Какой огнетушитель должен быть в автомобиле для техосмотра

Какой огнетушитель должен быть в автомобиле для техосмотра

Какой огнетушитель должен быть в автомобиле для техосмотра

Нужен ли огнетушитель в машине по закону

Для прохождения ТО огнетушитель обязателен. Параметры устройства, виды и характеристики закреплены в ГОСТ, НПБ.

Что предусмотрено Нормативные акты
Требования к огнетушителю
  • ГОСТ Р 51057-2001 ;
  • СП 9.13130.2009 ;
  • Правила противопожарного режима ;
  • НПБ 155-2002 .
Обязанность иметь
  • ФЗ 170 от 01.07.2011 «О техосмотре»;
  • Постановление N 1008 от 05.12.2011 «О порядке ТО».

Какой объем огнетушителя должен быть

Разрешены ручные, автоматические агрегаты большей массы, но не ниже предписанных параметров. Устройство должно предназначаться изготовителем для автотранспортных средств (АТС).

Автомобили Объем не ниже (л) Масса заряда (не баллона) не ниже (кг)
Легковые 2 2
Грузовые
  • для грузовиков в СП 9.13130.2009 не указан конкретный объем, но госорганы рекомендуют 5-литровые баллоны;
  • для ТС от 7,5 т прописана тушащая способность 2А и 70В – ёмкость от 5 л чаще всего подходит. Подбирают под указанное значение, поэтому огнетушитель может быть и с большим весом/объёмом.

Требования, предъявляемые к автомобильному огнетушителю

В Своде Правил по пожарной безопасности строго обозначено, что для прохождения техосмотра потребуется автоогнетушитель объемом не меньше 2 л. В этом же документе не говориться о том, в каком корпусе он должен быть представлен. Но предпочтение лучше отдать металлическому.

  • При этом огнетушащий прибор должен иметь паспорт и сертификат происхождения.
  • Если он еще не был использован, то его чека должна быть опломбирована.
  • Конечно, сам агрегат должен находиться в технически годном состоянии, а срок службы автомобильного огнетушителя не должен быть просрочен.

Если все эти условия соблюдены, то придраться инспектор к требованиям пожарной безопасности не сможет.

Пломба на чеке
Пломба на чеке

Разновидности

В том же Своде Правил говориться, что в автомобилях можно использовать один из трех видов: порошковый, водяной или газовый (углекислотный). Сразу обозначим, что водяная разновидность при минусовых температурах не работает. Вода или водный раствор просто внутри корпуса замерзает. И от такого автомобильного огнетушителя толку не будет, пригодность нулевая. Поэтому остаются порошковый с маркировкой «ОП» или углекислый «ОУ».

Из этих двух специалисты выделяют порошочную модель. Во-первых, она по своим огнетушащим характеристикам углекислоте не уступает. Во-вторых, она дешевле. В-третьих, легче, поэтому удобнее в использовании.

Что касается марки, то в легковых автомобилях используют ОП-2 и ОУ-2. Если есть возможность, то рекомендуется приобрести модели ОП-3 или ОУ-3. Они дороже, по высоте такие же, как и предыдущие марки, только в диаметре чуть больше и вес тяжелее. Но у них огнетушащего вещества на 30% больше, что в экстремальных ситуациях немаловажный фактор.

Один момент, касающийся ОП-2. В его конструкции присутствует раструб очень маленького размера. Это иногда становится причиной отказа молодого инспектора не принимать машину, то есть появляется ситуация не прохождения авто технического осмотра. Владелец машины и ОП-2 должен знать, что раструб в приборе есть. Он просто похож на пластиковый колпачок.

Огнетушитель порошковый закачной автомобильный
Огнетушитель порошковый закачной автомобильный

Если для Вас главное – пройти техосмотр, то ОП-2 в данной ситуации подойдет. Если хотите иметь внутри автомобиля огнетушитель хорошего качества, то лучше приобретайте ОУ-2 или порошковый прибор более высокого качества.

Как работают

Так как внутрь каждого вида закачен разный вид огнетушащего вещества, то и принцип тушения у них разный.

Углекислотные

Внутрь баллона закачивается двуокись углерода. Это газ, который вылетает из раструба с низкой температурой, что способствует снижению температуры в зоне горения. Плюс, покрывает собой ту же зону, не давая кислороду проникнуть в нее.

Если говорить о преимуществах ОУ, то отметим:

  • газ проникает в самые труднодоступные места;
  • не оставляет на автомобиле разводов;
  • при долгом хранении не изменяет своих технических характеристик, качеств и свойств;
  • сам по себе газ – это неплохой диэлектрик.

Что касается недостатков, то это всего лишь одна позиция – при применении образуется облако, которым можно отравиться, если концентрация огнетушащего вещества большая.

Огнетушитель углекислотный автомобильный
Огнетушитель углекислотный автомобильный

Порошковые

Принцип работы этой разновидности основан на преобразовании порошкообразной субстанции в пену, когда он соприкасается с горячими поверхностями и продуктами горения. Большой и главный плюс ОП – возможность использовать для тушения пожаров разной степени горения. Касаемо недостатков, то это образование достаточно прочного слоя, который с трудом удаляется с поверхностей автомобиля после пожара.

В зависимости от того, в каком состоянии внутри баллона находится огнетушащее вещество, ОП разделяются на три группы. Каждая из них обозначается определенной буквой, которая добавляется к марке прибора.

  • Буква «З». Это так называемые закачные агрегаты. Порошок просто закачивается в баллон под давлением, что и обеспечивает его скорость подачи при использовании ОП.
  • «Б» обозначает, что внутри баллона кроме порошка находится сжатый воздух. При нажатии на ручку, происходит прокол баллона. Воздух вырывается наружу через сопло, увлекая за собой порошок.
  • Буква «Г» обозначает, что внутри баллона находится так называемый газогенерирующий патрон. В последнем находятся специальные вещества, которые при соприкосновении с воздухом образуют давление. Патрон при давлении рукой на рукоятку прокалывается специальным шипом. Так происходит смешивание внутри расположенного вещества с воздухом, находящимся внутри баллона.

Порошковый с газогенерирующим патроном
Порошковый с газогенерирующим патроном

Сколько огнетушителей должно быть

Количество тушащих приборов для постановки автомобиля на учет и ТО регламентировано СП 9.13130.2009 (Приложение В п.п. В1 – В2) и «Правилами противопожарного режима» (п. 212). Параметр зависит от веса, назначения, вместимости машины.

В легковом автомобиле

Легковые машины оборудуются не меньше 1 изделием с весом заряда от 2 кг и 2 л. Требуемые возможности: тушит модельные очаги возгорания от 0,7А и 21В.

В грузовом автомобиле

Для грузовых ТС потребуется:

  • для АТС до 3,5 т – один (2 кг, 2 л, от 0,7А и 21В);
  • грузовики для транспортировки людей или с массой от 3,5 до 7,5 т, комбайны, тракторы – два аналогичные;
  • АТС от 7,5 т, перевозящие опасные грузы (фуры, бензовозы, автоцистерны) – два от 2A и 70B.

В автобусе

Для автобусов массой от 3,5 – 7,5 т потребуется от 2 аналогичных огнетушителей весом заряда по 2 кг, 2 л.

Виды огнетушителей и срок их эксплуатации:

Разные виды огнетушителей. О каждого вида - свой срок годности.

Срок службы порошковых огнетушителей (ОП)

В зависимости от используемого в ОП порошка, который применяется в качестве огнетушащего вещества, определяется срок его эксплуатации. Порошковые огнетушители бывают трёх видов:

  • Закачные. Их работа заключается в том, что инертный газ выталкивает порошок под определённым давлением. Используется в основном азот и углекислый газ, реже – воздух.
  • Газогенераторные. Баллоны заполняются порошком, а специальная капсула с газом распределяет давление.
  • Самосрабатывающие. Приборы заранее наполняются порошком и газообразным веществом так, что под воздействием высоких температур начинают самостоятельно срабатывать и тушить очаг возгорания.

Проверка давления должна производиться хотя бы единожды в квартал. При этом результат отмечается в журнале регистрации противопожарного оборудования. Капитальный осмотр и освидетельствование делают раз в пять лет. Порошковые огнетушители, вне зависимости от вида, подлежат обязательной проверке на качество содержащегося внутри вещества. Из всей партии, в количестве 3% от её объема, берутся опытные экземпляры. Например, если в учреждении зафиксировано 100 штук огнетушителей, то проверке подвергаются любые три.

Срок годности ОП напрямую зависит от качества и маркировки применяемого порошка:

  • ПСБ-3М. Хранится не более 4 лет и подходит для ликвидирования очагов возгорания В и С класса пожароопасности.
  • Вексон-АВС. Срок хранения – 5 лет. Подходит для тушения пожаров классов А, В или С.
  • Фоскон. Подлежит хранению не более 10 лет и используется для предотвращения возгораний А, В, С и Е классов пожароопасности.

Порошковые огнетушители, предназначенные для перевозки в автотранспортных средствах, перезаряжаются раз в 3 года и служат по нормативам не более 10 лет. Хотя могут при этом быть исправными еще долгое время, но пользоваться такими баллонами в целях предотвращения распространения возгорания не рекомендуется.

Срок службы углекислотных огнетушителей (ОУ)

Пример углекислотного огнетушителя.

Внутри баллона углекислотных огнетушителей по стандарту всегда должно присутствовать стабильное давление. Связано это с тем, что туда закачивается углекислый газ в сжиженном состоянии. Для этих целей есть ряд требований, которые обязательно должны соблюдаться на предприятиях и цехах:

  • проверка приборов на наличие давления с учетом небольшого отклонения от нормы (до 5%) не реже, чем один раз в квартал;
  • ежегодная проверка технического состояния;
  • обязательная перезарядка баллона раз в пять лет (при этом не важно, осталось ли внутри давление или нет).

ОУ может служить до 15 лет. Вне зависимости от этого срока каждые 5 лет он подвергается перезарядке. Процедура проводится путем взвешивания огнетушителя и сравнения выведенных значений с вписанными в паспорт данными. Перезарядку нужно осуществлять при отклонении значения более чем на 5%. Если по истечении 15 лет давление остается в норме, то прибор, невзирая на это обстоятельство, выводят из эксплуатации и заменяют новым.

Углекислотные огнетушители, используемые в автомобилях, подвергаются перезарядке раз в 5 лет и могут эксплуатироваться до 20 лет подряд.

Срок эксплуатации эмульсионных огнетушителей (ОВЭ)

Пример эмульсионного огнетушителя.

Дорогостоящие огнетушители с высокой эффективностью работы. Для сравнения можно сказать, что 5 – 7 л ОВЭ равен 100 л ОВП. Воздушно-эмульсионные баллоны с фторсодержащим зарядом не нуждаются в перезарядке. Срок службы – 10 лет. В течение этого времени ОВЭ не требует проведения технического осмотра.

В большинстве случаев, перезарядить ОВЭ достаточно проблематично. К тому же, эта процедура не из дешёвых. Поэтому такие огнетушители считаются одноразовыми. Через 10 лет подлежат замене на новые. Максимальный срок эксплуатации соблюдается при температурном режиме от -40°С до +50°С.

Срок годности хладоновых огнетушителей (ОХ)

Хладоновые огнетушители являются разновидностью газовых первичных средств пожаротушения. Сроки годности у них такие же, как и у ОУ. Исключение составляют некоторые фреоны, обладающие повышенным коррозийным действием. По отношению к ним на этикетке огнетушителя указывается свой срок годности.

Длительность эффективности заряда составляет более 5 лет. Но по технике безопасности газ, вне зависимости от установленного периода, обновляется после истечения указанного на этикетке срока.

Срок эксплуатации пенных огнетушителей (ОВП и ОХП)

Истечение положенного срока годности у пенных агрегатов происходит, как правило, из-за возникновения серьезных коррозийных образований в местах соединений и на корпусе огнетушителя. Окисление металла происходит под воздействием воды и пены. Проверка ОВП и ОХП осуществляется раз в квартал в обязательном порядке, с занесением в журнал учета огнетушителей.

В отношении пенных огнетушителей осуществляются следующие действия:

  • Проверка на коррозийные процессы. Если в ходе осмотра выявляются места со ржавчиной, то такой агрегат отправляют на ремонт и перезарядку.
  • Замена на новый ОВП или ОХП единожды в год. Даже если в течение года противопожарное оборудование сохранило свое первозданное состояние и на его корпусе не обнаружено следов коррозии, тем не менее оно подлежит списыванию.

Перезарядка пенных устройств не производится, так как внутренние плоскости баллона сразу же разъедаются под воздействием влаги и не подлежат восстановлению. Срок годности ОВП и ОХП неизменен и составляет ровно год с момента ввода в эксплуатацию.

Для водяных огнетушителей (ОВ)

Четыре водных огнетушителя.

Водяные огнетушители являются самыми уязвимыми для коррозийных процессов внутри и снаружи корпуса. Их срок эксплуатации и обслуживания точно такой же, как и у ОВП и ОХП (1 год). Но по факту, они выходят из строя намного чаще положенного срока, так как вода сильно разъедает металл и делает их непригодным к использованию.

Для аэрозольных (ГОА или АГС)

Эксплуатационные сроки огнетушителей с маркировкой ГОА или АГС составляют ровно 5 лет для обычных моделей, используемых в помещениях жилого и нежилого назначения, и 2 года – для автомобильных моделей. Часто приобретаются одноразовые ГОА или АГС. Их срок службы заканчивается после первого же тушения пожара.

Виды проверок огнетушителей

Процедура начинается с момента приобретения и установки прибора на месте его постоянного хранения.

Периодичность перезарядки огнетушителей: заявка, акты

Техническое обслуживание огнетушителей состоит из тщательного визуального осмотра прибора. Проще говоря, это сравнение данных, указанных на его этикетке с информацией в паспорте:

  • комплектация полная;
  • внешних повреждений и царапин нет;
  • запорно-пусковой механизм опломбирован, информация там написана разборчиво.

Затем производится контрольное взвешивание. Подойдут любые чувствительные весы. Если реальный вес прибора совпал с письменной характеристикой, все отлично.

Все полученные данные плюс дату первичного осмотра нужно вписать в журнал. Выполняет процедуру ответственное лицо, заранее назначенное руководителем.

У технического обслуживания огнетушителей своя периодичность:

  • ежеквартальные осмотры;
  • ежегодная проверка.

Причем, кроме самого устройства, нужно изучать среду его хранения, насколько она соответствует заявленным требованиям. Если среда близка к неблагоприятной, это отразится на общем сроке эксплуатации.

После установки новых средств защиты стоит провести ознакомительное занятие, привлекая коллектив. Показать людям приборы, возможно вместе выполнить первичный осмотр, заодно рассказав, как ими пользоваться

.

Правила эксплуатации ОП

Ежеквартальная

По смыслу и порядку действия она аналогична первичной. Проведение процедуры обязательно, этим занимается отвечающий за меры пожарной безопасности человек. Ему требуется изучить документы, визуально осмотреть каждый прибор и внести в журнал соответствующую запись. Если выявлены недостатки, то вызвать мастера, чтобы тот сделал ремонт.

Виды действий:

  • осмотр внешнего вида приборов;
  • изучение документации;
  • исследование целостности пломбы.

Руководитель организации может назначать внеплановые процедуры, если того требуют обстоятельства. Например, прибор уронили, он «пережил» затопление, произошло замыкание в месте его хранения и пр.

Ежегодная

Каждый год желательно приглашать специалиста, который может произвести профессиональное освидетельствование — подключить огнетушители к специальным приборам, чтобы выявить:

  • количество вещества, находящегося внутри;
  • наличие утечек и других неисправностей.

Это делает профессионал от лицензированной организации. На глаз или встряхиванием баллона подобное выявить невозможно.

Полная проверка

Происходит каждые 5 лет. Это самая тщательная и полноценная из всех процедур, в ходе которой:

  • Изучаются сопроводительные документы. По ним смотрят, как проводилась вообще проверка огнетушителей, как часто и кем. Насколько письменные записи соответствуют действительности.
  • Специалист разряжает все приборы, убирая огнетушащее вещество. Затем осматривает огнетушитель изнутри, изучает целостность оболочки. Функциональность пускового механизма проверяет, делая практические испытания.
  • Устраняются все выявленные нарушения, даже незначительные. Специалист оценивает сам масштаб работы. Если возможен ремонт, устройства чинят, если нет, советует уничтожить неисправный аппарат и заменить его новым.

Переосвидетельствование несет периодический характер. Старые приборы обновляются.

Сроки процедуры одинаковые, не зависят от типа прибора и его дополнительных свойств. Таким образом, периодичность проверки у порошковых огнетушителей идентична другим разновидностям.

Внутреннее устройство огнетушителя

Штраф за отсутствие огнетушителя

В перечень неполадок и нарушений, ведущих к запрету эксплуатации ТС (п. 7.7 Гл. 7 ПДД), включено отсутствие автомобильного огнетушителя. При наличии веских оснований инспектор ГИБДД досматривает машину.

Штраф за просроченный огнетушитель или его отсутствие предусмотрен ст. 12.5 КоАП – 500 руб. Размер фиксированный. Инспектор вправе ограничиться предупреждением.

Как хранить огнетушитель в машине?

Как хранить огнетушитель в машине?
Любое отклонение в условиях хранения огнетушителя и эксплуатации автомобиля сказывается на его сроке действия. Так, правила гласят о том, что огнетушитель требуется хранить в салоне машины, закрепив его на кронштейн с замком и фиксатором.

При этом лучшим местом для хранения огнетушителя является пассажирская дверь, поскольку в случае возгорания оттуда легко снять и затем использовать баллон.

Если же в салоне авто не нашлось для него места, то баллон лучше закрепить в багажнике, чем вообще не иметь его.

Однако в таком случае в результате прямого воздействия окружающей среды на огнетушитель потребуется чаще выполнять перезарядку (не реже 1 раз в год).

Если хранить автомобиль на улице или в неотапливаемом гараже, то в таком случае лучше использовать порошковый вид огнетушителя, так как допустимый температурный режим его хранения от -40 и до +50 ˚С.

Кроме того, каждый водитель должен позаботиться о том, чтобы в летний период на баллон не попадали прямые солнечные лучи, защитив автомобиль специальной светоотражающей шторкой.

Стоит учитывать, что при повышении температуры окружающей среды в углекислотных моделях повышается рабочее давление внутри самого баллона.

Требования к огнетушителю при техосмотре

И порошковый, и углекислотный огнетушители должны соответствовать нормам, учрежденным Роспожнадзором совместно с МЧС. На данный момент актуальны такие требования:

  • Соответствовать ГОСТам НПБ 155-2002, а также Р51057-2001. Если придерживаться предписанных в этих документах норм, 90% условий прохождения ТО будут выполнены.
  • Объем огнетушителя для техосмотра должен быть равен 5 литрам для грузовиков и 2 л – для легковых автомобилей.
  • Также стоит учитывать требования к массе. Она говорит о том, заполнено ли устройство полностью. Инспектор обязательно проведет замер веса огнетушителя. На легковых автомобилях он должен быть не менее 2 кг, на грузовых, соответственно, не менее 5 кг.
  • Важный параметр для техосмотра – срок годности автомобильного огнетушителя. Когда период годности истекает, снижается давление в баллоне, ухудшаются активные свойства внутренних веществ. Есть понятия реального и номинального срока эксплуатации. Инспектора ГИБДД будет интересовать именно второй, установленный нормативно: сам баллон используется не дольше 10 лет (дату покупки можно уточнить в паспорте устройства), перезарядка же проводится каждые 1,5–5 лет.
  • Обратите внимание на маркировку. Она должна содержать пользовательскую инструкцию и адрес предприятия, в которое можно обратиться за обслуживанием, а также дату дозаправки/полной заправки.

Проверка огнетушителей

Регулярные проверки огнетушителей осуществляются ежеквартально и ежегодно сотрудником удобного для вас пункта техосмотра. В первом случае подтверждается исключительно правильное месторасположение оборудования (огнетушитель должен находиться в легкодоступном месте и быть хорошо закрепленным), устанавливается наличие или отсутствие несоответствий правилам техники безопасности.

Ежегодная проверка подразумевает подробный осмотр со вскрытием и проверкой фильтров. Инспектор проверит состояние защитного покрытия, пломбу на предохранительном устройстве, исправность манометра и индикатора давления (если они предусмотрены в конструкции), наличие клейма, давление внутри баллона.

Замеряется масса оборудования, проверяются гибкий шланг и распылитель на наличие загрязнений, коррозии и прочих отклонений. В конце процедуры в паспорт устройства ставятся отметки, огнетушитель вписывается в учетный журнал. Если огнетушитель признан нерабочим, проводится его утилизация либо перезарядка (когда баллон в хорошем состоянии).

Перезарядка

Периодичность повторной заправки зависит от типа оборудования.

Субстанцию в углекислотной модели можно менять каждые 5 лет, в то время как в порошковой – не реже, чем раз в 1,5 года.

Во многих ситуациях проще купить новое устройство, чем перезаряжать старое (особенно это касается моделей порошкового типа). Приобретение нового огнетушителя целесообразно, если началась коррозия баллона, появились следы других неблагоприятных воздействия. Цена перезаправки от приобретения нового огнетушителя отличается незначительно, но водитель будет уверен в том, что устройство не подведет в аварийной ситуации.

В комплекс мер по перезарядке в пункте технического обслуживания огнетушителей входят:

  • осмотр;
  • испытание и проверка устройства;
  • наполнение баллона новым веществом;
  • покраска;
  • оформление документов, свидетельствующих о прохождении процедуры.

Если в ходе осмотра оказалось, что оборудование не подлежит перезарядке, проводится его списание.

Сроки годности

Переходим к срокам действия автомобильных огнетушителей. Начнем с ОП-2. Ограничен временной период годности 10 годами. Это касается баллона. Что касается огнетушащего вещества, расположенного внутри корпуса, то его перезаряжают каждые 5 лет. То есть получается так, что в течение указанного срока годности огнетушителя ОП-2 его придется один раз все-таки перезарядить.

Стоит ли это делать вообще, ведь стоимость перезарядки ОП-2 равна цене самого огнетушителя. Поэтому рекомендуется через 5 лет просто приобрести новый, а старый выбросить. Это проще, чем возиться с зарядкой. Что касается более дорогих моделей, к примеру, ОП-3, то их лучше перезаряжать, потому что цена прибора достаточно велика по сравнению с заправкой.

Теперь о сроке годности огнетушителя ОУ-2, и вообще об углекислотных моделях. Он ограничен 15-20 годами. Но перезарядку надо проводить каждые 5 лет, как и порошковые агрегаты. Есть и другая отличительная особенность – это освидетельствование прибора на предмет технического состояния баллона, которое должно проводиться один раз в год. При этом один раз в три месяца сам автовладелец должен проверять огнетушитель. В основном это касается манометра, который показывает наличие или отсутствие давления внутри баллона. Если давление на нуле или слишком снижено, значит, где-то произошла утечка. Такой агрегат обязательно надо отремонтировать, перезарядить и провести освидетельствование.

Манометр, показывающий давление в баллоне
Манометр, показывающий давление в баллоне

Как проверить срок годности

Срок годности порошкового огнетушителя для автомобиля, и не только порошкового, можно проверить на этикетке, приклеенной к корпусу агрегата. На ней по боковому краю нанесены римские и арабские цифры. Первые обозначают месяц, вторые год выпуска в реализацию. К примеру, на фото ниже показано, что этот автомобильный огнетушитель эксплуатируется с июня 2013 года. То есть его придется перезаряжать через 5 лет, в 2018 году в июне месяце, а выбрасывать в утиль в 2023 году в том же месяце.

Срок выпуска на этикетке
Срок выпуска на этикетке

Необходимо отметить, что требования к размерам этикеток строго регламентированы. Ее высота не может быть меньше половины высоты прибора.

Работоспособность

Итак, с вопросом, как определить срок годности автомобильного огнетушителя, разобрались. Теперь необходимо понять, что срок годности и работоспособность между собой иногда не связаны. Поэтому показатель годности может быть номинальным (по нормативам) или реальным.

Номинальный срок – это промежуток времени, в течение которого автомобильный огнетушитель находится в технически исправном состоянии. С учетом, что все условия его хранения полностью соблюдены.

На практике же номинальный срок годности не соответствует реальному (фактическому). Как показывает практика, не все владельцы автомашин строго соблюдают правила хранения огнетушащих приборов. Ведь по правилам он должен располагаться внутри салона авто. Но многие хранят его в багажнике. А это определяет сроки перезарядки и освидетельствования, которые сокращаются до одного года.

Как надо хранить автомобильные огнетушители:

  • нельзя допускать повреждений корпуса и его коррозии;
  • допускать попадания солнечных лучей;
  • располагать вблизи источников тепла.

Чтобы максимально приблизить номинальный срок работоспособности к реальному, необходимо исключить нарушения хранения, точно по нормативам проводить техосмотр, ремонт, перезарядку и освидетельствование.

И еще один момент. Использовать автомобильный огнетушитель с истекшим сроком годности нельзя. Все дело в состоянии огнетушащего вещества. Особенно это касается порошковых моделей. Неизвестно, в каком состоянии будет находиться порошок, и что при использовании из баллона вылетит. Так что не стоит рисковать, тем более собственной жизнью и автомобилем.

Какой автомобильный огнетушитель, для какого вида транспорта используется

  1. В легковых автомашинах и в Газелях используются приборы с объемом 2 литра: или порошковый, или углекислотный.
  2. В грузовых авто – или ОП, или ОУ только емкостью 5 литров.
  3. Для бензовозов требования таковы: два ОП объемом по 5 литров.
  4. В автобусах малого класса устанавливаются два огнетушителя объемом по 2 л.
  5. В больших автобусах: один в салоне водителя емкостью 4 л, в пассажирском салоне объемом 2 л.

Если огнетушащий прибор располагается вне салона, то его необходимо защитить от солнечных лучей и природных осадков.

Огнетушитель в автобусе
Огнетушитель в автобусе

Правила крепления огнетушителя в автомобиле

Где держать огнетушитель в авто

Согласно тому же Своду Правил, огнетушитель в автомобиле должен быть закреплен с помощью кронштейна и фиксатора с замком. Сам кронштейн при это крепится к внутренней обшивке автомобиля, зачастую – на пассажирскую дверцу, откуда его легче всего достать. В автобусах и крупногабаритных автомобилях, огнетушитель обычно крепится неподалеку от водителя, иногда –прямо под сидение. Впрочем, в пассажирских автомобилях такое крепление тоже возможно.

Можно ли пользоваться просроченным огнетушителем

Просроченным огнетушителем любого вида по технике безопасности пользоваться нельзя. Автомобильные устройства пожаротушения с истекшим сроком службы могут стать причиной не прохождения транспортным средством технического осмотра. Использование просроченных огнетушителей является потенциально опасным ввиду следующих обстоятельств, которые могут возникнуть при необходимости ликвидации возгорания:

  • выход из строя и невозможность его эксплуатации;
  • изменение эффективности из-за потери свойств огнетушащего вещества.

Огнетушители с истекшим сроком службы можно использовать в качестве тренировочного средства. С такими баллонами проводят учебные процессы в пожарных классах и на предприятиях при изучении техники безопасности и отработке навыков тушения возгораний.

Нормами пожарной безопасности наложен запрет на нахождении в стенах предприятия или учреждения огнетушителя любого вида с истекшим сроком службы и не прошедшим обязательную проверку.

Утилизация старого огнетушителя

Определенных правил в вопросе утилизации старого огнетушителя не существует, поэтому рассмотрим наиболее популярные варианты применения непригодного огнетушителя:

Утилизация старого огнетушителя

  1. Заправить заново. Несмотря на истекший срок годности огнетушителя, зачастую сам баллон находится в еще нормальном состоянии (если с ним правильно обращались). Поэтому заново заправленный старый баллон можно увезти на дачу или выставить на балкон на случай пожара, вдруг пригодится? Однако в транспорте этот огнетушитель нельзя больше использовать.
  2. Сдать в пункт утилизации всех огнетушителей.
  3. Провести небольшую тренировку по применению, благодаря чему можно получить опыт использования огнетушителя.

Итак, для водителя иметь автомобильный огнетушитель – жизненно необходимо. Каким бы опытным он ни был, всегда есть риск возгорания машины из-за поломки, поэтому наличие данного устройства спасет жизнь как водителю, так и пассажирам.

Источники

  • https://ProffiDom.ru/159-ognetushitel-avtomobilnyj.html
  • https://PozharaNet.com/ognetushiteli/jekspluatacija/sroki-godnosti-avtomobilnyh-ognetushitelej-chto-dolzhen-znat-voditel.html
  • https://stavto.ru/articles/poryadok-opredeleniya-sroka-godnosti-ognetushiteley/
  • https://ohranatryda.ru/tehnika-bezopasnosti/periodicnost-proverki-ognetusitelej.html
  • http://zaschita-prav.com/srok-godnosti-avtomobilnogo-ognetushitelya/
  • https://zen.yandex.ru/media/yavmashine/ognetushitel-avtomobilnyi-dlia-tehosmotra-2019-godu-trebovaniia-5cc20f75c53c2900afb2bf97
  • https://keysafety.ru/net-pozharu/ognetushiteli/avtomobilnyj-ognetushitel.html

Это интересно
Adblock
detector