Что говорит ГОСТ?
Существующий ГОСТ 1510-84 наиболее полно регламентирует правила упаковки, маркировки, перевозки и хранения нефти и нефтепродуктов — масла в том числе. Приведeм наиболее важные выдержки о хранении.
Пункты 4.5 и 4.9 дают вполне прямые советы: «нефть и нефтепродукты следует хранить в отдельных резервуарах, исключающих попадание в них атмосферных осадков и пыли».
И далее — «нефтепродукты в таре следует хранить под навесом или на площадке, защищeнной от действия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков».
Сколько хранится моторное масло: есть ли срок годности, и какой он?
В идеальных условиях синтетическое моторное масло может храниться бесконечно долго, однако достичь таких условий практически невозможно.
Из-за воздействия воздуха, температур и пластикового материала упаковочных емкостей моторное масло со временем окисляется и портится.
Поэтому любое моторное масло, несмотря на его разновидность, имеет определенный срок годности, по истечении которого производитель не гарантирует сохранение смазывающих функций продукции.
По умолчанию срок годности минеральных масел должен составлять 3 года.
Однако у современных производителей сложилась практика устанавливать срок годности смазывающей продукции для ДВС в размере 5 лет. Масла обычно имеют именно 5-летний срок годности, это относится к:
- минеральным;
- полусинтетическим;
- синтетическим.
В реальности масло может храниться и сохранять свои качества и дольше, однако именно 5-летний срок был выбран производителями как оптимальный период для хранения продукции. Лишь некоторые производители, например, Shell, установили срок годности для своей продукции в 4 года.
Технический регламент
По ГОСТу срок годности составляет не более 5 лет.
Наибольшее число производителей также заверяет, что при соблюдении условий машинную смазку можно использовать в течение пяти лет (если канистра имеет заводскую упаковку, крышка которой плотно закрыта). А вот менять его в двигателе необходимо раз в 6-8 месяцев (в идеале измерять время использования в моточасах — это будет намного правильнее).
Допустимый период использования этой продукции в заводской упаковке после вскрытия по ГОСТу составляет 3 года.
Желательно индивидуально подбирать смазывающую жидкость, учитывая тип двигателя, пробег и условия эксплуатации.
От чего он зависит?
Как и у любых других активных химических продуктов, срок годности моторного автомобильного масла зависит в первую очередь от условий хранения — температурного воздействия, возможности попадания солнечных лучей и влажности воздуха.
Также немаловажное значение имеет и плотность упаковки.
Также немаловажное значение имеет и наличие присадок в моторном масле. Любое, даже минеральное масло, имеет их в своем составе. Однако их количество и химический состав различаются у разных сортов и наименований.
Чем больше присадок — тем больше вероятность того, что наступит химическая реакция, которая испортит моторное масло.
Влияние внешней среды
СанПиН предусматривает определенные нормативы при хранении ГСМ на складе, в частности, отсутствие повреждений тары, соблюдение температурного режима (0 — 30С) и воздействия окружающей среды. Следует избегать прямого попадания солнечных лучей. Ёмкость должна быть герметичной, не допускающей соприкосновения с воздухом и влагой: при попадании даже нескольких миллилитров воды происходит выпадение осадка. Это необратимо влияет на качество.
Упаковка горючей жидкости может быть разной, однако, у потребителей большее доверие вызывает железная канистра.
Правила хранения
Хранить масло необходимо только в помещениях с положительной температурой воздуха, не превышающей +20°C.
Заморозка машинного масла почти всегда ведет к его порче, хотя в первую очередь это относится к летнему маслу.
Зимнее и всесезонное приспособлено к работе при крайне низких температурах (до -43°C), так что заморозить его проблематично.
Не допускается воздействие на канистры с продукцией солнечного света и источников высоких температур.
Также важным является и сохранение герметичности емкости — открытая канистра с моторным маслом хранится вдвое меньше, чем нераспечатанная тара.
Может приводить к более быстрой порче продукции наличие в моторном масле большого количества присадок:
- моющих;
- антикоррозийных;
- противопенных и др.
Такое масло более подвержено воздействию негативных факторов — солнечного света и температуры, так как присадки более склонны к вступлению в химические реакции, чем базовые компоненты.
Поэтому масло с присадками хранится меньше (не более 3 лет), а лучше всего заливать его сразу после покупки.
Если же такое масло хранилось достаточно долго, то перед использованием необходимо проверить консистенцию и наличие осадка.
Если масло сохранило необходимые качества по визуальному осмотру, то его можно смело использовать.
Стандартные сроки хранения
Тут важно понимать, что существует понятие хранения в заводской упаковке, а также длительность хранения после вскрытия канистры. Как именно поведет себя лубрикант, если упаковка открыта, зависит от целого ряда факторов.
Намного проще сказать о герметичных упаковках. Тут вопрос во многом зависит от конкретного производителя и состава. Думаю, вы знаете, что все лубриканты для моторов делятся на синтетические, минеральные и полусинтетические. Отдельной категорией считают еще и гидрокрекинговые масла. В самом лучшем случае у масла, согласно заводским рекомендациям, срок годности будет составлять около 5 лет. Это актуально для высококачественных синтетических продуктов и некоторых полусинтетических. Минеральные хранятся в упаковке не более 3 лет. Но обычно это даже 2 года. Это связано с составом и его реакцией при контакте с кислородом.
Тут во многом раскрывается вопрос продолжительности службы залитого в двигатель лубриканта. Из-за контакта с кислородом начинаются разного рода окислительные процессы. Это играют далеко не последнюю роль в утрате свойств и характеристик смазки.
Среди производителей масел есть распространенная практика искусственного ограничения периодов хранения. Потому на некоторой синтетике можно встретить срок службы 2-3 года.
Такой шаг вполне оправдан, поскольку моторные смазки должны поспевать за развитием двигателей. Ошибочно считать, что ДВС не развиваются и не модернизируются. Автокомпании используют новые материалы, передовые технологии и инновационные решения. Они заставляют производителей масел создавать более эффективные, стойкие и высококачественные продукты. Им нет смысла делать масла с огромным сроком службы, поскольку буквально через несколько лет они уже теряют свою актуальность. Вот и весь секрет. Если меняется двигатель, то и требования к смазке становятся серьезнее.
Не играет принципиальной роли то, хранится масло в бочке или в обычной канистре на 1-5 литров. Если масло вскрыто, оно вступает во взаимодействие с кислородом. Окислительные процессы необратимы. Большинство масел выдерживают 1-2 года в открытом состоянии и только при условии создания оптимальных условий хранения. Открытое масло, простоявшее в гараже даже несколько недель, порой лучше не заливать.
Виды моторного масла
Все моторные масла имеют разную основу. В зависимости от ее происхождения, они бывают минеральными, синтетическими, полусинтетическими.
Минеральные моторные масла получают из натурального продукта – нефти, которая перегоняется и дистиллируется. Минеральные масла бывают нафтеновыми, парафиновыми, ароматическими. Они характеризуются меньшей химической стабильностью в сравнении с синтетическим продуктом.
Причиной тому – особенности производства. Минеральное масло подвержено парафинизации и окислению. Этот тип продукта обычно применяется на автомобилях старше 10 лет, поскольку обладает высокой вязкостью.
Синтетические моторные масла производят путем химических реакций. Эти смазки формируют однотипные молекулы, без каких-либо примесей. Для производства используются такие базовые компоненты, как углеводороды и эфиры.
Когда разрабатывается синтетическое масло, его молекулы получают заданные характеристики, которые делают средство более устойчивым к повышенным температурам.
Этот автопродукт чаще используют тогда, когда транспорт испытывает большие нагрузки.
Полусинтетические трансмиссионные моторные масла создаются путем присадки минерального масла синтетическим.
Их сочетают в пропорции 50/50 или 70/30 соответственно. Благодаря этому удается получить продукт, который обладает лучшими характеристиками, чем минеральные масла, при цене намного ниже, чем у «синтетики».
Гарантийный срок хранения автомобильных моторных масел составляет 3–5 лет. Чем меньше компонентов входит в состав, тем дольше хранится продукт. При этом нельзя путать срок хранения масла до заливки в двигатель, когда оно сберегается в заводской таре, и срок его нахождения в системе смазки авто.
Даже если транспортное средство не используется, оно контактирует с воздухом и окружающей средой. Это приводит к его окислению и потере ценных качеств. Поэтому такое масло перед использования автомобиля после долгого простоя нужно заменить. Сервисный интервал, в конце которого отработанное масло подлежит замене, составляет 8–20 тысяч км пробега.
Какой период жизни?
Моторное масло — важный элемент безотказной, правильной работы двигателя, а также залог долгой жизни автомобиля. Оно уменьшает трение между деталями, тем самым снижая их износ.
Лучше доверять мировым лидерам производства — Zic, Castrol, Mobil, Motul, Shell Helix, Total. Они имеют многолетний опыт производства различных подвидов машинных жидкостей и при условии правильного хранения гарантируют его свойства до истечения срока.
В двигателе
Специалисты рекомендуют производить замену жидкостей в двигателе не реже 1 раза в год. Это связано с изменением свойств добавок, которые постепенно перестают выполнять свои функции, нивелируя эффект смазки. Значит, срок службы масла в двигателе составляет около года.
Для полноценной работы двигателя требуется менять жидкости, соответствующие сезонным температурным режимам.
В канистре
Идеальный вариант хранения — заводская банка с плотно притертой крышкой. При минимизации воздействия внешних факторов содержимое прослужит весь гарантированный производителем период. Стандартно — 3–5 лет.
Канистра также приемлема как тара для хранения. Она защитит от солнечных лучей и резких перепадов температуры. Единственный риск при металлическом или пластиковом каркасе — возможность вступления в химическую реакцию и образование осадка. Но эти процессы не испортят масло в течение 3 лет.
Минерального
Минеральные получают из нефти путем перегона и дистилляции. Различают нафтеновые, парафиновые и ароматические. Этот вид рекомендован к эксплуатации для автомобилей старше 10 лет, так как характеризуется высокой вязкостью по сравнению с синтетическими. Срок хранения меньше других видов, составляет 3 года.
Синтетического
Для производства используют углеводород и эфиры, запуская между ними химические реакции. Это придает средству устойчивость к повышенным температурам. Рекомендуется для автотранспорта с большими нагрузками. Период его хранения до 5 лет.
Полусинтетического
Изготовление полусинтетики происходит путем присадки минеральной смазки к синтетической в пропорции 50/50 или 70/30. Это позволяет получить отличные технические характеристики по цене ниже синтетики.
Зимнее
Характеризуется невысокой вязкостью, которая позволяет при низких температурах оставаться на поверхности деталей двигателя. На этикетке оно обозначается числовым кодом с латинском буквой W посередине. Первая цифра до W означает минусовую допустимую температуру, после W – плюсовую.
Летнее
Летнее не имеет буквенного кода, обозначается цифрой. Чем выше средняя температура в регионе, тем большая цифра должна фигурировать на упаковке.
Всесезонное
Производители стремятся перейти на изготовление всесезонных жидкостей для двигателя. Это удобно, так как не требует замены жидкости, которая еще не потеряла рабочих свойств, в соответствии со временем года. Такая смазка характеризуется большим температурным интервалом, обозначенным на маркировке, например:
- 5W30 – от -25 до +20 °С;
- 5W40 – от -25 до +35 °С.
Дизельное
Двигатели, работающие на дизельном топливе, нуждаются в специальном автомасле, так как принцип и режим их работы отличается от бензиновых.
Химические процессы происходят в сотни раз быстрее, поэтому жидкости портятся и теряют свойства стремительнее.
Тип | Срок годности (месяцев) | |
В канистре | В двигателе | |
Минеральное | 36 | 6-12 |
Синтетические | 60 | 6-12 |
Полусинтетическое | 36-60 | 6-12 |
Зимнее | 36-60 | 6-12 |
Летнее | 36-60 | 6-12 |
Всесезонное | 36-60 | 6-12 |
Дизельное | 36-60 | 3-6 |
Как проверить на пригодность?
Нередко даже просроченное масло еще вполне походит для применения. Поэтому приходится определять пригодность или непригодность моторного масла визуальными способами.
Структура смазочного средства должна быть однородной.
Не допускается разделения масла на отдельные фракции с различной плотностью. Проверить консистенцию можно, просто перелив масло из одной емкости в другую. Во время этого процесса и можно определить однородность состава.
Качество моторного масла можно оценить, вылив его небольшое количество на белый лист бумаги. Держать лист необходимо под небольшим уклоном, чтобы капля немного разлилась по поверхности бумаги.
Таким способом можно определить наличие в масле различных примесей, осадков и мусора. Если в масле замечены темные точки, сгустки, пятна, то оно испорчено.
Также сигналом порчи масла является наличие в нем осадков. Небольшой осадок является вполне обычным явлением для многих синтетических сортов моторного масла. Однако большой осадок является неприемлемым даже для подобной разновидности масла.
Признаки просроченного
Проще всего определить просроченное масло можно по этикетке на емкости для хранения, просто прибавив срок годности к дате изготовления.
Если возникает необходимость, то определить просроченное масло можно и по внешним признакам.
У просроченного и испортившегося масла меняется химический состав и меняется структура — появляются:
- сгустки;
- взвеси;
- темные пятна;
- осадок;
- конденсат на стенках емкости для хранения.
Использовать просрочку не рекомендуется
Выпадение осадка или помутнение субстанции говорит о просрочке.
Использовать ее стоит лишь в одном случае: если перед вами цель — привести вашего железного коня к скорейшей поломке. Есть смысл использовать ее только для смазки крепежа или движущих элементов или там, где не требуются высокие качественные характеристики.
Что происходит с моторным маслом по истечению срока годности
Если бы были достижимы идеальные условия хранения, то смазочные материалы не утрачивали бы характеристик бесконечно долго. К сожалению, в реальности подобного добиться нельзя. Температура, соприкосновение со стенками емкости, кислород, влага, солнечный свет заставляют распадаться присадки и окисляться состав.
Когда срок годности масла подходит к концу, продукт утрачивает свойства, отчего при попадании в систему не способен поддержать нормальную работоспособность двигателя. Меняются следующие характеристики:
- зольность. Продолжительное хранение приводит к распаду пакета присадок, из-за чего зольность возрастает, в продукте возникает больший процент горючих веществ;
- вязкость. Изменения случаются как в меньшую, так и в большую сторону, потому смазка ведет себя непредсказуемо при разных температурных режимах;
- присадки. Если синтетическая основа продукта достаточно устойчива, то присадки отличаются ограниченным сроком годности, после которого утрачивают свойства и распадаются на иные вещества.
Некоторые другие параметры также изменяются, например, температура замерзания или удельный вес.
В чем можно хранить моторное масло
Срок годности моторного масла в двигателе не превышает года, при интенсивном использовании шести месяцев. Для дизельных моторов период сокращается до трех-шести месяцев.
В гараже моторное масло хранится исключительно в заводской упаковке или в специальных канистрах и при условии постоянной температуры. Пластиковые прозрачные бутылки для этого не подходят, так как их прозрачные стенки не защищают от интенсивного солнечного света.
Канистры желательно выбирать пластиковые, так как железные стенки могут спровоцировать выпадение осадка. После заводской тары это оптимальный вариант сохранения.
Можно ли хранить моторное масло на собственном балконе: категорически нельзя. Смена сезонов приведет к потере характеристик, так что останется только выбросить испорченный продукт.
Можно ли хранить моторное масло на морозе
Недопустимо хранение смазочных материалов при низких температурах. Заводская упаковка не защищает от пагубного воздействия холода, масло утрачивает свойства, а присутствующие присадки распадаются, образуя осадок или взвесь.
Особенно чувствительны к резким похолоданиям масла, которые рассчитаны на использование летом. Зимние и всесезонные переносят подобное с меньшими потерями.
Даже кратковременное замерзание моторного масла приведет к утрате им заявленных изначально характеристик.
Возможность использования просроченных масел
Для начала определим понятие просроченного лубриканта. У масла может просто закончиться его срок годности, указанный производителем. Либо же речь идет о нарушении правил хранения, после чего состав также считается непригодным.
Представим ситуацию, что вам на рынке попался вариант хорошего моторного лубриканта. Но есть один нюанс. Продают его по сниженной цене, что обусловлено завершенным сроком службы. Просрочка может составлять от нескольких дней до нескольких лет. Это не так важно. Самое главное понимать, что заливать в мотор подобный состав настоятельно не рекомендуется.
Даже при условии правильного хранения внутри уже могут происходить определенные процессы распада присадок, окисления, изменения рабочих характеристик и пр.
Никогда не используйте уже открытое масло, которое пролежало даже несколько дней. Сразу после контакта с кислородом начинаются окислительные процессы. Этим объясняется необходимость менять смазку через 10 тысяч км, даже если работает мотор хорошо.
Что делать с маслом по истечении срока
Если только что приобретенный продукт оказался просроченным, то автовладелец может вернуть покупку обратно в магазин. Также допустимо оформить жалобу в Роспотребнадзор, так как подобное – прямое нарушение закона «О защите прав потребителей».
Без объяснения причин вернуть некачественный товар возможно в течение двух недель с момента сделки.
Если же речь о хранившемся в гараже, то смазочный состав применять уже не получится. Когда срок годности вышел, такую смазку необходимо утилизировать. Отработанные технические жидкости опасны для окружающей среды, потому для предприятий и организаций предусматривается передача их на обезвреживание. В России сегодня частные автовладельцы не могут воспользоваться подобными услугами.
Как быть с отработанным маслом?
Если вы обслуживаете автомобиль на СТО, то этот вопрос на себя возьмeт автосервис. У дилера, как и у любого авторитетного автосервиса, есть договорeнности о вывозе отработанных жидкостей в соответствующие компании по приeму и переработке.
При самостоятельной замене масла цепочка действий немного удлиняется.
Отработанное масло необходимо слить в герметичную канистру, беречь от попадания солнечных лучей и высокой температуры — точь в точь как в случае долгосрочного хранения. Не допускайте попадания в eмкости с «отработкой» воды: при долгом хранении там может появиться плесень.
Далее существует несколько путей «второй жизни» отработанного масла: рассмотрим их подробнее.
Переработка. В крупных городах существуют заводы по переработке, где из «старых» масел выделяют базовые масла, которые могут повторно использоваться. Главная сложность для простого автолюбителя: принимают «отработку» в больших количествах: от 50 литров. Средний автомобилист накопит такой объeм после 7-10 лет владения автомобилем!
Правда, на этом можно немного заработать: цены за литр сданной «отработки» колеблются в пределах 5-10 рублей.
Утилизация. Есть компании, которые занимаются утилизацией промышленных отходов, в том числе и всевозможных жидкостей. В этом методе больше неприятных сторон:
- вам самим придeтся платить за утилизацию;
- компании чаще всего не работают с частниками и малыми объeмами.
Сжигание. На заре автомобилестроения и вплоть до 1980-х годов отработанное масло попросту сжигали. В то время, как мы сейчас понимаем, гораздо меньше задумывались о последствиях для природы и человеческого организма.
Сегодня этот процесс актуален только в том случае, если оборудование отвечает установленным экологическим нормам, а компания имеет соответствующее лицензирование.
Бытовое применение. Если в вашей семье есть автолюбители со стажем, то вы знаете, как может пригодиться отработанное масло. Представляем самые популярные места и способы применения.
- Для отапливания помещений. Существует современное отопительное оборудование, которое работает на отработанных маслах — различные воздухонагреватели и котлы.
- В качестве антикоррозийного средства. Старое масло хорошо подойдeт для обработки днища и порогов автомобиля для дополнительной защиты от ржавчины.
- Для защиты древесины. «Отработка» убережeт деревянные конструкции от разбухания и гниения.
- Как смазка замков, дверных петель, цепей, механизмов швейных машинок, садового инвентаря и прочего.
Неважно, будете ли вы использовать масло после замены или нет, соблюдайте меры предосторожности при его использовании и транспортировке. Отработанное масло продолжает быть токсичным и легковоспламеняемым.
И главное — выливать старые технические жидкости на землю, в водопровод или водоeм категорически запрещено. Помимо крупных штрафов лично вам, это наносит непоправимый урон природе и живым организмам.
Заключение и рекомендации
Обладателям автотранспорта стоит запомнить, что срок годности нужно проверять не только на продуктовых товарах, но и на моторном масле, так как последнее является неотъемлемой частью двигателя. Поэтому, способно как продлить, так и уменьшить период его службы. Поэтому к выбору смазки нужно подходить серьезно.
Для начала рекомендуем прочесть инструкцию к авто и определить технические требования к смазке, сколько ее необходимо, а затем уже выбирать производителя. Лучше купить более простой ГСМ, но с нормальным сроком годности, чем «раскрученный» со скидкой и небольшой просрочкой.
- https://lukoil-shop.ru/articles/kak_pravilno_khranit_motornoe_maslo/
- https://zakonpotr.ru/srok-godnosti/motornogo-masla.html
- https://SrokiGodnosti.ru/avto/motornogo-masla
- https://pricep-vlg.ru/instruktsii/srok-hraneniya-motornogo-masla/
- https://bukvaprava.ru/srok-godnosti-motornogo-masla/
- https://PoPravu.club/tovar/sroki-godnosti/neprodovolstvennye/motornogo-masla.html
- https://premiummaslo.ru/motornoe-maslo/srok-godnosti-motornogo-masla