Сущность и содержание социокультурной реабилитации инвалидов

Сущность и содержание социокультурной реабилитации инвалидов

Сущность и содержание социокультурной реабилитации инвалидов

Что такое «социокультурная реабилитация»

Под этим термином понимают комплекс мероприятий и условий, который помогает инвалидам адаптироваться к социуму. Обычно реабилитация проводится комплексно, что даст возможность особенным людям интегрироваться в обычную социокультурную жизнь.

Это можно выполнять следующим образом:

  • заниматься деятельностью, подходящей под особенности конкретного человека;
  • самостоятельно обслуживать себя;
  • общаться с окружающим миром;
  • искать и анализировать данные для практического применения;
  • адекватно пользоваться средствами массовой информации.

Основной целью является возможность наладить связи инвалида с окружающим миром благодаря получению новых социальных ориентиров. Реабилитация направлена на стимуляцию саморазвития и внутренний рост.

Социокультурная реабилитация детей инвалидов

Для большей эффективности в социокультурной адаптации детей делают больший упор на приобщении к творчеству. Это помогает им научиться взаимодействовать с ровесниками, расширять круг общения, развивать эмоциональную сторону личности.

В специализированных заведениях используют разносторонние методы:

  • проведение экскурсий, фестивалей, выставок художественных достижений особенных детей;
  • постановка спектаклей, смотры самодеятельности;
  • знакомство с детской и мировой классической литературой;
  • арттерапия, включающая в себя рисование, лепку, бисероплетение и вышивание;
  • музыкотерапия, занятия танцами.

Социокультурная реабилитация инвалидов и детей инвалидов

Важнейшей задачей для педагогов является преодоление комплекса неполноценности, приобретение навыков коммуникации. В реабилитационном центре делают также упор на развитие самостоятельности и освоении навыков для решения бытовых повседневных задач.

Программа строится с учетом научных разработок в сфере психологии и физиологии. Важнейшим заданием можно назвать ориентацию детей на выход из социальной изоляции, обусловленной неоднозначным отношением общества к инвалидам.

Социокультурная реабилитация инвалидов

Реабилитация дает возможность перенести приобретенные навыки в разные сферы жизни: социальное взаимодействие, жизнеобеспечение.

При решении сложностей приспособления инвалидов к повседневной жизни используют разные направления, а именно:

  1. Просвещение общества, целью которого является изменение негативного отношения людей к тем, кто имеет физические недостатки. Их привлекают в различные сферы деятельности наравне со здоровыми членами общества.
  2. Обеспечение и организация культурного досуга. Инвалиды растут духовно и культурно, проводя свободное время с удовольствием. Приобретенные умения вполне могут оказать влияние на дальнейшую жизнь человека.
  3. Коррекция поведения, путем воспитания социальных и моральных норм. Это немаловажно для всестороннего развития личности.
  4. Интеллектуальное развитие. Людей учат получать знания из различных источников и способствуют повышению образованности
  5. Приобщение к искусству дает возможность развивать эстетическое восприятие и эмоциональную сторону личности.

Социокультурная реабилитация применяет такой комплексный подход, что помогает лицам с инвалидностью расширить свой круг общения и приобрести необходимые навыки коммуникации для жизни в окружающей его среде.

Социокультурная реабилитация инвалидов и детей инвалидов

По данным статистики ежегодно количество людей, имеющие особенности здоровья, увеличивается на 2%. В центре предлагают помощь в профориентации инвалидов. Им помогают подобрать вид деятельности, где свойства нервной системы не выступают препятствием.

Содержание социально-культурной реабилитации

Социально-культурная реабилитация относится к наиболее актуальной сфере общественной практики социальной деятельности. Социальная и духовная поддержка населения, гуманитарная направленность, забота о социально-культурном обустройстве инвалидов, сирот, лиц преклонного возраста, их приобщение к ценностям общечеловеческой культуры, творчеству и самодеятельному ремеслу – все это характеристики социально-культурной реабилитации.

Объектом социально-культурной реабилитации являются социально незащищенные и ослабленные группы населения: несовершеннолетние, сироты, инвалиды, пенсионеры, многодетные и неполные семьи и др. категории граждан.

Социально-культурная недостаточность связана с полной или частичной неспособностью индивида осуществлять социально-культурные функции, которые принято считать нормальными для граждан данного пола, возраста и других социальных и демографических характеристик.

Социокультурная интеграция – это процесс, характеризующий степень достижения индивидом оптимального уровня жизнедеятельности, реализации своих потенциальных возможностей и способностей вследствие взаимодействия с другими людьми в конкретном социально-культурном пространстве.

Методы социокультурной реабилитации инвалидов

Как отмечается в Законе «О социальной защите инвалидов» в Российской Федерации: «инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограниченной жизнедеятельности, и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Ограничения жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В конвенции о правах инвалидов инвалидность рассматривается как взаимодействие между состоянием данного индивидуума (например, находящегося в инвалидной коляске или страдающего нарушениями зрения) и факторами среды его обитания (например, негативного отношения или недоступности зданий), которые вместе приводят к инвалидности и отрицательно влияют на участие индивида в жизни общества.

Проблема социальной реабилитации инвалидов и их адаптации к условиям жизни в обществе является одной из основных граней злободневных проблем современного социума. Дополнительную остроту и важность в данном вопросе приносят изменения в подходах к людям с ограниченными возможностями здоровья. Процесс реабилитации этой категории граждан к основам жизнедеятельности общества изучается на современном этапе развития социальной работы. Реабилитационные процессы определяют эффективность тех коррекционных мероприятий, которые предпринимают специалисты, работающие с инвалидами.

Социокультурная реабилитация – это целостный комплекс мероприятий и процесс, имеющие целью помочь инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, реализации культурных интересов и запросов, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.

На ряду с тем, что социальный опыт, связанный с инвалидностью, на сегодняшний день недостаточно сформирован, нарушается гармония отношений инвалидов с окружающей средой. Из этого следует, что имеется необходимость формирования нового актуального опыта, во многом отличного от прежнего. Основная цель социокультурной реабилитации – создание путей восстановления связи между инвалидом и окружающей средой за счёт развития у него умения пользоваться новыми способами ориентации. Социокультурная реабилитация позволяет связывать приобретаемые знания и навыки с определенными составляющими формами жизнедеятельности: жизнеобеспечением, социальной коммуникацией, рекреацией и социализацией.

Анализ литературы позволяет констатировать, что в настоящее время процесс социальной реабилитации инвалидов затруднён по следующим причинам:

  • у большинства лиц с ограниченными возможностями здоровья низкий уровень удовлетворённости жизнью;
  • отрицательная динамика отражается также в уровне самооценки;
  • у инвалидов имеются существенные проблемы в области коммуникации с окружающими, а также взаимоотношений с родными и близкими;
  • в эмоциональном состоянии инвалидов часто наблюдается тревожность и неуверенность в будущем, пессимистический взгляд на жизнь.

Именно благодаря современным методам социокультурной реабилитация есть большая вероятность избавиться от вышеперечисленных проблем. Социокультурная реабилитация на сегодняшний день является одним из современных и действенных направлений комплексной реабилитации инвалидов. В связи с этим имеется необходимость в постоянном развитии и усовершенствовании подходов, форм и методов социальной работы с инвалидами.

Проблемы инвалидности и способы их преодоления рассмотрены учеными и специалистами Холостовой Е.И., ДементьевойН.Ф., Нестерова Г.Ф., Волкова А.Н.,Нагорновой Т.А., Шапкиной Н.В., Плоховой И.А., Бибиковой Н.В. и др.

По мнению Нагорновой А.Ю., низкий уровень и качество жизни у большинства инвалидов сопровождаются серьезными личностными проблемами, обусловленными дезадаптивностью этих людей в быстро меняющейся социокультурной среде.

Жизнь человека невозможна без непредвиденных изменений. К сожалению, эти изменения невозможно предугадать и заранее подготовиться к адаптации в новых условиях. Поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах.

Это необходимо для подготовки к полноценной, активной реабилитации, которая приведет к положительному результату. Как показывает практика, инвалиды находятся во власти тех или иных обстоятельств, которые не позволяют личности раскрыть свой потенциал в полной мере. Поэтому лица данной категории особо нуждаются в чётко спланированной и научно-обоснованной системе социально-педагогических и психологических мер, направленных на формирование у них самостоятельности суждений и действий, навыков труда и культуры поведения, достойного духовно-нравственного облика, умения рационально организовать свой досуг.

Подготовив человека с ограниченными возможностями для участия в досуге, можно помочь ему адаптироваться в общественной жизни. Проблема адаптации инвалидов в социокультурную жизнь общества предусматривает разработку и реализацию специальных действенных технологий социальной реабилитации.

Однако, по мнению Кисилевой Е.Г. и Красильникова Ю.Д., огромные возможности социокультурных технологийв социальной реабилитации инвалидов реализуются далеко не в полном объеме. В большинстве реабилитационных центров и учреждений культуры их использование практически не выходит за рамки тех занятий, которые ведутся со здоровыми детьми. При этом существует огромное количество разнообразных форм и методов социокультурной реабилитации.

Разнообразие методов социокультурной реабилитации дает возможность использовать их потенциал в полной мере. Хотелось бы выделить такие методы, как: арт-терапия, музыкотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, игровая терапия. Приведём описание перечисленных методов социокультурной реабилитации.

Арт-терапия.

Главной целью арт-терапевтической деятельности является достижение положительных изменений в психологической и социальной сфере лиц с ограничениями в здоровье. Арт-терапия способствует снятию напряжения, пробуждению внутренних жизненных сил, активизирует внутренние личностные ресурсы, облегает социальную адаптацию, способствует формированию межличностных навыков. Творчество компенсирует утраченные возможности людей, пробуждает жизненную активность, помогает наладить внутреннюю связанность и общение с самим собой и в целом способствует нормализации жизни.

В арт-терапевтической работе с лицами с ограниченными возможностями необходимо учитывать:

устойчивый характер нарушений при хронических заболеваниях, обусловливающий длительную работу с больными и низкую вероятность достижения видимых «психотерапевтических» результатов;

снижение когнитивных возможностей хронически больных и определенную степень эмоционально-волевых нарушений, что предполагает допустимость нерегулярных посещений арт-терапевтических сессий, низкую степень вовлеченности в работу, необходимость жесткой директивности;

относительно значительную степень нарушения коммуникативных возможностей больных, что затрудняет установление с ними достаточно устойчивого псвихотерапевтического контакта и нередко делает проблематичным их участие в некоторых формах групповой арт-терапии.

В творческом процессе инвалид становится более открытым, чем в повседневной жизни. Даже рисуя что-то свое, в присутствии арт-терапевта, инвалид проходит терапию, которая способствует активизации собственного эмоционального и творческого потенциала, приводит к гармонии душевного состояния. Кроме того, созданные творческие работы в дальнейшем могут оцениваться окружающим, и тогда воздействие осуществляется за счет более глубокого понимания и принятия клиентом самого себя.

Музыкотерапия.

Музыкотерапия — это технология социокультурной реабилитации, использующая разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности инвалида, развития его творческих способностей, расширения кругозора, активизации социально-адаптивных способностей.

Основными задачами коррекционных музыкально-игровых занятий является стимуляция потенциальных возможностей, преодоление трудностей социальной адаптации в соответствии с возможностями инвалида. Ввиду того, что двигательная активность под музыку усиливает обмен веществ в организме, повышает общий тонус, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы, регулирует нервную деятельность, развивает физические способности, музыкальное воспитание с полной уверенностью можно рассматривать как один из важных факторов в процессе реабилитации и социальной адаптации инвалидов.

Музыкотерапия способна настроить людей с ограниченными возможностями здоровья на положительное, спокойное или депрессивное эмоциональное состояние, в зависимости от выбранной музыки и индивидуального восприятия слушающего. Так, например, минорные тональности могут оказывать депрессивный эффект, быстрые ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы – возбуждают, консонансы – успокаивают.

Библиотерапия.

Библиотерапия и её социокультурная реабилитационная направленность в своей основе осуществляется через художественное чтение, дискуссии, литературные вечера, встречи с персонажами произведений и их авторами, тренинг-конкурс на скорочтение, литературные и поэтические клубы, выставки книг и, конечно, регулярную работу читального зала и абонемента библиотеки.

Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на лицо с ограничениями с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Коррекционное чтение от чтения вообще отличается своей направленностью на те или иные психические состояния или свойства личности инвалидов, испытывающих:

  • неудовлетворенность своим образом жизни и желание его изменить;
  • эмоционально-застойные депрессивные, фрустрационные состояния, ведущие в тупиковые ситуации, из которых инвалиды часто не знают выхода;
  • желание войти в круг людей, творчески владеющих словом или для того, чтобы поделиться своим творческим опытом и т.д.

Благодаря библиотерапии инвалид может почувствовать себя героем какого-либо произведения и вместе с ним пережить различные ситуации. Все это помогает анализировать и найти пути решения личных неразрешенных проблем.

Сказкотерапия.

Сказка – это один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. В социокультурной деятельности является одним из ведущих видов и способов эмоционально-психологического, педагогического влияния, социально-нравственного формирования. Применяется в реабилитации как разновидность социокультурных технологий.

При этом необходимо выделить ряд направлений особенно актуальных в коррекционной работе с инвалидами с помощью сказкотерапии:

психокоррекция эмоционально-волевых нарушений;

обретение свободного опыта общения через ролевое действие сказочного героя у лиц с трудностями общения;

формирование творческого потенциала инвалида через сказки — драматизации;

преодоление чувства страха и неуверенности через сочинение сказочных сюжетов и драматическое их проигрывание.

С помощью сказкотерапии также можно провести диагностику. Благодаря реакции на ту или иную сказку, можно понять состояние инвалида, сделать выводы о его проблемах и жизненной ситуации.

Игровая терапия

Игровая терапия – это комплекс реабилитационных игровых методик, форм, средств, ситуаций.

Уникальность игротерапии состоит в том, что травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, ослабленном виде, хотя эмоциональное отражение (катарсис) их достаточно реально. Игротерапия помогает опробовать типы поведения, выделив наиболее подходящие для конкретной личности в определенной жизненной ситуации. Именно ролевое поведение отражает психологическое состояние и функциональные тенденции инвалида.

Вышеперечисленные методы ориентированы на помощь инвалиду освоить коммуникативные навыки, необходимые для адаптации в сложном социокультурном окружении. Как показывает практика, использование данных методов социокультурной деятельности способствуют улучшению качества жизни инвалидов по показателю психосоциальной реабилитации, развивают доверие, интерес, эмпатию к людям, коммуникативную компетентность, навыки эффективного поведения в социальных ситуациях, формирование реалистичных представлений о себе, адекватной самооценки и самоприятия, расширение сферы интересов, развитие мотивации достижения успеха, формирование базового доверия к миру и чувства безопасности.

Социокультурная реабилитация имеет огромный потенциал положительного воздействия на жизнедеятельность инвалидов. Главная задача этого реабилитационного направления деятельности – приобщение инвалидов к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни, гармоничное развитие на основе включения в мир искусства и культуры. Именно такие методы как арт-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, библиотерапия и игровая терапия позволяют достичь желаемого результата в данной задаче. В основе рассмотренных в статье методов — идея свободной, гармонично развитой личности, которая ориентирована на духовно-нравственные ценности и стремится к постоянному самоопределению, самосовершенствованию, а также к приобщению этой личности к активному образу жизни.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социокультурная реабилитация является одной из основных технологий социальной работы по достижению высокого уровня социальной жизни инвалидов. Применение методов социокультурной реабилитации – это эффективный способ изменить позицию общества по отношению к инвалидам и один из путей гуманизации общества в целом. Включение в социум людей с ограниченными возможностями здоровья можно считать одним из факторов развития современного общества.

Формы и методы социокультурной реабилитации

Социокультурная реабилитация инвалидов является одной из тех острых проблем, решением которой многие учреждения культуры по раз­ным причинам не занимаются. Между тем, в программах и планах их дея­тельности с успехом могли бы реализоваться такие направления как:

  • работа с инвалидами, а также детьми, подростками, молодыми и пожилыми людьми, имеющими недостатки в физическом и психическом развитии;
  • работа с семьей инвалида;
  • работа в трудовом, учебном коллективе, по месту оздоровле­ния, отдыха инвалида;
  • наработка и апробирование интерактивных методик и техно­логий социокультурной реабилитации.

Важнейшим методологическим основанием для рассмотрения проблем социокультурной реабилитации инвалидов является анализ резервных возможностей досуга и досуговой деятельности.

В основе культурно-досуговой деятельности, направленной на реабилитацию инвалидов, лежат три исходные начала:

1. личность самого инвалида в ее многообразии;

2. отношения и контакты инвалида с окружающей средой и, прежде всего, с семейной микросредой, учебным, трудовым коллективом, знакомыми и друзьями;

3. культурно-досуговые формы и методы, призванные активно влиять на личность инвалида, на его социальную реабилита­цию и статус в обществе.

Используемые учреждениями культуры культурно-досуговые фор­мы могут оказывать значительное влияние на социальные установки, ценностные ориентации (мировоззренческие, нравственные, профессио­нальные и др.), на структуру общения, формы и способы организации образа жизни инвалидов и их семей, усиливать тенденции к индивидуа­лизации их стиля жизни, быта, досуга.

Именно занятие искусством, творчеством играет здесь главную роль. Искусство и творчество немыслимы без общения, они являются мощным средством, способствующим интеграции инвалидов в общество. Если человек не нашел свой путь самостоятельно, то сможет это сделать в коллективе (любительском объединении, кружке, спортивной команде и др.). Элементом реабилитации здесь является процесс нахождения се­бя, своего места в коллективе, осознание собственной значимости для каждого его члена.

Традиционный подход учреждений культуры к досуговой дея­тельности инвалидов как к чисто развлекательному, сугубо рекреа­тивному явлению себя исчерпывает. Досуговые занятия инвалидов с различными физическими дефектами целесообразно рассматривать как самостоятельную сферу их деятельности, благодаря которой обеспечивается целостное творческое воспроизводство личности инва­лида, актуализация ее интеллектуального, культурного, физического, волевого потенциала.

Купьтурно-досуговые технологии обладают характерными психоло­го-педагогическими, культурологическими, организационно-методическими характеристиками. Применяемые в среде инвалидов, они являются меха­низмами социальной адаптации большого социального слоя населения. Специфическими особенностями в культурно-досуговых технологиях от­личается, например, проведение фестивалей, смотров, соревнований, спортивных и досуговых конкурсов с участием инвалидов.

Предназначение досуговых технологий — помочь инвалиду осво­ить коммуникативные навыки, необходимые для адаптации в сложном социокультурном окружении. Существуют психологические закономер­ности, ускоряющие интеграционные процессы в сообществе инвалидов, их социальную адаптацию. Во-первых, это развитие коммуникативных способностей у всех групп инвалидов. При этом следует подчеркнуть особую роль положительной эмоциональной окраски общения с этими людьми. Здесь необходим поиск «золотой середины» — равного, доброжелательного тона, исключающего крайности в виде либо наигранного оптимизма, либо чрезмерного сочувствия и жалости.

Во-вторых, умение выбрать и предложить инвалиду такое инте­ресное занятие, которое не позволяло бы ему сосредоточиться на своих болезненных ощущениях и переживаниях. Чаще всего такие занятия связаны с прикладным художественным и техническим творчеством, а также с более пассивными видами деятельности — чтением, просмотром телепередач, слушанием радио и так далее. Благодаря им у инвалидов улучшается самочувствие, облегчается болезненное состояние.

В-третьих, высокую эффективность демонстрируют индивидуальные программы самореабилитации, включающих в себя систему разнооб­разных специальных тренингов, чередующих умственные и физические нагрузки, интенсивность которых возрастает по мере улучшения состо­яния инвалида. Даже механическое заучивание и использование сте­реотипных наборов действий, необходимых в стандартных культурных ситуациях, дает инвалидам возможность обрести определенную степень самостоятельности.

Игнорирование этих и других закономерностей в реабилитаци­онной работе сопровождается негативными последствиями, неизбежно приводит к появлению барьеров между инвалидами и здоровыми людь­ми в быту, на отдыхе, в творчестве, игре. Возникает почва, на которой базируется тяга инвалидов к сегрегационному обособлению в замкну­тую социальную группу.

Как известно, сегрегация — это результат воздействия нескольких взаимоисключающих друг друга тенденций: во-первых, желания здоровых людей, начиная уже с детских лет, отделить себя от ежедневных контактов с инвалидами — в детском саду, школе, быту; во-вторых, многолетнего курса государственных органов на создание сети замкнутых производ­ственных, учебных, досуговых структур, специально рассчитанных на инвалидную аудиторию; в-третьих, стремление самих инвалидов с одина­ковым типом нарушений замкнуться в изолированную область.

Эффект игры, как уникального явления в современной социально-терапевтической практике, совершенно очевиден. Игры нельзя делить механически на «инвалидные» и обычные для здоровых людей. Любая игра может быть адаптирована к возможностям взрослого или ребенка с учетом степени и вида его инвалидности. Достаточно внести корректи­ровку, облегчить или видоизменить условия игры, и человек получает новые дополнительные стимулы к жизни, обогащает свой мир эмоций, делает досуг более разнообразным.

В деятельности реабилитационных учреждений могут успешно применяться методики социокультурного проектирования. Разработка и реализация проектов в виде развлекательно-игровых, музыкальных, художественно-зрелищных, спортивно-оздоровительных и других про­грамм, аукционов, вернисажей и ярмарок, рекламных проектов и кампа­ний, изготовление изделий прикладного искусства позволяет значительно обогатить содержание обучающей, творчески развивающей деятельнос­ти инвалидов.

В учреждениях культуры инвалид приобретает навыки в творчестве, опыт досугового поведения и культуры. Деятельность этих учреждений несет в себе интегративную функцию в общественном воспитании людей с огра­ниченными возможностями, способствует социализации их досуга.

Главной целью культурно-досуговой деятельности в сфере реаби­литации инвалидов является воспроизводство человека, его творческих сил, необходимых для его основной жизнедеятельности. Досуг может служить эффективной сферой духовного возвышения человека с огра­ниченными возможностями, его нравственного и эстетического совер­шенствования, активного участия в культурном творчестве.

Реабилитация, социальная адаптация и формирование незави­симого образа жизни инвалидов представляют собой многогранный процесс. Его успешность в значительной степени зависит от участия в нем специалистов смежных сфер (медиков, психологов, педагогов, дефектологов, социальных педагогов, специалистов культуры, специалис­тов по реабилитации инвалидов и др.). В этом процессе необходимо взаимодействие ученых и практиков, государственных и негосударствен­ных учреждений, широких слоев общественности, средств массовой информации.

В целом можно выделить следующие основные направления социо­культурной реабилитации инвалидов:

  • просветительское, целью которого является устранение недо­статков существующего отношения общества к инвалидам и инвалидов к обществу, изменение нравов, политики, быта, ментальности в данной сфере межличностных и социальных отношений;
  • досуговое, целью которого является организация и обеспече­ние досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей инвалидов путем содержательного наполнения свободного времени ин­валидов и членов их семей;
  • коррекционное, целью которого является полное или частич­ное устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности и развития личности по состоянию здоровья, а также вследствие педаго­гических и воспитательных упущений. При этом следует выделить:
  • коррекционно-воспитательное воздействие, включающее в се­бя привитие социальных норм, под которыми подразумеваются установленные обществом правила и устойчивые формы соци­ального взаимодействия людей на уровне макро- и микроколлективов;
  • коррекционно-развивающее воздействие, ориентированное на всестороннее, целостное развитие личности, что подразу­мевает активное освоение богатств культуры и саморазвитие творческой личности;
  • коррекционно-образовательное, которое ориентировано на повышение образованности индивида;
  • познавательное воздействие, ориентированное на приобрете­ние инвалидами знаний, понятий о реальных явлениях, осознании окру­жающего их мира, связи с окружающими людьми, использовании знаний в практической деятельности с целью преобразования мира;
  • эмоционально-эстетическое воздействие, ориентированное на эстетическое освоение человеком мира, сущности и творчества по законам красоты. Эмоциональная составляющая позволяет получать удовольствие, что существенно изменяет образ жизни человека.

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

Наибольшее значение в разработке социокультурных техноло­гий, направленных на оказание помощи инвалидам в процессе пре­одоления недуга и социальной адаптации, имеет ее содержательная сторона и те средства коррекции, с помощью которых происходит вос­становление, выравнивание возможностей инвалидов в их социальном самоутверждении.

Известно, что в процессах адаптации у человека должна быть сформирована главная установка — принятие им социальной роли. При этом эффективность адаптации зависит от того, насколько адек­ватно инвалид воспринимает себя и свои социальные связи. У инва­лида часто из-за социальной депривации (ограничение, лишение активного социального развития) наблюдается недостаточное или искаженное развитие представлений о себе, что ведет к нарушению адаптации.

Программы психокоррекционной помощи, внедренные в социо­культурные сферы жизни, особенно эффективны, так как позволяют органически увязать в единый процесс успешную творческую самореа­лизацию и преодолеть те болезненные убеждения, которые так часто сопровождают инвалидность: «Я ущербный и не стану нормальным», «Я несчастлив и жду помощи от других», «За что мне такая жизнь», «Все обязаны мне помогать» и др.

Изменения в социальной ориентации, обновление видения своей роли в обществе у инвалида успешно решается в процессе целесообраз­ной творческой деятельности, при введении его в разные формы обще­ния, самовыражения, самоанализа, самопроявления и самоутверждения. Творчество помогает преодолеть депрессию и пересиливать болезнь, вселяет уверенность в своих силах, приносит удовлетворение. Каждый человек чем-то одарен природой, и важно помочь ему разглядеть в се­бе скрытые потенциальные возможности, на которые он, будучи здо­ровым, не обращал внимания. Это поможет победить недуг, заставит радоваться жизни.

Реализация социокультурных технологий предполагает комплексное воздействие психокоррекционного, психотерапевтического деятельностно-опосредствованного характера, что способствует гармонизации личности инвалидов, развитию адекватных межличностных отношений, формированию ценностно-культурных установок для свободного самопроявления и самоутверждения.

В состав технологий СКРИ входят методики развития навыков межличностного и внеличностного общения. Например, технология формирования коммуникативных умений инвалида включает ряд принципиально важных навыков межличностного общения. Среди них — аудирование (понимание на слух содержания текста); говорение (осуществление диалогического общения в рамках стандартных ситуаций, связанных с бытом, досугом, семейными традициями, природой и т.д.), устные высказывания по предмету общения; чтение и понимание художественных, публицистических и функциональных текстов; оформление и передача элементарной информации (анкета, письмо, декларация, выписка из текста).

В задачи используемых технологий входит нейтрализация и устранение причин изоляции инвалидов в социокультурной сфере; приобщение их к профессиональной социокультурной деятельности, оказание им конкретной помощи в трудоустройстве в соответствии с их возможносгями и интересами; поддержка инвалидов в области семейного досуга, активизация их устремлений к досуговой деятельности с учетом этнических, возрастных, конфессиональных и других факторов.

Важным условием успеха реабилитации является поэтапное, иногда пооперационное, оперативное введение инвалида в социокультурные технологии. Для этого необходимо знать достаточно полно проблемы инвалида и выстроить программу коррекционной помощи, отобрать соответственно его возможностям психокоррекционные социокультурные технологии. При проведении работы с инвалидами необходимо создать доступную, безбарьерную коррекционно-развивающую среду. Обеспечение доступа к активному взаимодействию со средой — одна из главных задач реабилитации.

Использование специальных технологических средств, приспособлений, приборов, облегчающих ориентацию, мобильность, общение, передачу информации, является основным требованием к организации коррекционной помощи. Самостоятельный доступ к информации для инвалида является социально важным фактором реабилитации. Информация должна подаваться с учетом состояния его зрения, слуха, мобильности. При этом каждому инвалиду следует обеспечить свой ис­точник доступной информации (тифлотехнические средства для слепых, сурдопереводчик для глухих, близость к информации инвалидов-опорников, адаптация интеллектуальной информации для умственно отсталых и др.).

Зная о снижении работоспособности инвалидов необходимо рег­ламентировать длительность занятий, количество пауз и перерывов для разминок с учетом их физических, когнитивных и психоэмоциональных ресурсов.

Особого внимания требует методика оценки результатов деятель­ности инвалидов. Не завышая и не занижая их, следует подчеркивать те стороны, которые ведут к успеху. Если же делать скидки на инвалид­ность, то чаще всего инвалид подумает: «От меня не ждут большего», а иногда наоборот: «Я уже все умею», «Это же так просто», «Мне это лег­ко удалось». При этом инвалид может не учитывать роль коррекционных условий, меры помощи специалиста-реабилитолога и степень своей са­модеятельности.

Оценка должна подвигать инвалида к саморазвитию, а это часто проходит при «полетном разборе» каждого шага и каждого этапа. Проявляя заинтересованную поддержку, иной раз необходимо в тре­бовательной форме подчеркнуть проявленные инвалидом небрежность и недостаточность усилий.

Недостаточность процессов саморегуляции у инвалидов, прояв­ляющаяся в неумении подчинять свою деятельность поставленной цели, сниженный самоконтроль и самоанализ — должны быть под присталь­ным вниманием специалистов-руководителей. Поэтому после каждого занятия необходимо отслеживать результаты достигнутого продвижения с тем, чтобы спланировать дальнейшее участие инвалида в том или ином виде творческой деятельности. Вместе с инвалидом необходимо проектировать ход дальнейшего продвижения в овладении данной дея­тельностью, выстраивать программу самосовершенствования и само­развития. Духовная работа над своими проблемами, субъективный опыт самонаблюдения, самоанализа, самокоррекции — это главные составляющие результатов реабилитации инвалидам в процессе социо­культурного развития.

Под влиянием социокультурной реабилитации работы неприят­ные, болезненные проявления инвалидов будут все более сглаживаться и растворяться в процессе активного взаимодействия его с окружающей средой, а социально-адаптивные навыки общения уравновесят отношения с людьми, перед которыми ранее он испытывал неуверенность, робость, скованность. Прошлое с травмирующим опытом общения от­ступит, придет состояние равных возможностей и уверенности в своих силах, а это — уже состояния человека, адекватно взаимодействую­щего с миром.

Библиотерапия

Библиотерапия и ее социокультурная реабилитационная направ­ленность в своей основе осуществляется через художественное чтение, дискуссии, литературные вечера, встречи с персонажами произведений и их авторами, тренинг-конкурс на скорочтение, литературные и поэти­ческие клубы, выставки книг и, конечно, регулярную работу читального зала и абонемента библиотеки.

Реабилитационный резерв библиотерапии проявляется во влия­нии на формирование самосознания инвалидом своих проблем, расши­рении компенсаторных возможностей удовлетворения информационных потребностей, налаживании коммуникативных связей с единомышлен­никами, творческом соотнесении своей личности с персонажами худо­жественных произведений, приобщении к культуре страны и мира, раз­витии речевых возможностей (особенно у людей с проблемами речи и нарушением общения).

Массовые библиотеки могут организовывать совместную деятельность людей с проблемами и здоровых читателей. При многообразии форм вза­имодействия можно обеспечить такие, например, этапы их интеграции:

1. на первом этапе — в форме присутствия читателей с ограни­чениями на интересных общих мероприятиях, либо, наоборот, в качестве авторов творческих работ, то есть в социально зна­чимой для них роли; эффективны также совместные занятия
коррекционно-развивающей направленности;

2. на втором этапе возможно опосредованное общение инвали­дов со здоровыми (например, заочное знакомство с продуктами их творчества).

После того, как произошло знакомство с реальным творчеством и появился взаимный интерес в общении, организуется встреча в библио­теке. Этап непосредственного общения проходит уже в традиционной форме «читатель — читатель». Общение по интересам — давняя пре­рогатива библиотек. В ходе общения, как правило, выявляются и другие общие интересы (музыка, литература и др.), возникает основа для воз­никновения дружеских отношений.

Библиотерапия — специальное коррекционное воздействие на лицо с ограничениями с помощью чтения специально подобранной ли­тературы в целях нормализации или оптимизации его психического со­стояния. Коррекционное чтение от чтения вообще отличается своей направленностью на те или иные психические состояния или свойства личности инвалидов, испытывающих:

  • неудовлетворенность своим образом жизни и желание его изменить;
  • эмоционально-застойные депрессивные, фрустрационные со­стояния, ведущие в тупиковые ситуации, из которых инвалиды часто не знают выхода;
  • желание войти в круг людей, творчески владеющих словом или для того, чтобы поделиться своим творческим опытом и т.д.

Содержание технологии «Инвалид и книга» подчинено привитию навыков внутриличностного общения с произведениями классиков отече­ственной и зарубежной литературы. Это способствует формированию у инвалидов вкуса к чтению и культуры чтения, составлению программ чте­ния; воспитанию умения примеривать свою жизнь к жизни героев.

Реабилитационное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных обра­зов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направ­ляют их по новому руслу, к новым целям. Таким образом, можно ослаб­лять или усиливать воздействие на чувства инвалида для восстановления его душевного равновесия. Человек же, воспринимающий чтение как мир добра и красоты, создаёт гармонию внутри себя. Он лучше себя чувствует. Это позволяет ему активно действовать и хорошо выглядеть. Он благожелателен и расслаблен, и это помогает ему преодолевать собственные трудности в установлении добрых отношений с людьми.

Библиотерапия рекомендуется взрослым с проблемами личност­ного и эмоционального плана и применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Психологам известно о «биологическом значении искусства» (Л.С. Выготский). Методика «Психология здоровья в художе­ственной литературе» (ПЗХЛ — так принято сокращённо обозначать методику психологического подхода к проблемам медицинского харак­тера путём использования художественной литературы) родилась на стыке двух известных в учебном процессе приёмов:

– «углубление в деталь» на уроках литературы (Е.Н. Ильин, 1986);

– ссылка на фрагмент художественного произведения на заняти­ях по медицине (Н.М. Гавинская, 1994).

Оригинальность методики ПЗХЛ в применении к социальной ра­боте среди инвалидов состоит в том что, проблемы психолого-медицин­ского характера рассматриваются в процессе самопознания, через чувства и эмоции, которые вызывает прочтение текста.

Мир художественной литературы позволяет постигнуть сложную многогранную жизнь индивида и на художественных примерах найти то позитивное, что делает жизнь человека интересной и радостной, а в итоге может изменять мировоззрение человека и даже оздоравливать его. Оказывается, что человек, постоянно думающий о плохом, воспри­нимающий окружающий мир и других людей как нечто враждебное, терзает себя злобой, завистью, даже ненавистью. Он ищет тех, кто готов, по его мнению, принести ему вред. Подозрительность, страх и малоду­шие становятся спутниками его жизни, опустошают его душу.

Читая книги, героями которых являются яркие неординарные лич­ности, находящиеся в трагических нестандартных ситуациях, инвалид может отождествлять переживания героев со своими собственными, по­нять многие личностные особенности, осознать свои ошибки и посмот­реть на свою жизнь глазами человека со стороны. Литература даёт ему возможность, которую не может дать ни один, даже самый опытный пси­холог — основательно, не торопясь узнать, понять, научиться анализиро­вать и, следовательно, контролировать своё эмоциональное отношение и свои реакции.

Инвалид обычно чувствует себя отдаленным от мира своей болез­нью. Чувство уверенности в себе, вера в свои возможности у пациента часто возникают при чтении биографий, автобиографий, воспомина­ний, писем выдающихся людей с интересной, но нелегкой судьбой. При проведении библиотерапии (индивидуальной или групповой) подбира­ются книги о людях, живших и живущих в экстремальных условиях, то есть заболевших тяжелой болезнью или получивших физическое уве­чье. Проводится обсуждение прочитанного: как жить дальше, как найти свое место в жизни, превозмочь себя, радовать людей своим искусством, воспевать радость человеческого общения?

Одной из книг, используемых при проведении библиотерапии, является книга Д.Г Еникеева и И.С. Болотовского «Победивший себя — могуч» (1986). В ней собраны сведения о том, какой огромной работо­способностью отличался больной тяжелым поражением мозга Луи Пас-тер, как творили вопреки физическим и душевным невзгодам Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский, С.Я. Нодсон, М.А. Врубель и Н.А. Островский. Со­держание посвященных им очерков потрясает величием человеческого духа, стремлением жить и бороться за жизнь, за то, чтобы быть полез­ным обществу. Жизнь показывает образцы удивительных возможностей человека, раскрывает его новые адаптационные возможности, позволя­ет инвалиду чувствовать себя равным этим людям с трудными судьбами, несмотря на все невзгоды добившимся известности и славы.

Одной из функций библиотерапии может являться предоставле­ние дополнительного материала для дискуссии. Библиотерапия может также служить методом косвенной диагностики.

Чтение специально подобранной художественной литературы мо­жет снять напряжение, обеспечивает получение удовольствия от жизни, пробуждает интерес и радости бытия. Известно немало произведений художественной литературы, способных вызывать состояние психичес­кой активности, помогающих избавиться от травмирующих пережива­ний. Библиотерапия располагает определённым списком произведений, отражающих чувства гуманизма, мягкости, доброты, интеллигентности. Специфические коррекционные задачи библиотерапия решает, влияя на личность инвалида, воздействуя на его чувства, деятельность, мышле­ние, поведение.

Для занятий составляется группа из 8-12 человек, подбираются небольшие по объёму произведения, которые читаются во время группо­вого занятия. Затем проводится дискуссия, в результате которой выявляет­ся структура межличностных отношений группы, определяется отношение членов группы к чтению художественной литературы, у малочитающих пробуждается интерес к чтению. Люди, высказывая своё отношение к пер­сонажам, проецируют своё отношение к целому ряду проблем. И это позволяет им говорить о своих проблемах в опосредованной форме, проявлять личные эмоции, сравнивать их с эмоциями других людей.

Проигрывая в воображении диалоги, альтернативное (по сравне­нию с действующими лицами произведения) поведение и учитывая свои особенности (недостаточный опыт, застенчивость и т.д.), инвалид получа­ет знания об альтернативных способах переживания, об иных возмож­ных формах поведения. При этом его никто не осуждает, он избегает оценочного подхода.

В процессе библиотерапии формируется своеобразный синтез кон­троля, эмоциональной проработки и умений. Чтение книг, сюжет которых совпадает с сюжетами жизни инвалида, позволяет видеть возможные пу­ти выхода из ситуации и адекватно на них реагировать, что иногда помотает разрешению конфликтов в реальной жизни. Таким образом, через познание образов литературных героев участники занятий познают себя, тем самым открывая пути к самоизменению и самореализации.

Для проведения занятий, на первом этапе можно рекомендовать такие произведения: А.П. Чехов «Человек в футляре», А.П. Чехов «Душечка», А.П. Чехов «Попрыгунья», Б. Полевой «Повесть о настоя­щем человеке», Библия: Отрывки из Нового завета, Л.Н. Толстой «Смерть Ивана Ильича», И. Бунин «Чаша жизни», «Дурочка», «Роман горбуна».

С библиотерапией тесно связанна терапия литературным твор­чеством. Оба эти вида психотерапии используют образы, ассоциации для оживления погасших чувств пациента, для того, чтобы превратить внутрен­нее беспокойство в конкретное, вдохновиться творчеством. Через свое ли­тературное сочинение пациент становиться себе понятнее, воображение используется в созидательном духе, а не в виде грез. Даже сочинение о простых переживаниях координирует, дисциплинирует ум и руку, это — осязаемое произведение, как-то поднимающее автора над всеми. Описа­ние семьи, друзей, событий прошлого и настоящего помогает инвалиду стать более непринужденным в отношении к внешнему миру.

Терапия литературным творчеством может проводиться индиви­дуально или в группе. При проведении групповых занятий их участни­ки могут обсуждать творчество друг друга, спорят, учатся общаться с людьми.

Изотерапия

Терапия художественным творчеством инвалидов — универсальный психотерапевтический, интердисциплинарный (на стыке медицины, психо­логии, педагогики, культуры, социальной работы) метод, используемый в целях комплексной реабилитации и направленный на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных навыков, формирование способ­ностей к игровой, учебной, трудовой деятельности в процессе занятий специфическими, целенаправленными видами творчества.

Следует подчеркнуть, что основной задачей терапии творчеством является восстановление индивидуальной и общественной ценности ин­валидов, а не только восстановлении утраченных функций организма и приобщение к труду.

Арттерапия — это реабилитационная технология, основанная на применении средств искусства и используемая психологами, дефектологами, аниматорами, педагогами и другими специалистами в целях реа­билитации людей с ограниченными возможностями.

Арттерапия с использованием возможностей изобразительных искусств — изотерапия имеет своей целью актуализацию психических позитивных возможностей (компенсацию) инвалида за счет творческой изобразительной деятельности.

Дляизотерапии не обязательно иметь художественные способнос­ти. Главное, чтобы человек, имеющий ограничения в здоровье, через рисунок смог выразить свое внутреннее состояние, свои ощущения и пе­реживания. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями — зрительным восприятием, моторной координацией, ре­чью, мышлением — рисование не просто способствует развитию каждой функции, но и связывает их между собой, помогая человеку упорядочить усваиваемые знания, оформить и зафиксировать свои представления об окружающем мире.

Особенности рисунка являются отражением индивидуально-пси­хологических свойств инвалида, его мироощущения, характера, само­оценки и других свойств личности. В рисунке он предлагает тот вариант, который наиболее соответствует особенностям его представления. Такой рисунок следует рассматривать как один из видов диагностической тех­ники изучения личности инвалида, его внутреннего мира.

В практике работы с инвалидами можно использовать такие темы как: «Нарисуйте человека», «Нарисуйте несуществующее животное», «Рисунок семьи», рисунок «Дом, дерево, человек». Все они являются средствами психодиагностики личности самого инвалида, а также диа­гностики внутрисемейных отношений с его точки зрения.

Рисование может служить и способом решения психологических, внутриличностных проблем (страхи, тревога, неуверенность, одиночество, преодоление негативных переживаний, формирование умелости и уве­ренности руки, точности движений и др.). Например, по тональному и цветовому решению, ритмике и композиции рисунка, по выбору персо­нажей, сюжета можно судить о наличии тех или иных проблем в психи­ке и мироощущениях инвалида. Иными словами, рисование может быть и психодиагностическим, и психокоррекционным инструментом.

Занятия изотерапией направлены на гармоничное развитие пси­хических функций каждого человека с ограниченными возможностями. Занятия могут быть разнообразны по тематике, форме, методам воздей­ствия, используемым материалам. Для освоения материала и выработки навыков в процессе социокультурной реабилитации можно использовать комплексные методики: занятие рисунком в сочетании с речью, му­зыкой, светом и др.; сочетание музыкальных и физкультурных занятий; гарденоискусства с цветом и т.д.

Основными принципами проведения занятий изотерапией, как и реализации других социокультурных технологий, являются:

  • доступность и постепенное усложнение заданий;
  • учет индивидуальных медико-психологических особенностей инвалида;
  • опора на возможности и интересы людей конкретного возраста с тенденцией к некоторому опережению, то есть с перспективой «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому).

Положительный эффект изотерапевтического воздействия обеспечи­вается тем, что вся работа идет на положительном эмоциональном настрое и психологической поддержке. Для этого уместно одновременно использо­вать музыку, способствующую стабилизации психоэмоционального состоя­ния инвалидов. В процессе прослушивания музыкального произведения уходит напряжение, снимаются многие негативные чувства.

Главными критериями для отбора музыкальных произведений являются: спокойный темп; отсутствие диссонансов и напряженных кульминаций в разработке музыкальной темы; их мелодичность и гармо­ничность. В начале участники могут воспринимать классическую музыку не более 10 минут, а по мере привыкания возрастает интерес, и они мо­гут слушать более длительное время. Можно предлагать медитативную музыку или же звуки природы. Замечено что, специально подобранная музыка в момент рисования позитивно влияет, «просветляет» психоэмо­циональное состояние инвалидов, а вместе с этим подчас изменяется и цветовая гамма рисунка, его общий характер.

С учетом личности инвалида, его диагноза используются разно­образные формы и методы работы — от простой занятости до более дифференцированных занятий с последующей интерпретацией рисун­ков. Пригоден любой материал: карандаши, фломастеры, мелки, крас­ки, различная бумага. Специально рекомендуется не концентрировать внимание на художественных достижениях. Изотерапия не должна быть похожа на обучение. Рисует кто как хочет и что хочет, для удовольствия и для того, чтобы выразить на бумаге свои мысли, переживания и чув­ства. Необходимо поощрять любую продукцию и использование любых материалов и способов творчества для основной цели самовыражения. Инвалидам необходима уверенность в том, что любая продукция будет доброжелательно принята.

Очень важно подчеркивать терапевтическую, а не эстетическую или обучающую направленность занятий изотерапией. Творчество не должно навязываться, оно должно проявляться под влиянием внутрен­ней необходимости индивидуума. На выставках необходимо вывешивать и поощрять работы каждого инвалида, занимающегося изотерапией, что подтверждает не заинтересованность в эстетических достоинствах рисунка и поощрение любого самовыражения и любой творческой актив­ности.

При этом снимается установка на достижение престижных резуль­татов и связанная с ней фрустрация, повышается уверенность инвалидов в себе и ощущение собственной полноценности. В начале осваиваются разные виды техники, не требующие умения рисовать. На первых заня­тиях используется спонтанное рисование, которое предоставляет воз­можности для самовыражения и не сковывает инициативу рисующего. Свободное рисование предпочтительнее и тогда, когда предполагается выявление скрытых переживаний, то есть если используются диагности­ческие функции рисования.

Только самым робким и неуверенным в се­бе инвалидам, затрудняющимся самостоятельно придумать сюжет, реко­мендуются индифферентные темы: цветы, орнамент, пейзаж или очень конкретные сюжеты, связанные с бытом, учебой, работой и т.п., после освоения которых становится возможным переход к более сложным, направленным заданиям.

При решении конкретных диагностических и прогностических задач, для выявления скрытых переживаний сначала можно рекомен­довать значимые для каждого, эмоционально насыщенные темы, на­пример, «болезнь», «мое будущее». Иногда рациональнее предлагать темы более целенаправленные, индивидуально значимые, вытекающие из анамнеза и бесед с инвалидом.

Цель назначения таких сюжетов: во-первых, кристаллизация переживаний с использованием концентрации внимания к теме в ходе работы над рисунками и, во-вторых, возмож­ность при этом реагирования, снятия тревоги и напряжения. В таких случаях должно предполагаться последующее обсуждение рисунка с автором для анализа его переживаний. Здесь происходит переход от собственно изотерапии к психотерапевтической работе с рисунком.

Изотерапия становится дополнительным орудием вербальной психоте­рапии, средством коммуникации сначала на предвербальном, а затем и на вербальном уровне, средством самопонимания и самоощущения инвалида. Комбинация изотерапии и вербальной психотерапии спо­собствует продвижению пациента к инсайту.

Компоненты социально-культурной реабилитации

Структуру социально-культурной реабилитации составляет ряд компонентов, способствующих преодолению социальной недостаточности:

  1. Просветительская, информационно-познавательная составляющая. Включает: приобретение понятий и знаний о явлениях окружающего мира, применение знаний в практической деятельности для переустройства образа жизни, осознание необходимости взаимодействия с окружающей социальной средой, устранение негативного отношения со стороны социума к лицам преклонного возраста, инвалидам, изменение менталитета в сфере социальных и межличностных отношений.
  2. Творческая и досуговая составляющая. Связана с организацией досуга для удовлетворения физических и духовных потребностей лиц с социальной недостаточностью; содействием в организации культурно-просветительских, оздоровительных, спортивных и иных мероприятий; обеспечением журналами, книгами, газетами, специальными передачами; способствованием в посещении выставок и театров. Необходимо создать все условия для самоутверждения и творческой самореализации для слабовидящих и слепых лиц, слабослышащих и глухих, лиц пожилого возраста, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с выраженным и полным физическим бессилием, с амнестико-интеллектуальными нарушениями.
  3. Лечебно- оздоровительная составляющая. Характеризуется использованием культурно-творческого фактора для активизации резервных возможностей организма (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных), формирования и поддержания позитивного психологического фона, достижение благоприятных медико-социальных показателей здоровья.
  4. Коррекционная составляющая. Частичное или полное устранение или компенсация с помощью социально-культурных мероприятий ограничений в развитии личности и в жизнедеятельности, преодоление возможных воспитательных и педагогических упущений. Коррекционно-воспитательное воздействие включает привитие социальных норм, установленных обществом правил, которые определяют устойчивые формы взаимодействия людей на уровне микро- и макроколлективов. Коррекционно-развивающее воздействие направлено на целостное и всестороннее развитие личности, активное освоение ценностей общественной культуры, развитие творческой и самодостаточной личности. Коррекционно-образовательное воздействие направлено на повышение образованности личности в соответствии с требованиями и нормами социально-культурной среды.
  5. Эмоционально-эстетическая составляющая. Характеризуется эстетическим освоением личностью окружающего мира, развитием способности творить, позитивным эмоциональным воздействием занятий и среды на чувства и переживания человека, что способно принести удовлетворение и изменить жизнь.

Социокультурная реабилитация детейс ограниченными возможностями здоровья в условиях УДО

    Программа Муниципального учреждения дополнительного образования “Ориентир” (далее – программа) по обеспечению интеграции детей с нарушениями развития в общеобразовательную систему и общество в целом, составлена в соответствии Законом РФ “Об образовании” от 13.01.96 г №12-Ф3, Федеральным Законом “О социальной защите инвалидов в РФ” от 24 ноября 1995г. №181 – ФЗ; “Основами законодательства РФ о физической культуре и спорте от 27 апреля 1993 года №4869 – 1″, Федеральным законом “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, является организационной основой деятельности учреждения дополнительного образования детей в сфере воспитания и обучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Программа направлена на создание системы психолого-педагогической поддержки детей с отклонениями в развитии, их родителей и специалистов. Определяет стратегию построения реабилитационного пространства, являющегося естественным элементом интегративного образовательного пространства.

Основные цели и задачи программы развиваются соответствующими образовательными программами или планами мероприятий по данной проблеме, которые учитывают особенности конкретного учреждения и направлены на решение вопросов, отнесенных Законом РФ “Об образовании” и законом РФ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений совершеннолетних” к компетенции образовательных учреждений.

Актуальность. В результате воздействия объективных неблагоприятных факторов более 85% детей в России (а по некоторым оценкам, до 93%) уже в момент рождения попадают в “зону риска”, т.е. имеют предрасположенность к возникновению различного рода нарушений в процессе дальнейшего развития. Если обеспечить им правильный уход и благоприятные условия развития, то состояние многих из этих детей может приблизиться к “норме”, но если вовремя им не помочь и действовать неразумно, то многие из них станут инвалидами.

Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями в развитии является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается нами как конечная цель специального обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с обычными.

Интеграция “проблемных” детей в общеобразовательные учреждения – это закономерный этап развития системы специального образования. Этот этап связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.

Цель программ: социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья через активное участие в познавательно досуговой деятельности.

Задачи программы:

  • помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в оценке их личностных характеристик, формировании адекватного представления о болезни;
  • Организация индивидуального обучения в детских объединениях ЦДОД по индивидуальным образовательным программам, ориентированным на интересы и возможности ребенка;
  • Клуб
  • Помощь детям и родителям в преодолении стереотипов мышления о непреодолимости ограничений, накладываемых инвалидностью;
  • Выявление творческого потенциала учащихся – инвалидов, путем включения в разнообразные виды деятельности совместно со здоровыми детьми ЦДОД (экскурсии. Посещение зрелищных мероприятий, викторины, тренинги, беседы);
  • Психологическая помощь детям в развитии навыков общения для психологической ориентации инвалидов на выход из пассивного состояния;

Основные направления реализации программы

В современной сложной экономической и социокультурной ситуации индивидуальная работа педагогов дополнительного образования с ребёнком инвалидом оказывает существенную помощь в решении проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении даёт возможность достичь социальной интеграции, максимально приблизиться к полноценному общественному бытию.

Важнейшей задачей для ребёнка инвалида является расширение сферы его самостоятельности, под которой понимается преодоление им обособленности за счёт снятия комплекса неполноценности, приобретение навыков коммуникации и умения осваивать и применять без непосредственной посторонней помощи знания и навыки для решения повседневных задач. Основным стержнем реабилитационной программы является аппеляция к личности детей-инвалидов, построенная на принципах партнёрства, активного участия инвалидов в собственной реабилитации, разносторонности усилий (сочетание семейной, учебной, культурно-рекреационной и др. сфер реабилитации), единства психосоциального и педагогического воздействия, ступенчатости, поэтапности. То есть программа построена с учётом научных принципов и традиций отечественной школы реабилитации

Активные формы реабилитации нацеливают инвалидов на обогащение и расширение их социальной включённости, тогда, как ориентация на пассивно- созерцательные виды досуга обуславливает понижение общего жизненного тонуса инвалидов, допускает углубление социальной изоляции. Поэтому одной из задач является психологическая ориентация инвалидов и их родителей на выход из статичного состояния, превратившегося у части из них в привычку.

Включение инвалидов в активные формы личностно-ориентированной реабилитации оказывает на них социализирующее влияние, расширяет возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации. Рекреация расширяет коммуникативные связи реабилитантов, возможности их интеллектуального и физического развития.

Система деятельности.

Реабилитационная деятельность строится по модульному принципу и включает в себя следующие модули:

  1. Валеологический модуль, направленный на формирование адекватного представления о болезни, компенсаторных возможностях человеческого организма, состоит из двух блоков: теоретического (беседы по валеологи: “Здоровый образ жизни”, “Возможности нашего организма”, “Гигиена здоровья”, “Аутотренинг”, “Компенсаторные способности организма”, и др.) и практического (оздоровительных комплексов для улучшения осанки, укрепления и коррекции зрения по рекомендациям врачей)
  2. Модуль социально-психологической поддержки, включающий в себя комплекс психолого-педагогических тренингов по развитию навыков общения, формированию адекватной самооценки и уровня притязаний, развитию способностей и склонностей, которые могут способствовать максимальной самореализации.
  3. Модуль коллективной и социокультурной рекреационной деятельности совместно со здоровыми детьми включающий в себя коллективные экскурсии в музеи, кинотеатры, парки с посещением аттракционов.

Методы.

  • Проведение опросов, бесед, тестирования для определения особенностей психической деятельности и личностных характеристик детей-инвалидов;
  • Беседы с детьми и их родителями о здоровом образе жизни, о возможностях сохранения и самовосстановления здоровья, о современных системах профилактики.
  • Проведение педагогом организатором оздоровительных сеансов для улучшения осанки, укрепления и коррекции зрения;
  • Практикум по интеллектуальным играм: решение и составление кроссвордов;
  • Проведение психолого-педагогических тренингов на повышение самооценки, функциональная тренировка поведения, мышечная релаксация по Джекобсону, Проведение занятий по развитию коммуникабельности и навыков общения в стандартных ситуациях: проведение игровых программ и массовых игр: игры знакомства, игры по этикету; ролевые игры-шутки; упражнения на вербальную и невербальную коммуникацию; игры на развитие эмоциональных реакций и различных видов поведения в разных ситуациях;
  • Экскурсии в парк, посещение музея;
  • Оформление альбома-летописи о деятельности по социокультурной реабилитации “Активный досуг”.

Рабочий план

Наименование мероприятий Периодичность Ответственный
1 Проведение совместно с представителями органов власти, общественных организаций совещания по вопросу реабилитации детей-инвалидов в условиях ЦДОД Август Зам директора по УВР
2 Тестирование для определения личностных характеристик, интересов детей-инвалидов. Сентябрь Психолог
3 Организация индивидуального обучения в детских объединениях ЦДОД В течении года Педагог дополнительного образования
4 Разработка коррекционно-развивающих программ для детей с ограниченными возможностями здоровья Август Педагоги дополнительного образования, методист
5 Участие в творческих конкурсах и выставках В соответствии с планом работы ЦДОД Педагог дополнительного образования
6 Консультации с врачом по оценке состояния инвалидов с целью формирования адекватного представления о болезни Сентябрь Социальный педагог
7 Проведение оздоровительных комплексов упражнений для улучшения осанки и зрения по рекомендациям врача 1 раз в неделю Педагог доп. обр.
8 Беседы по валеологии 2 раза в месяц Социальный педагог
9 Проведение психолого-педагогических тренингов на развитие рефлексивных способностей, повышение самооценки, стремления к развитию 2 раза в месяц Психолог
10 Практикум по интеллектуальным играм 1 раз в месяц Педагог организатор
11 Проведение занятий по развитию коммуникабельности, методом индивидуального и группового участия в игровых программах В соответствии с планом ЦДОД Педагог организатор
12 Посещение музея В соответствии с планом работы ЦДОД Социальный педагог
13 Организация просмотра кинофильмов по морально-этическим проблемам В соответствии с планом работы ЦДОД Педагог организатор
14 Проведение викторин, диспутов. Бесед по фильмам В соответствии с планом работы ЦДОД Педагог организатор
15 Подготовка публикаций в местную газету 2 раза в год Методист
16 Оформление альбома-летописи В течении года Методист
17 Проведение круглого стола с представителями общественных организаций, педагогами по проблемам комплексной реабилитации детей-инвалидов 2 раза в год Зам директора по УВР
18 Составление отчёта по результатам деятельности май Зам директора по УВР

Ожидаемые результаты.

  • Развитие рефлексивных способностей, умений анализа и самоанализа;
  • Расширение знаний детей о компенсаторных способностях организма, расширение компетентности детей в области государственных социальных программ, направленных на реабилитацию инвалидов;
  • Развитие творческого потенциала учащихся;
  • Приобретение детьми-инвалидами социально значимого опыта;
  • Совершенствование навыков общения, уменьшение проблем подростков в сфере межличностного общения, в учебной деятельности;
  • Ознакомление общественности с проблемами детей-инвалидов.

Оценка результатов.

  • По устным и письменным отзывам детей инвалидов, а так же педагогов дополнительного образования ЦДОД и педагогов СОШ.
  • По публикациям в средствах массовой информации;
  • По отзывам родителей детей-инвалидов.

Учреждения социально-культурной реабилитации

Государственная система социальной реабилитации инвалидов и лиц преклонного возраста предусматривает совместную деятельность органов государственной власти, органов местного управления, учреждений по осуществлению мероприятий в области психологической, медицинской, профессиональной и социально-культурной реабилитации.

В России действует разветвленная структура организаций и учреждений для социально-культурной реабилитации с социальной недостаточностью, нарушениями жизнедеятельности и другими нарушениями. Эта система включает:

  • службы социального обеспечения и социальной защиты;
  • центры социального облуживания;
  • центры экстренной психологической помощи;
  • центры восстановительного лечения и творчества;
  • реабилитационные центры;
  • специализированные учреждения интернатного типа (пансионаты, интернаты, специализированные школы, детские дома;
  • общественные объединения и организации инвалидов;
  • советы ветеранов;
  • ассоциации социальной поддержки;
  • общественные фонды;
  • объединения по интересам (дома культуры, клубы, туристские, литературно-музыкальные, спортивные объединения, библиотеки).
Источники

  • https://ProInvalid.ru/reabilitatsiya/sotsiokulturnaya
  • https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_reabilitaciyatehnologii_i_metody/socialno-kulturnaya_reabilitaciya/
  • https://scienceforum.ru/2019/article/2018014375
  • https://megaobuchalka.ru/5/38842.html
  • https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/419366/

Это интересно
Adblock
detector