.27 ч.

6, 7

Должностного лица10-2020-30 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-5050-100
40Невыплата среднего заработка за время прохождения обязательного медосмотраст. 185Средний риск (6 баллов)ИП1-510-30ст. 5.27 ч.

6, 7

Должностного лица10-2020-30 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-5050-100
41Нарушение порядка применения дисциплинарных взысканийст.193Средний риск (6 баллов)ИП1-510-20ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица1-510-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-5050-70
42Допуск к работе без обучения и проверки знаний по охране трудаст.ст.212, 225Высокий риск (10 баллов)ИП15-2530-40 или приостановление деятельности до 90 сутокст. 5.27.1 ч. 3, 5
Должностного лица15-2530-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица110-130100-200 или приостановление деятельности до 90 суток
43Допуск к работе без прохождения предварительного или периодического медосмотров, обязательных медосмотров в начале рабочего дня (смены)ст.ст.69, 212, 213, 219, 266Высокий риск (10 баллов)ИП15-2530-40 или приостановление деятельности до 90 сутокст. 5.27.1 ч. 3, 5
Должностного лица15-2530-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица110-130100-200 или приостановление деятельности до 90 суток
44Невыдача работникам средств индивидуальной защиты, которые относятся ко 2 классу по степени риска причинения вреда работнику.ст.ст.212, 221Высокий риск (10 баллов)ИП20-3030-40 или приостановление деятельности до 90 сутокст. 5.27.1 ч. 4, 5
Должностного лица20-3030-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица130-150100-200 или приостановление деятельности до 90 суток
45Невыдача средств индивидуальной защиты, не отнесенных ко 2 классуст.ст.212, 221Средний риск (5 баллов)ИП20-3030-40 или приостановление деятельности до 90 сутокст. 5.27.1 ч. 4, 5
Должностного лица20-3030-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица130-150100-200 или приостановление деятельности до 90 суток
46Несоблюдение требований охраны труда при проведении работст.ст.211, 212Высокий риск (10 баллов)ИП2-5 или предупреждение30-40 или приостановление деятельности до 90 сутокст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица 2-5 или предупреждение30-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица50-80100-200 или приостановление деятельности до 90 суток
47Допуск к работе при наличии медицинских противопоказанийст.212Высокий риск (10 баллов)ИП15-2530-40 или приостановление деятельности до 90 сутокст. 5.27.1 ч. 3, 5
Должностного лица15-2530-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица110-130100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
48Несоблюдение требований к организации труда инвалидовст.224Высокий риск (8 баллов)ИП2-510-20ст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица2-510-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица60-8050-70
49Непроведение оценки потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местахФЗ №426-ФЗ от 28.12.2013Высокий риск (8 баллов)ИП5-1030-40 или приостановление деятельности до 90 сутокст. 5.27.1 ч. 2, 5
Должностного лица5-1030-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица60-80100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
50Непроведение исследований и измерений всех вредных и (или) опасных производственных факторовФЗ №426-ФЗ от 28.12.2013Высокий риск (8 баллов)ИП5-1030-40 или приостановление деятельности до 90 сутокст. 5.27.1 ч. 2, 5
Должностного лица5-1030-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица60-80100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
51Нарушение порядка отнесения условий труда на рабочем месте к определенному классу по степени вредности и (или) опасностиФЗ №426-ФЗ от 28.12.2013Высокий риск (8 баллов)ИП5-1030-40 или приостановление деятельности до 90 сутокст. 5.27.1 ч. 2, 5
Должностного лица5-1030-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица60-80100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
52Сокрытие страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеванийст.227Средний риск (6 баллов)ИПст. 15.34
Должностного лица0,5-1
Юридического лица5-10
53Отсутствие службы охраны труда или должности специалиста по охране труда при численности работников более 50 человекст.217Средний риск (6 баллов)ИП2-530-40 или приостановление деятельности до 90 сутокст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица2-530-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица60-80100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
54Несоблюдение порядка организации предварительных и (или) периодических медицинских осмотровст.212Средний риск (6 баллов)ИП15-2530-40 или приостановление деятельности до 90 сутокст. 5.27.1 ч. 3, 5
Должностного лица15-2530-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица110-130100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
55Нарушение порядка выдачи и учета СИЗст.212, приказ Минздравсоцразви тия РФ №290н от 12.01.2015Средний риск (6 баллов)ИП2-530-40 или приостановление деятельности до 90 сутокст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица2-530-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица60-80100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
56Нарушение правил обеспечения работников смывающими и (или) обезвреживающими средствамист.212Средний риск (6 баллов)ИП2-530-40 или приостановление деятельности до 90 сутокст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица2-530-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица60-80100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
57Невыполнением работодателем требований охраны труда по санитарно-бытовому обслуживанию и медицинскому обеспечению работников (*2)ст. 212, 223Средний риск (6 баллов)ИП2-530-40 или приостановление деятельности до 90 сутокст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица2-530-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица60-80100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
58Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных психиатрических освидетельствований (*4)Ст.219, 266Средний риск (5 баллов)ИП15-2530-40 или приостановление деятельности до 90 сутокст. 5.27.1 ч. 3, 5
Должностного лица15-2530-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица110-130100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
59Непроведение спецоценки условий труда, в том числе внеплановой спецоценки условий труда, в случаях предусмотренных статьей 17 ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013г.ст.212Средний риск (5 баллов)ИП5-1030-40 или приостановление деятельности до 90 сутокст. 5.27.1 ч. 2, 5
Должностного лица5-1030-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица60-80100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
60Нарушение периодичности проведения спецоценки условий трудаст.212Средний риск (4 балла)ИП5-1030-40 или приостановление деятельности до 90 сутокст. 5.27.1 ч. 2, 5
Должностного лица5-1030-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица60-80100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
61Неознакомление работников с результатами спецоценки условий трудаст.212Средний риск (4 балла)ИП5-1030-40 или приостановление деятельности до 90 сутокст. 5.27.1 ч. 2, 5
Должностного лица5-1030-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица60-80100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
62Проведение спецоценки условий труда комиссией ненадлежащего составаст.212Средний риск (4 балла)ИП5-1030-40 или приостановление деятельности до 90 сутокст. 5.27.1 ч. 2, 5
Должностного лица5-1030-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица60-80100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
63Необеспечение работников, занятых на работах с вредными условиями труда молоком или другими равноценными пищевыми продуктами или не предоставление компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценныхст.222Низкий риск (1 балл)ИП2-530-40 или приостановление деятельности до 90 сутокст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица2-530-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица60-80100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
64Нарушение процедуры расследования и учета несчастных случаев на производствест.227Средний риск (4 балла)ИП2-530-40 или приостановление деятельности до 90 сутокст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица2-530-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица60-80100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
65Отсутствие или ненадлежащее состояние документации по охране труда (журналов регистрации инструктажей, инструкций по охране труда, программ обучения, протоколов проверки знаний по охране труда, приказов и т.д.)ст.212Средний риск (6 баллов)ИП2-530-40 или приостановление деятельности до 90 сутокст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица2-530-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица60-80100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
66Нарушение правил передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в государственную инспекцию труда и (или) в государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий трудаФЗ №426-ФЗ от 28.12.2016Низкий риск (1 балл)ИП2-530-40 или приостановление деятельности до 90 сутокст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица2-530-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица60-80100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
67Неполный комплект нормативных правовых актов по охране труда с учетом специфики деятельностист.212Низкий риск (1 балл)ИП2-530-40 или приостановление деятельности до 90 сутокст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица2-530-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица60-80100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
68Отсутствие комплекта нормативных правовых актов по охране труда с учетом специфики деятельностист.212Средний риск (6 баллов)ИП2-530-40 или приостановление деятельности до 90 сутокст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица2-530-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица60-80100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
69Нарушение порядка проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда, инструктажей по охране труда, в том числе: несоблюдение периодичности проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда, инструктажей по охране труда; проведение обучения и проверки знаний требований охраны труда комиссией не надлежащего состава; проведение инструктажей лицом не прошедшим обучение и проверку знаний требований охраны труда; не проведение стажировки на рабочем месте и т.д.ст.76Средний риск (6 баллов)ИП2-530-40 или приостановление деятельности до 90 сутокст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица2-530-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица60-80100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
70Несоблюдение требований по организации труда работников в возрасте до восемнадцати летст.265Высокий риск (9 баллов)ИП2-530-40 или приостановление деятельности до 90 сутокст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица2-530-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица60-80100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
71Несоблюдение требований по организации труда женщин, лиц с семейными обязанностямист.ст.253, 254, 258Средний риск (7 баллов)ИП2-530-40 или приостановление деятельности до 90 сутокст. 5.27.1 ч. 1, 5
Должностного лица2-530-40 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица60-80100-200 или приостановление деятельности на срок до 90 суток
72Запрет заемного трудаст.ст.56.1, 341.1, мСредний риск (6 баллов)ИП1-510-20ст. 5.27 ч. 1, 2
Должностного лица1-510-20 или дисквалификация на 1-3 года
Юридического лица30-5050-70
73Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашениюст. 55Средний риск (7 баллов)ИПст. 5.33
Должностного лица
Юридического лица2-4
74Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключенияст. 54Средний риск (5 баллов)ИПст. 5.28
Должностного лица
Юридического лица1-3
75Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашенияст. 54Средний риск (5 баллов)ИПст. 5.29
Должностного лица
Юридического лица1-3
76Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашенияст. 40Средний риск (5 баллов)ИПст. 5.30
Должностного лица
Юридического лица3-5
Источники

  • https://assistentus.ru/trudovoe-pravo/narushenie-trebovanij-ohrany-truda/
  • https://PravoNarushenie.com/bezopasnost-poryadok-i-mir/obshhestvennaya-bezopasnost-i-poryadok/narushenie-pravil-i-tehniki-bezopasnosti-ohrany-truda
  • http://ugolovnyi-expert.com/vidy-otvetstvennosti-za-narushenie-trebovanij-oxrany-truda/
  • https://oxrana-bez.ru/stati/otvetstvennost-za-narushenie-trebovanij-ohrany-truda/
  • https://base.garant.ru/12125267/8e300f34010d26b09aa5e22add04ad5f/
  • https://adm-pravo.ru/pravonarushenie/predprinimatelstvo/tablica-shtrafov-trudovoj-inspekcii/

Это интересно