Твердые бытовые отходы: что к ним относится, классификация ТБО

Твердые бытовые отходы: что к ним относится, классификация ТБО

Твердые бытовые отходы: что к ним относится, классификация ТБО

Что такое ТБО?

Отходы, входящие в ТБО, утилизируются в контейнеры, размещенные на территории многоквартирных домов (МКД) или организаций. За организацию площадок с мусорными баками ответственность несет управляющая организация (УО), а за вывоз, переработку и другие циклы обращения с отходами – региональный оператор.

В случае осуществления предпринимательской деятельности отсутствие договора на вывоз утильсырья грозит привлечением к административной ответственности и штрафу.

Классификация твердых коммунальных отходов

На данный момент выделяется несколько типологий классификации мусора. Так, отходы разделяют по составу, длительности использования и степени опасности для природы и человека.

  1. По морфологическому составу выделяют:
  • органические отходы;
  • резину;
  • кожу;
  • стекло;
  • текстиль;
  • древесину;
  • металлы;
  • пластик;
  • бумагу и картон.
  1. По длительности использования:
  • кратковременные (бумага, одежда и пр.);
  • длительного пользования (техника, электроника, шины и др.).

При этом нельзя считать ТКО:

  • отходы от животноводческой деятельности;
  • строительный мусор, образующийся при строительстве целого объекта.

Конкретные виды отходов, относящихся к ТКО, четко указаны в Федеральном классификационном каталоге отходов, утв. приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242. К ним относятся непосредственно твердые коммунальные отходы (код 7 31 000 00 00 0), а также отходы, подобные коммунальным из других подтипов и групп, если в их названии указано, что они являются ТКО. Например, от уборки пассажирских вагонов железнодорожного подвижного состава под кодом 7 34 201 01 72 4 формируются отходы, относящиеся к группе «Прочие отходы потребления на производстве, подобные коммунальным».

Разделение ТКО на классы опасности разберем более подробно, так как от присвоенной степени зависит модель экологического поведения общества.

Российская нормативно-правовая база обращения с отходами

Действующие  национальные стандарты РФ в сфере ресурсосбережения. За 1994-2003 годы были разработаны и приняты МГС стран СНГ и Госстандартом России 13 следующих стандартов:

  1. ГОСТ 30166-95 Ресурсосбережение. Основные положения;
  2. ГОСТ 30167-95 Ресурсосбережение. Порядок установления показателей в документации на продукцию;
  3. ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения;
  4. ГОСТ 30773-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов;
  5. ГОСТ 30774-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов. Основные требования;
  6. ГОСТ 30775-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения;
  7. ГОСТ Р 51768-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Определение ртути в ртутьсодержащих отходах производства и потребления. Основные положения;
  8. ГОСТ Р 51769-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения;
  9. ГОСТ Р 52106-2003 Ресурсосбережение. Основные положения;
  10. ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения;
  11. ГОСТ Р 52107-2003 Ресурсосбережение. Классификация и определение показателей;
  12. ГОСТ Р 52108-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения;
  13. ГОСТ Р 52105-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов.

Все указанные стандарты направлены на решение проблем ресурсосбережения путем эффективного вовлечения отходов в промышленный оборот, использования современных методов и средств стандартизации и метрологии, необходимых для регулирования этой деятельности, в том числе с использованием таких инструментов, как паспортизация, регистрация, сертификация, лицензирование, а также идентификация, кодирование, классификация, информационное обеспечение, определение опасных и товарных (инертных) характеристик отходов.

Совершенствование российского экологического законодательства в сфере обращения с отходами Российская нормативно-правовая база в области обращения с отходами21 на сегодняшний день во многом устарела, отстает от норм международного права и требует модернизации. Государство слабо стимулирует переработку отходов.

Современные экологические принципы, подходы и требования не учитываются должным образом при размещении госзаказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Изготовление продукции из вторичного сырья не является приоритетным критерием государственных закупок.

Развитые страны пришли к пониманию необходимости усиления государственного регулирования в области управления отходами. Их утилизация рассматривается как самостоятельная отрасль экономики, тесно связанная с теми отраслями промышленности, где образуются соответствующие виды отходов.

Пересмотр подходов к проблеме обращения с отходами в европейских странах проводится регулярно и влечет изменения в законодательстве. В России основополагающий Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» был принят почти 15 лет назад – в 1998 году, и уже в силу этого требует корректировки. Именно на этот закон ориентируется большинство субъектов, занятых в процессе обращения с отходами. Эксперты отмечают, что в нем не закреплены:

  • приоритет утилизации над захоронением;
  • ответственность производителя за утилизацию в конце жизненного цикла;
  • запрещение ввоза неутилизируемой в качестве вторсырья упаковки;
  • необходимость применения наилучших доступных технологий. Основополагающим правовым актом ЕС в области обращения с отходами стала Рамочная директива об отходах.

Важнейшими принципами выбранной в ЕС стратегии в области ресурсосбережения, отходопереработки и управления отходами являются:

  • предпочтение предотвращения образования отходов, а не их размещения на свалках и полигонах;
  • принцип достаточности производственных мощностей и оборудования для утилизации и размещения отходов;
  • внедрение наилучших доступных технологий без чрезмерных финансовых затрат для предприятий;
  • рациональное размещение мощностей по утилизации ближе к производственным мощностям, являющимся источником их образования (что значительно снижает транспортные издержки перемещения отходов);
  • расширение ответственности производителя за весь цикл производимой продукции;
  • соблюдение принципа «загрязнитель платит», согласно которому загрязнитель покрывает затраты на удаление отходов или минимизацию неблагоприятных последствий от них;
  • внимание к превентивным мероприятиям по недопущению ущерба окружающей среде и здоровью населению.

В России в области наилучших доступных технологий до сих пор не сформирована эффективно работающая правовая база, хотя именно это направление способно стимулировать технологическое обновление производств.

В Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплен термин «наилучшая существующая технология», что вызывает беспокойство экспертов в связи с тем, что внедрить наилучшую существующую технологию ввиду возможной ее недоступности трудно, в том числе экономически. Поэтому предлагается использовать термин «наилучшая доступная технология», который распространен в европейском законодательстве.

Еще одним недостатком существующего законодательства является то, что закон не уточняет критерии отнесения технологий к этой категории и не приводит обоснование выбора этих технологий. В Европейском союзе наилучшие доступные технологии внедряются в промышленности с момента вступления в 1996 году в силу Директивы 96/61/ЕС «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений».

Эта директива обязывает государства – члены ЕС обеспечивать регулирование промышленной деятельности посредством разрешительной процедуры, основанной на технологических нормативах с использованием «наилучших доступных технологий». В целом европейское законодательство в данной отрасли становится более системным и комплексным.

Так, данная директива была заменена Директивой Европейского парламента и Совета Европейского союза 2008/1/EC от 15 января 2008 года. Новая директива включает нормы Директивы Совета 96/61/ЕС, а также несколько крупных изменений, внесенных последующими директивами в этой сфере, в частности, Директивой 2003/4/ЕС.

Ключевым элементом современных регулятивных общеевропейских механизмов, основанных на принципе использования наилучших доступных технологий, являются не только законодательные нормы сами по себе, но и инфраструктура, включающая специализированные государственные институты, занимающиеся их анализом, мониторингом, информированием заинтересованных субъектов, внедрением соответствующих технологических и экологических стандартов, выпуском и обновлением соответствующих справочников по отраслям.

В законопроекте «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» все это неявно возлагается на «уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти».

Сегодня необходимость сближения норм государственной экологической политики России в области обращения с отходами с основными направлениями европейского законотворчества приобретает первостепенное значение. Поэтому в настоящее время рассматривается «прямое внедрение» норм ЕС в действующее законодательство в области экологии, ресурсосбережения и управления отходами и их переработкой.

Слабое знание нормативно-правовой базы ЕС уже сейчас негативно сказывается на экспорте российской продукции. В перспективе значимость экологичности как конкурентного преимущества будет лишь возрастать.

ТКО — разделение по классам опасности

Отходы могут представлять опасность для жизни людей, поэтому их разделили по классам, характеризующим степень нанесения вреда человеку.

В составе ТКО встречаются отходы, относящиеся к одному из пяти классов опасности:

I класс – материалы, которые могут принести колоссальный вред людям и природе. Окружающая среда не может восстановиться после концентрирования токсичных соединений опасного мусора. К этому классу относятся различные материалы, содержащие ртуть (градусники, люминесцентные лампы и т.д.).

II класс – предметы, негативно влияющие на природную среду, однако с возможностью дальнейшего постепенного восстановления (от 30 лет и более), если вовремя приняты меры по ликвидации отрицательного воздействия отходов. К данному классу относятся машинные масла, аккумуляторы и пр.

III класс – материалы, которые причиняют вред окружающей среде, но при этом природа способна восстановится в течение десяти лет. К этому классу опасности относится строительный мусор: цемент, ацетон, краски, металлосодержащая продукция.

IV класс – вред на человека не ярко выраженный. Загрязненная таким мусором природа может полностью восстановиться за 3 года. Данный класс составляют бумага, дерево, пластик и пр.

V класс – материалы, безвредные и для природного окружения, и для человека. К этому классу относят пищевые отходы, посуду, керамику и т.д.

Классы опасности определены в паспортах отходов – документах, в соответствии с которым оценивается угроза мусора для окружающей среды и человека. Посмотреть, к какому классу по степени опасности относится тот или иной вид ТБО, можно в федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО).

Кто отвечает за сбор и вывоз ТБО

Жильцы выбрасывают бытовой мусор каждый день, соответственно и вывозить его должны регулярно. Кто отвечает за это? Вывоз ТБО – коммунальная услуга, за которую отвечает управляющая компания. Для этой процедуры используют специальный транспорт – мусоровоз. Это транспортное средство помогает собирать мусор и уплотнить его до возможного максимума. После чего перевозят его на мусорный полигон, а в некоторых регионах на предприятие, которое занимается переработкой отходов.

Существует большой выбор мусоровозов с разным способом загрузки: сверху, сзади и сбоку. Чаще всего используют агрегат с ручной загрузкой, так как он прост и удобен в использовании.

После того как ТБО вывезли его нужно утилизировать. Для этого сначала уменьшают объём собранных отходов, после чего применяют один из методов утилизации. Вот некоторые из них:

  • захоронение;
  • компостирование;
  • сжигание;
  • переработка.

Последний является современным способом утилизации, который активно разрабатывают во многих странах.

СанПиН и закон о ТБО

Санитарные правила и нормы регламентируют принципы обращения с утильсырьем (СанПиН по ТБО). Они включают несколько пунктов:

  • Мусор должен храниться строго определенное время. Так, зимой срок его хранения может быть не больше 3 суток, а летом – не более суток.
  • Сбор утильсырья должен производиться в металлические контейнеры.
  • Диапазон, в котором должны быть установлены контейнеры, составляет от 20 до 100 метров от жилого комплекса.
  • Летом контейнерные шкафы должны промываться минимум один раз за 10 суток.
  • Не допускается забирать мусор из сборных пунктов, чтобы использовать его как вторичное сырье.
  • Новые жилые комплексы, которые имеют 5 и более этажей, должны быть оборудованы мусоропроводами, причем они обязаны соответствовать строительным нормам класса 8-72.
  • Вывоз мусора из контейнеров осуществляется 1 раз в неделю. За это ответственен орган, следящий за жилым комплексом (управляющая компания или ТСЖ).

За несоблюдение любого из этих пунктов СанПиН на нарушителей накладывается штраф.

В РФ существует отдельный федеральный закон о ТКО, освещающий правовые стороны вопроса об обращении с отходами (ФЗ №89 от 24.06.1997 «Об отходах производства и потребления»). Последняя редакция от 25 декабря 2018г. В нем прописаны классы опасности мусора, права и обязанности государства и граждан в области экологии, ответственность за нарушение закона. Также в документе говорится об обязательном получении лицензии на осуществление деятельности, связанной с опасными отходами.

Последняя редакция закона от 25. 12. 2018 внесла некоторые изменения в правила обращения с ТКО. Между исполнительными органами и региональным оператором в обязательном порядке заключается договор, где прописываются обязанности сторон и формы контроля над деятельностью ответственного за обращение с ТКО лица. С введением термина «ТКО» изменилась и система расчета платежа за вывоз мусора: теперь он исчисляется по количеству проживающих в квартире людей.

Лицензия

Каждый регоператор обязан иметь лицензию, предоставляющую право на совершение всех этапов обращения с утильсырьем.

Для лицензирования деятельности необходимо иметь соответствующую технику и российскую регистрацию. Сроки оформления составляют не < 60 суток, а организация, собирающая отходы, получает соответствующий классификатор – ОКВЭД 90.00.2.

Требования к транспорту для сбора ТБО

Согласно санитарным правилам и нормам собирающий и перевозящий отходы, должен соответствовать следующим требованиям:

  1. Вывоз прессованного мусора осуществляется транспортными мусоровозами.
  2. Вывоз органики производится кузовными собирающими мусоровозами с обязательным помещением утильсырья в упаковку, защищенную от воды.
  3. Перевозка пищевых останков для кормления домашних животных осуществляется в упаковке пригодной для многоразового применения.
  4. Сбор постоянных мусорных контейнеров осуществляется кузовным собирающим мусоровозом, а сменных – автомобилем с защищенным от воды контейнером, прикрытым крышкой.
  5. Вывоз утильсырья с использованием водного транспорта осуществляется в контейнерах, защищенных от воды.
  6. Использование транспорта для перевозки пищевого мусора не по назначению не допускается. Утвержденные нормы запрещают перевозить биологические и токсичные неорганические материалы одной машиной.
  7. Для транспортировки пастообразных и жидких отходов используются вакуумные машины, а для твердых и токсичных – пластиковые емкости или полиэтиленовые пакеты.

Учет и переработка твердых бытовых отходов

Современные методы утилизации включают:

  1. Захоронение.
    Простейший метод утилизации, отличающийся низкими затратами и максимальным уровнем вредного воздействия на окружающую среду. Помимо загрязнения природы вред наносится и человеку путем образования газа, вызывающего заболевания респираторной системы.
  2. Компостирование ТБО.
    Пищевые отходы перерабатывают в компост, выступающий удобрением. Компостирование ТБО распространено в частных хозяйствах, но на промышленных предприятиях развито слабо.
  3. Сжигание ТБО.
    Сжигание, вырабатывающее тепловую энергию, позволяет сократить объемы утильсырья, но не защищает от выброса вредных веществ.
  4. Переработка.
    Основная задача переработки – повторное использование утильсырья, позволяющее снизить количество свалок и оказываемого вреда на окружающую среду. Вторичная переработка позволяет использовать:

    • пластиковый мусор для изготовления канцелярских принадлежностей, одежды, мебели и обуви;
    • керамические и стеклянные отходы для производства тротуарной плитки и облицовочных материалов.

Среди новых методик отметим пиролиз ТБО, позволяющий разложить мусор на более легкие составляющие при низких или высоких температурах.

Пиролиз безопаснее классического мусоросжигания, но дороже по оборудованию.

Паспорт ТБО

Для ведения операций по обращению с утильсырьем важно оформить паспорт отходов. Оформлению подлежат все виды утильсырья, входящие в первые 4 класса опасности. В качестве исключения выступает 5 класс, не представляющий опасности для человека и окружающей среды.

Для внесения данных об опасности отходов в паспорт требуется ознакомиться с информацией, размещенной в ФККО. При отсутствии данных проводится лабораторный анализ свойств утильсырья с последующим внесением новых норм в ФККО и паспорт.

Журнал учета обращения с отходами

Организации, занимающиеся контролем за обращением с отходами, обязаны вести журнал ТБО, регистрирующий:

  • общие данные по отдельным видам отходов;
  • движение утильсырья и денег, приобретенных в ходе реализации или использования;
  • утилизацию или списание отходов.

Ведение журнала учета осуществляется ответственным лицом, ежеквартально предоставляющим отчеты по движениям.

Оборудование для работы с ТБО

Для переработки, как варианта утилизации, используют:

  • гидравлический пресс для ТБО, применяемый для сокращения исходных объемов мусора;
  • сортировочную линию, позволяющую отсортировать груду мусора на отдельные категории;
  • шредеры, перемалывающие древесину, камни и иные материалы при помощи дробильного инструмента и ножей;
  • компакторы, схожие с прессом, но отличающиеся большим размером;
  • контейнерные шкафы для хранения, размещаемые рядом с МКД.

Нормы ТБО на 1 человека

Норма накопления – среднее количество мусора, производимое 1 человеком или предприятием за сутки или год.

Нормы ТБО рассчитываются на региональном уровне и зависят от:

  • климатических условий;
  • устройства МКД (наличие канализации, мусоропровода).

Примерные нормативы выглядят следующим образом:

  • норма накопления на 1 жителя МКД – 200-300кг;
  • норма накопления ТБО для частных и государственных организаций – 100-150кг на 1 человека (½ от нормы для жителя МКД).

Норма для собственника квартира будет меньше, чем норма для владельца ресторана.

В каких квитанциях можно найти графу «обращение с ТКО»

Получается, что до выхода нового Федерального Закона строка за вывоз мусора была частью другого платежа – за содержание жилого помещения.

Теперь появились изменения:

  • если управляющая компания работает с оператором, то плата за вывоз фиксируется отдельной платежной квитанцией;
  • если жилищная компания самостоятельно осуществляет вывоз, то сумма начисляется на лицевой счет, фиксируется в обычной квитанции за ЖКХ.

Причем плата различается для жителей частных и многоквартирных домов.

Жителям многоквартирных домов

Жители многоквартирных домов получают отдельную платежную квитанцию, в которой прописано обращение с ТКО. Это происходит, если управляющая компания производит начисления самостоятельно. В других случаях плата может быть прописана во взносах за капитальный ремонт, газоснабжение или электричество.

Жителям частных домов

Для частных загородных домов сумма прописывается в квитанции в разделе «Другие услуги».

Получается, что жильцы всегда платили за вывоз мусора, просто это не выносилось в отдельный платеж.

Тарифы устанавливаются региональным оператором под надзором Правительства региона или области. Они должны быть размещены на официальном сайте жилищно-коммунальной компании, где каждый человек может найти, узнать текущую плату, порядок начисления. Также каждый собственник вправе запросить информацию о начислениях за определенный период.

Кому принадлежат площадки для сбора мусора? Кто обязан за ними следить? Обычно это собственность управляющей компании, ТСЖ или ЖЭУ, поскольку они размещаются на муниципальных землях. Заменять и ремонтировать баки, содержать участок в чистоте обязуется собственник. Это прописано в том же Постановлении Правительства.

Что делать, если в загородном кооперативе нет мусорных баков? Отсутствие баков является нарушением санитарно-гигиенических норм. Необходимо написать жалобу на имя главы поселения или загородного кооператива, отправить запрос в СанЭпидемСтанцию.

Законодательство и практика обращения с бытовыми отходами в странах Европы

Вопросы обращения с бытовыми отходами в настоящее время являются одной из наиболее острых проблем современных городов. В странах Европы накоплен большой опыт по сбору, транспортировке и переработке мусора. Основные применяемые меры направлены на сокращение объема отходов, подлежащих захоронению, переработку отходов и превращение их во вторичное сырье. Данный материал посвящен вопросам организации работ по обращению с бытовыми отходами, ответственности органов исполнительной власти, деятельности частных компаний.

Принцип обращения с отходами на примере Польши

За организацию сбора домашнего мусора и отходов несут ответственность местные органы власти. Их главные функции включают:

  • издание правил, которым обязаны следовать домовладельцы (например, обязательство сбора отходов домохозяйств и передача их уполномоченной фирме по мусоросбору);
  • выдача лицензий фирмам по сбору и транспортировке мусора;
  • определение максимального размера налога за вывоз мусора (оплата услуг фирм по сбору мусора, взимаемая с домовладельцев, зависит от ситуации на рынке, но не должна превышать максимального установленного размера).

 

Польский муниципалитет (в особенности в сельских районах страны) в среднем занимает небольшую площадь, что не позволяет создавать полноценные и экономически эффективные системы сбора и утилизации отходов. Поэтому приветствуется создание местными органами власти региональных ассоциаций по управлению отходами.

Однако, поскольку такое объединение не является обязательным, в стране создано немного таких ассоциаций. Все домовладельцы (владельцы и управляющие) обязаны заключить договор с фирмой, занимающейся сбором, транспортировкой и утилизацией отходов.

Они имеют право выбирать из фирм данного профиля, действующих на рынке. Фирма должна сообщить соответствующим местным органам власти обо всех заключаемых контрактах (местные органы власти ведут реестр контрактов). Это является гарантией того, что все домовладельцы обращаются с отходами должным образом. Местные органы власти определяют условия выдачи лицензий. Это могут быть, например, требования к оборудованию, которым располагает и пользуется фирма. Формально для выдачи лицензий не существует никаких ограничений.

Число фирм, работающих на рынке отходов, является значительным. В результате нередко бывает, когда мусор из разных зданий на одной улице собирают несколько различных фирм. Сторонники такой системы утверждают, что это выгодно для домовладельцев (они могут выбрать оператора, предлагающего самые низкие цены).

Однако, по мнению местных властей, есть претензии к такой системе, поскольку увеличиваются затраты на охрану окружающей среды и полный контроль над потоками отходов становится более затруднительным. Транспорт мусороуборочных фирм используется при такой системе неэффективно, пропадает и не используется часть вторичного сырья, поскольку сами фирмы выбирают удобное для них решение, а закапывание мусора, например, оказывается самым дешевым. Как результат – в Польше более чем 95 % домашних отходов оказывается на свалках.

Вследствие этого парламент уполномочил местные органы власти указывать в лицензии, каким должен быть конечный результат работы по обращению с отходами. Несмотря на протесты частного сектора (фирмы, работающие с отходами, например, утверждают, что подобное регулирование является нарушением правил свободного рынка), новые правила регулирования, вероятно, усилят контроль над потоками отходов и будут способствовать развитию системы их утилизации.

Другая мера направлена на значительное увеличение уровня платы за закапывание мусора. Таким образом, в перспективе закапывание мусора будет менее конкурентоспособным в сравнении с разными вариантами рециркуляции и вторичного использования отходов.

Заключение

Мы рассмотрели, что означает аббревиатура ТБО – твёрдые бытовые отходы, а также виды бытовых отходов. По составу их можно разделить на органические и искусственные. Кроме того, все бытовые отходы делятся на 5 степеней опасности. В зависимости от класса опасности, необходимо правильно утилизировать ТБО. Соблюдение санитарных норм в обращении с мусором, помогает снизить риск опасности. За вывоз ТБО в Москве отвечают коммунальные компании. Именно они должны предоставлять площадку для сбора отходов. А также УК должна следить за своевременным вывозом мусора.

Источники

  • https://bezotxodov.ru/othody/chto-takoe-tbo
  • https://fosbo.ru/3118/tbo-chto-eto-takoe/
  • https://MetalSpace.ru/education-career/osnovy-metallurgii/tbo/923-tverdye-bytovye-otkhody.html
  • https://PravoNedv.ru/kvartira/zhkh/tbo.html
  • https://promusor.info/othody/tko/obrashhenie-tko-rashifrovka/

Это интересно
Adblock
detector