Нормативные документы
Правила установки пандусов для инвалидов в общественных и жилых зданиях, их внешний вид, длина, ширина регулируются следующими документами
СНиП 35-01-2001
Это нормативный документ 2001 года, который в 2012 году был заменен более актуальной версией, но не утратил силу. Этот СНиП регламентирует доступность зданий для людей с ограничениями в подвижности.
Согласно этому нормативу, для движения инвалидных колясок угол наклона должен быть не более 5%, а при спуске с тротуара на пешеходный переход разница высот не должна превышать 4 см. Если спуски, лестницы и другие элементы зданий не отвечают этим требованиям, необходима установка пандусов.
Пандусы должны изготавливаться из негорючих материалов, их делают прямыми за исключением случаев, когда это невозможно, тогда допускаются винтовые конструкции. Перед наклонными спусками пол окрашивают контрастной краской или делают рифленым на расстоянии 60 см.
Чтобы колеса колясок не могли соскользнуть, наклонные спуски оборудуются бортиками высотой 5 см или ограждениями.
Подъем (один марш) должен быть не больше 80 см в высоту с углом наклона не больше 8%. Если перепад высот небольшой (не более 20 см), то разрешен уклон до 10%.
Если подразумевается одностороннее движение, то ширина пандуса должна быть более 1 м (рекомендуется 1,5 м).
СП 59.13330.2012
Этот документ (свод правил) — редакция или более актуальная версия упомянутого выше СНиПа. В нем указаны несколько другие нормативы, например, уклон пандусов должен быть не более 5%. Длина марша не должна превышать 9 м, а общая длина наклонного подъема — 36 м (3 м по высоте). Если необходимо подниматься на большую высоту, то необходимо делать подъемники. Поперечный уклон не должен быть больше 2%.
Также согласно этому документу, в некоторых случаях угол наклона может быть больше:
- для временных сооружений и объектов, а также пандусов в общественных зданиях, уклон может быть до 1:12 (8%), если перепад высот не превышает 50 см, а длина наклонного спуска не более 6 м;
- 1:10 (10%), если перепад высот не более 20 см.
Перепад высот считается между горизонтальными площадками.
СНиП имеет приоритет перед СП, поэтому, если в заказе не оговаривается, что строить следует по нормам СП 59.13330.2012, то застройщик должен ссылаться на СНиП 35-01-2001.
В этим СП также оговариваются пандусы на пешеходных наземных, подземных и надземных переходах. На наземных переходах по обеим сторонам должны быть оборудованы бордюрные пандусы. Надземные и подземные переходы тоже должны быть снабжены пандусами. Поверхность пандусов покрывают нескользящими материалами.
Пандусы и лестницы должны иметь удобные поручни, расстояние между которыми — 0,9-1 м. По обеим сторонам пандусов для инвалидов делаются ограждения на высоте 85-92 см и 70 см. Также на промежуточных площадках и на съездах должны быть предусмотрены колесоотбойные устройства, их высота должна быть равна 0,1 м.
На концах конструкций делают горизонтальные площадки. Их ширина должна составлять минимум 150*150 см. На участках с интенсивным движением нужна площадка большего размера — 210*210 см.
Наклонные спуски для колясок маркируют текстурой или яркими цветом, выделяя их начало и конец. Там, где угол наклона поверхности меняется, на уровне земли предусматривают источник света яркостью 100 лк.
Что касается пандусов для инвалидов в общественных зданиях, то к ним предъявляются такие же требования по габаритам. Через каждые 8-9 м делают горизонтальные площадки, они необходимы также, если меняется направление движения. Эти площадки делают размером не меньше 1,5 м по направлению движения при прямом варианте пандуса и 2 м — при винтовом.
Пандусы должны быть снабжены поручнями, выступающими за пределы наклонного спуска на 0,3 м. Поручни делают округлыми, толщиной 4-6 см, с безопасными завершениями. От поручня до гладкой стены должно быть минимум 4,5 см, до шероховатой — 6 см. На внешних относительно марша или верхних поверхностях перил располагают рельефные знаки, предупреждающие об окончании поручня.
ГОСТ Р 51261-99
Этот норматив был принят в 1999 году, в нем регламентируются опорные устройства для инвалидов в общественных и жилых зданиях и на транспорте. В нем перечисляются типы этих устройств и описываются требования к ним.
Согласно этому документу, на пандусах для инвалидов, передвигающихся на колясках, предусматривают поручни. Они необходимы, если имеется подъем высотой больше 150 мм или проекция марша больше 180 см.
Также в начале и конце наклонного спуска предусматривают горизонтальные площадки протяженностью не менее 30 см.
Как понимать обозначения в нормативах? Перепад высот 1:20 — это отношение высоты подъема к его проекции, как на рисунке. Он может быть выражен и в процентах, тогда уклон равен 5%. Угол наклона задают и в градусах, но на практике это неудобно. Чаще пользуются первыми двумя способами.
Терминология
В СНиП используется множество названий тех или иных вещей. Поэтому для большей наглядности и понимания документа стоит обозначить следующие термины:
- адаптированный вход – специальный въезд для инвалидов, оборудованный пандусом;
- бордюр, перила – боковые ограждения конструкции, облегчающие подъём;
- габариты – размеры изделия (например, высота, длина, и т. д.);
- инвалид (здесь) – человек с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- марш – расстояние между двумя площадками;
- пандус – сооружение (спуск) для инвалидов с определённым наклоном, предназначенное для перемещения с одной горизонтальной поверхности на другую;
- пиктограмма – знак, символьное обозначение;
- поперечный уклон – угол наклона, перпендикулярный направлению движения;
- продольный уклон – угол, параллельный направлению движения.
Пандус для инвалидов: размеры, требования ГОСТ
Пандус – это наклонная площадка, соединяющая две горизонтальные плоскости, расположенные на разной высоте по отношению друг к другу. Такая конструкция устанавливается с целью обеспечения беспрепятственного перемещения инвалидных колясок, а также других колесных механизмов с одного уровня на другой.
Сейчас наличие данных изделий в жилых домах, а также в общественных заведениях можно наблюдать довольно редко, хотя такая необходимость существует.
Конструктивные особенности пандусов для инвалидов
Пандус для инвалидов является обязательным элементом всех современных общественных сооружений, и это не дань моде. Такие конструкции позволяют людям с ограниченными возможностями чувствовать себя более независимыми и равноправными. Более того, законодательство всех развитых стран (в т. ч. и РФ) устанавливает требования к доступности инфраструктуры общего пользования для таких людей (с обязательной комплектацией необходимыми элементами, в частности пандусами). Установка их должна производиться строго в соответствии с требованиями ГОСТ и СНиП.
Виды
Пандусы могут быть:
- стационарными,
- съемными.
Стационарные конструкции могут быть фиксированными, то есть неразборными. Обычно они расположены снаружи общественных и жилых зданий и встроены в лестницу.
Также есть откидные варианты, обычно их ставят в подъездах. Они прикреплены к стене и раскладываются в случае необходимости. В сложенном виде такой пандус удерживается металлической защелкой.
В общественном транспорте можно встретить выдвижные модели. Современные пандусы такого типа оборудованы автоматической системой раскладывания и складывания, чтобы воспользоваться ими, достаточно нажать на кнопку.
Съемные версии также могут быть устроены по-разному. Это
- телескопические — их можно регулировать по длине, но такие варианты громоздки, их трудно раскладывать и собирать в одиночку;
- рамповые — более мобильные разновидности, их разложить легче, они компактны и весят немного;
- ролл-пандусы — их можно скатывать в рулон, легко возить в автомобиле.
Особенности конструкций
Конструкция пандуса в зависимости от назначения сооружения и частоты использования имеют несколько разновидностей. Все они соответствуют ГОСТ и монтируются с учетом наличия пространства, удобства эксплуатации и дизайна сооружения. Выделяются следующие конструкции пандусов: стационарные и нестационарные типы.
Наибольшее распространение находят постоянно действующие стационарные конструкции, которые возводятся, как правило, при строительстве сооружения. В зависимости от высоты подъема стационарные пандусы могут быть составлены из одного или двух пролетов. В последнем случае в конструкцию вводится промежуточная горизонтальная поворотная площадка. Такие системы строятся в соответствии с ГОСТ. Отдельно выделяется достаточно редкий вариант — винтовой пандус, который обеспечивает достаточную высоту подъема, занимая минимум площади.
Нестационарные системы устанавливаются при дефиците площадей у входа в сооружение или при редком использовании. Такие устройства, например, нужны при обеспечении необходимости подъезда машины — в нужный момент убираются, а затем устанавливаются обратно. Наконец, подвижные конструкции обеспечивают нужный простор другим людям, в тот период, когда пандусы не эксплуатируются.
Находят применение следующие нестационарные конструкции:
Типовые конфигурации пандусов.
- Откидной тип применяется при небольшой длине пролета. Он используется только при необходимости, а все остальное время располагается вертикально, в прижатом к стене положении.
- Съемный вариант предусматривает быстрый его монтаж и демонтаж с перемещением всей конструкции в другое место. Он устанавливается в 2-х случаях: при редком применении, когда большую часть времени в нем нет необходимости, и он хранится в отведенном месте; или, наоборот, при постоянном использовании, но с возможностью убрать на какое-то время.
- Телескопическая конструкция основана на увеличении длины площадки путем выдвижения его частей. Такая система более сложна, но обладает универсальностью.
- Ролл-система может скручиваться в рулон по аналогии с ковром.
- Рампа — небольшой пандус, который устанавливается при необходимости преодоления небольшого препятствия (например, бордюра).
Конструктивные элементы
Наиболее распространенная стационарная конструкция достаточно проста. Она включает горизонтальные площадки: въездную, выездную (вверху и внизу) и промежуточные (для отдыха при длинном пролете), а также наклонную дорожку. На верхней площадке и дорожке устанавливаются ограничительные поручни для инвалидов. Вся система устанавливается на опорной конструкции, от которой во многом зависит прочность всего пандуса. Отдельный ГОСТ регламентирует обустройство стационарных опор.
В принципе, пандусы могут изготавливаться из различных строительных материалов, но наибольшее использование находит бетон, металл и древесина.
Основные требования к пандусам.
Чаще всего используются металлические конструкции (особенно если пандусы пристраиваются уже в построенном сооружении). В процессе строительства капитальных сооружений, как правило, пандусы располагаются рядом с обычной лестницей и изготавливаются из бетона (железобетона).
При конструировании пандусов необходимо учитывать некоторые дополнительные условия:
- Дорожка должна иметь покрытие, исключающее чрезмерное скольжение.
- Материал покрытия выбирается с учетом исключения его разрушения при передвижении любого типа инвалидных колясок, а также других возможных средств (велосипед, хозяйственная сумка, тачка и т. д.).
- Необходимо предусмотреть демпферные устройства для устранения шума при передвижении коляски и других средств.
- В общественных сооружениях конструкция должна рассчитываться на возможность перемещения всех возможных типов инвалидных колясок.
Правила установки и размеры
Данными приспособлениями для инвалидов и прочих маломобильных граждан оборудуются участки, где людям, перемещающимся на коляске, требуется спуск либо подъем на различную высоту. Сюда относятся переходы в подземный тоннель, спуски с тротуара, входы в общественные здания и прочие объекты.
Для комфортного пользования пандусы для инвалидов-колясочников должны удовлетворять большое количество требований. К примеру, иметь определенный уклон и ширину конструкции, а также быть оснащены перилами, выполненными согласно установленным нормативам. Эти и остальные важные аспекты регламентируются общепринятыми строительными нормами и правилами – СНиП.
Минимальная разница высот, при которой необходим монтаж пандуса, – 4 см. При этом ГОСТом установлены и размеры, запрещающие его обустройство. В случае если расчетная длина пологой дорожки больше 36 м, то от сооружения пандуса придется отказаться. В такой ситуации для маломобильных людей нужно возводить не пологую площадку, а подъемник.
Это правило относится также к ситуации, если перепад высот, который планируется преодолевать при помощи пандуса, выше 3 м. При расчете ширины пологой дорожки необходимо учитывать количество людей, которые по ней одновременно смогут перемещаться.
Если планируется передвижение инвалидов-колясочников в обе стороны, то ширина лестничного марша (дистанции между двумя горизонтальными площадками) проектируется не менее 1,8 м. Если же планируется только одностороннее движение, то хватит 1,5 м.
Высота одного марша пандуса для людей с ОВЗ не должна превышать 0, 8 м. Длина его тоже имеет рекомендуемое ограничение – максимально 9 м. В отдельных ситуациях, когда не представляется возможным оборудовать прямую пологую дорожку, руководствуясь правилами, прописанными в ГОСТе, сооружают ее винтовой аналог. Данный пандус требуется конструировать так, чтобы его ширина при полном повороте составляла не менее 2 м.
Вдоль края наклонной дорожки необходимо сделать бортик высотой не меньше 5 см или оснастить ее тонкой металлической трубкой, располагающейся на высоте 10-15 см. Расстояние от потолка до пандуса, то есть так называемая минимальная высота проема, равно 2 м, а максимальная длина сооружения, которое не оборудовано специальной площадкой, не более 10 м.
Существуют такие понятия, как «чистая» и «общая» ширина. Первое означает дистанцию между двумя бортами пандуса. Второе – указывает отрезок между наиболее выступающими участками сооружения. Поэтому при создании проекта спуска всегда необходимо учитывать «общую» ширину.
Нормативные документы
Как было сказано выше, размеры, уклон и другие важные моменты регламентируются строительными нормами и правилами (далее – СНиП). Требования к конструкциям для инвалидов устанавливают следующие нормативные документы:
- СНиП 35-01-2001 – основной документ, вышедший в 2001 году. Данный СНиП устанавливает требования для доступности зданий маломобильным группам населения. Согласно ему, лестницы в жилых домах, на станциях метро и в других сооружениях, должны оборудоваться пандусами для инвалидов. Также в документе указаны требования к наклонным конструкциям. Например, угол наклона пандуса не должен превышать 8% (в отдельных случаях – 10%), минимальная ширина –1 м и т. д.
- ГОСТ Р 51261-99 требования к размерам для пандусов для инвалидов
- СП 59.13330.2012 – данный свод правил (СП) – это усовершенствованная версия предыдущего документа, который с 1 января 2013 года признан недействительным. В новой редакции уклон конструкции снизился до 5%, расстояние между бортиками увеличилось до 1,5 м, а также были внесены другие важные поправки.
- ГОСТ Р 51261-99 – устанавливает требования к поручням. Согласно ему, наклонные конструкции должны оборудоваться ограждениями определённой формы с обеих сторон изделия.
Основные требования к пандусам
Как было сказано выше, пандусы для инвалидов должны соответствовать множеству требований. Основные из них – это размеры конструкции, угол наклона, а также форма и высота ограждений.
Габариты
Длина и высота конструкции – взаимосвязанные величины. Чем выше устройство, тем больше будет длина. Единственное постоянное значение – ширина, которая должна быть неизменной на протяжении всего устройства. Согласно СП 59.13330.2012, пандусы должны иметь следующие параметры:
- максимальная высота марша – 80 см;
- минимальная ширина винтового изделия (при полном повороте) – 200 см;
- минимальная ширина конструкции при одностороннем движении – 150 см, при двухстороннем – 180 см (оптимальное значение – 2 м);
- вдоль края должен располагаться бортик высотой не менее 5 см либо тонкая металлическая трубка на высоте 10-15 см;
- минимальная высота проёма (расстояние от пандуса до потолка) – 2 м;
- максимальная длина конструкции без оборудования площадкой – 10 м.
Также стоит отметить понятия «чистой» и «общей» ширины. Первый термин обозначает расстояние от одного борта наклонной площадки до другого. Общая же ширина – дистанция между выступающими поручнями конструкции. Поэтому при проектировании спуска, необходимо использовать «общую» ширину.
Расчёт уклона
Уклон – соотношение длины и ширины конструкции. Рассчитывается данный параметр по формуле: U=H/L, где H – высота, L – длина изделия. При этом получившаяся величина не должна превышать максимальный наклон, описанный в СП 59.13330.2012. Согласно данному документу, максимальные значения следующие:
- 1:20 (на 1 см высоты должно приходиться 20 см длины);
- 5% (максимальная высота на 100 см длины – 5 см, аналогично соотношению 1:20);
- 2,86О (указывается довольно редко из-за сложного расчёта).
Например, нужно установить конструкцию длиной 100 см между двумя точками, расположенными на высоте 0 и 10 см. Для расчёта наклона можно воспользоваться формулой: = 0,1 см. Другими словами, получатся значения: 1:10 = 10% = 1°, что вполне соответствует установленным требованиям.
В некоторых случаях допускается нестандартный наклон:
- 1:12 (8% или 4,8°) – для временных изделий (например, во время реконструкции или ремонта дома) высотой не более 50 см с расстоянием между площадками – не более 600 см;
- 1:10 (10% или 5,7°) – при высоте конструкции не более 20 см.
Стоит отметить, что лестницы имеют больший наклон, поэтому устанавливать на них пандус – бессмысленно. Во-первых – такая конструкция не будет соответствовать вышеописанным правилам. А во-вторых – взбираться по пандусу с углом в 30-40° будет невозможно.
Ограждения
Для повышения комфорта и ликвидации травматизма, конструкции для инвалидов должны оборудоваться металлическими поручнями. Согласно СП 59.13330.2012, перила должны устанавливаться на всех изделиях, высотой более 0,45 м. Кроме того, в документе указаны следующие требования к ограждениям:
- поручни изготавливаются из металла и устанавливаются с обеих сторон наклонной площадки;
- перила должны быть круглого сечения;
- диаметр поручня – 3-5 см (оптимальный размер – 4 см);
- минимальное расстояние от гладкой стены – 4,5 см, от неровной поверхности – 6 см;
- с каждой стороны необходимо установить как минимум 2 ограждения на разной высоте;
- нижний поручень должен быть на расстоянии 70 см, верхний – 90 см (допускается высота от 85 до 92 см);
- для детей ограждения следует устанавливать на высоте 50 см;
- поручни с внутренней стороны конструкции не должны прерываться на протяжении всей длины;
- в начале и конце пандуса поручни должны быть длиннее на 30 см (допускается диапазон в 3 см) и иметь закруглённую форму;
- расстояние между поручнями – 90-100 см;
- при ширине наклонной конструкции более 3 м также необходимо установить поручень посередине;
- начало и конец конструкции должны маркироваться предупредительными полосами;
- с внешней стороны пролёта необходимо нанести рельефное обозначение этажа.
Бортики и горизонтальные площадки
Верно сконструированный и установленный пандус для людей с ОВЗ должен быть оснащен специальными ограничителями, которые имеют вид бортиков. Данное дополнение предоставит возможность больным людям безопасно передвигаться по наклонной дорожке. По ГОСТу необходимо устанавливать ограждения, имеющие размеры в высоту 5 и более сантиметров.
В местах, где пандус ограничен сплошными перилами либо близкорасположенной стеной, правила по установке бортиков не являются актуальными. Все наклонные поверхности для людей с ОВЗ оснащаются горизонтальными площадками, расположенными в начале подъема и спуска. Их минимальные габариты, согласно нормативу, равны 1,5×1,5 м.
Если наклонная дорожка слишком длинная, то есть превышает 9 метров, то ее необходимо разделить на несколько лестничных маршей так, чтобы между ними были обустроены горизонтальные площадки. Последние обязательно создаются при каждом изменении направления наклонной линии, которой пользуются инвалиды.
Если пандус создается для одного человека, то его габариты можно вычислить индивидуально. За основу для конструирования, как правило, берутся размеры инвалидной коляски.
Важные моменты
Помимо общих и основных требований СНиП и СП к наклонным конструкциям, также следует обратить внимание на следующие моменты:
- модели из металла – наиболее дешёвые, но надёжные и долговечные изделия;
- если пандус будет использоваться одним человеком (например, при въезде на лоджию на первом этаже), стоит учитывать параметры кресла-каталки (к примеру, высоту и толщину колёс, расстояние между ними и т.д.);
- чтобы предотвратить скольжение, на поверхности наклонной площадки следует установить противоскользящие накладки;
- установленная конструкция для инвалидов не должна мешать движению пешеходов или автомобильного транспорта;
- чтобы снизить уровень шума, на поверхности можно наклеить небольшую демпферную ленту.
Покрытия поверхностей
Покрытия поверхностей пандусов и поворотных площадок необходимо выполнять из материалов, препятствующих скольжению. Недопустимо наличие швов, порожков, материалов покрытия с крупной структурой, препятствующих подъему и спуску. Уклон пандуса для инвалидов, при его правильном выборе и конструктивном решении обеспечивает естественный сход осадков.
При выполнении отделки требуется сохранить нормируемую ширину пандуса для инвалидов колясочников. Для вариантов из железобетона это может быть покрытие из наливных бетонов, различные виды бетонной плитки, рельефная керамическая плитка, рулонные резиновые покрытия и т.д. Отбойники для колес (бетонные или металлические) окрашивают в яркий цвет.
Для металлических конструкций используют нескользящие рулонные резиновые покрытия и материалы из пластика. При выборе покрытий такого типа учитывается износостойкость и возможность замены при необходимости. Поверхности маршей из металлов выполняют из просечного листа, препятствующего скольжению и не требующего дополнительной отделки. Выбирая просечной лист, важно обратить внимание на жесткость.
Толщина выбирается из условий отсутствия вибраций и прогибов при движении коляски. Рельеф просечек должен обеспечивать надежное сцепление колес с плоскостью, но не препятствовать перемещению. Лист крепится к несущим элементам (балкам, выполняемым из швеллера или тавра, опорам) прочным сварным швом.
На стыках покрытий скатов и площадок из просечного листа недопустимы острые края и перепады. В местах стыков листов монтируют защитные полосы. При этом, ширина пандуса для инвалидов колясочников рассчитывается без допусков на отделочные материалы. Для удобства пользования края (начало и конец подъема) обозначаются рельефными вставками из плитки или сигнальными полосами желтого цвета.
Покрытие укладывается таким образом, чтобы обеспечить поперечный уклон плоскостей около 1% для организации стока дождевых и талых вод. На поверхностях не должно так же образовываться наледи. Для стационарных конструкций допустимо применение подогрева маршей для условий интенсивного использования.
Выбирая покрытие необходимо учитывать простоту монтажа при возможной замене или ремонте, износостойкость, стилевые и эстетические качества. Это продлит срок службы и упростит эксплуатацию.
Нестационарные решения
Нестационарные пандусы, как правило, сочетают в себе большинство вышеуказанных требований, реализуемых в виде простых устройств. Распространенное применение нестационарных типов – помещения входных зон и лестниц существующих жилых домов, подъездов. Прежде всего, это пандусы для колясок в жилых домах. В них невозможно устройство полноценного стационарного решения из-за небольших габаритов пространства, поэтому используют откидные и приставные типы.
Откидные конструкции выполняются в виде универсальных полозьев и скатов с односторонним устройством поручня. Полозья в этом случае выполняют из швеллеров, связанных между собой стальными пластинами. Такое решение используется при необходимости, а в остальное время находится в откинутом положении, не мешая пользованию лестницей в подъезде. Поручни с перилами устанавливают на высоте 65см и 90см. Откидывание скатов предусматривают от стены с поручнем в сторону лестницы. При установке учитывается ширина пандуса для инвалидов колясочников равная в осях полозьев 78см.
Стык образуемый полозьями скатов с переходными площадками выполняется без порогов и зазоров, препятствующих перемещению, а перила обеспечивать условия наличия удобной опоры при подъеме. Он жестко крепится к стене анкерными соединениями, рассчитанными на нагрузку в два раза превышающую вес инвалида в коляске. Простота монтажа позволяет закрепить без нарушения существующей отделки лестниц.
Долговечность и удобство
Прочность и долговечность зависит от надежности конструкции откидывания. Для облегчения веса и простоты откидывания полозья могут быть выполнены из алюминиевого профиля или из дерева. Расстояние между полозьями — не менее 78см (в осях). Выполненные таким образом скаты не требуют дополнительной отделки, кроме покраски. Покраску следует выполнять с учетом цветовых решений помещения, в котором он устанавливается. Он должен иметь нейтральный неброский цвет (например, серый) с сигнальными полосами желтого цвета на поверхностях в начале и конце наклонной плоскости. Они наиболее часто монтируются для колясок в жилых домах.
Важно обратить внимание на решение механизма откидывания, который обеспечивает надежность и простоту эксплуатации для всей конструкции.
Передвижные конструкции
В ряде случаев удобно использование телескопических и складных вариантов, их преимущество в изменении геометрических параметров марша при необходимости. При этом требуемая ширина пандуса для инвалидов колясочников обеспечивается без проблем.
На временных сооружениях или объектах временной инфраструктуры допускается максимальный уклон пандуса 1:12 (8%) при условии, что подъем по вертикали между площадками не превышает 0,5 м, а длина пандуса между площадками — не более 6,0 м.
На перепадах высот на путях инвалидов в помещениях применимы перекатные площадки из рифленого листа. Они выполняются стальными или алюминиевыми, с большим ресурсом по срокам эксплуатации, поэтому могут быть могут применяться в специализированных учреждениях. Рифление обеспечивает хорошее сцепление колес с поверхностью. Такие решения не требуют установки перил и ограждений, т.к. используются при незначительных перепадах высот. Они просты в монтаже и не требуют дополнительной отделки.
Для подъема колясок в автомобиль в случае необходимости использования переносного варианта. Применимы новые рулонные и приставные «аппарели». Они решены из легких алюминиевых сплавов, не требуют монтажа и могут быть использованы в различных ситуациях. Их достоинство – малый вес и возможность транспортировки на любой объект.
Аппарель и виды пандусов
Аппарели по своей сути представляют то же самое, что и пандус, то есть наклонные площадки, платформы или рампы, соединяющие две горизонтальные поверхности, находящиеся на различной высоте. Тогда как термин пандус, применяемый для детских и инвалидных колясок, зачастую относится к конструкции, состоящей из двух металлических полозьев.
Аппарелью в большинстве случаев называют одну или две широкие площадки, но принципиальной разницы между этими приспособлениями не существует. Любой из обустроенных видов данных конструкций, предназначенных для детей или инвалидов, обязан отвечать основным предписаниям ГОСТа и СНиПа РФ.
Благодаря такому соответствию, сооружения будут абсолютно безопасными для здоровья, жизни, а также имущества окружающих граждан, особенно пожилых, которые тоже относятся к маломобильным. В настоящее время существует множество вариаций пандусов и аппарелей, что позволяет подобрать подходящий для каждого конкретного здания, участка дороги или человека.
Несъемные устройства
Стационарные пандусы – фиксированные конструкции, которые обустраиваются на ступенях с максимальным учетом условий местности и архитектурных особенностей строения. Используемый для их изготовления строительный материал является очень прочным и долговечным и, как правило, достаточно тяжелым.
Данные конструкции бывают как однопролетными, так и многопролетными и обязательно должны дополняться перилами, в противном случае не будут отвечать существующим правилам. Откидные пандусы бывают при необходимости складные, в результате чего не располагаются на лестничной клетке все время.
Это жесткое приспособление поднимается вертикально с помощью специальных петель и закрепляется у стены или стандартных перил защелками. Откидной пандус, стоящий в подъезде многоквартирного здания, обеспечивает свободный проход по ступенькам лестницы и доступ к перилам всем жильцам. Подобные виды конструкций зачастую устанавливаются в общественном транспорте.
Но, к огромному сожалению, легкие и в то же время прочные модели, изготовленные из алюминия, нередко становятся приманкой для охотников за цветными металлами. Выдвижные приспособления устанавливаются в современном общественном транспорте и имеют автоматизированное управление, благодаря чему инвалидам не приходится его самостоятельно разбирать.
Съемные пологие дорожки
Раздвижные телескопические пандусы – это переносные, облегченные универсальные приспособления, созданные из двух отдельных аппарелей. Габариты и вес в разобранном и собранном состоянии для различных моделей отличаются, но все они изготовлены из прочного материала, чаще всего алюминия, имеют противоскользящее покрытие и способны выдержать 200-400 кг.
Переносной телескопический пандус для инвалидов идеально подходит для заезда в транспорт, по лестницам и прочим труднодоступным для коляски подъемам. Его можно раздвинуть на требуемую длину или, наоборот, к примеру, при преодолении порогов, пользоваться в сложенном состоянии. Средняя длина составляет 1,5 м, поэтому такое устройство компактно, но в раздвинутом виде оно достигает 3,5 м.
Рулонные (ролл) пандусы последнее время приобретают популярность, так в рабочее положение они приводятся достаточно легко. А когда в них нет потребности, их можно свернуть в рулон, максимально удобный для хранения. Они могут состоять из одной сплошной аппарели либо из двух отдельных. Такие устройства сверхпрочные, легкие и доступны для использования в любые погодные условия.
Эти конструкции собираются из отдельных модулей, ввиду чего бывают различных габаритов, которые можно изменять по необходимости. На текущий момент это наиболее простая и удобная разновидность съемных приспособлений для инвалидных колясок, которая зачастую используется при проведении публичных мероприятий.
Пандусы для порогов – достаточно небольшие сооружения, которые зачастую изготавливаются из листа металла и могут быть предназначены для конкретного порога либо делаются разборными, подходящими для нескольких незначительных возвышений. Их еще называют перекатные пандусы.
Рампы – это наиболее мобильные сооружения, предоставляющие возможность преодолевать небольшие преграды на пути. Основными их преимуществами являются компактные размеры, малый вес и нестандартное строение.
Кнопки для вызова
В некоторых случаях нет технической возможности для монтажа стационарной модели. К примеру, главное крыльцо на ремонте, а посетители попадают через дополнительный вход, где нет наклонной конструкции для инвалидов. В подобных случаях, места для входа должны оборудоваться съёмными пандусами с кнопкой для вызова. При нажатии на неё, определённый сотрудник получает сигнал, выходит и устанавливает пандус. Соответственно, после подъёма или съезда инвалида, убирает конструкцию.
Итак, кнопки для вызова должны соответствовать следующим требованиям:
- рекомендуемая высота – 85-100 см;
- минимальное расстояние от ближайшей выступающей части крыльца или лестницы (например, первой ступеньки) – 40 см;
- место для установки необходимо выбрать таким образом, чтобы инвалида можно было увидеть, не выходя из здания (к примеру, выглянув в окно);
- во избежание актов вандализма, кнопка должна находиться в защитном кожухе;
- конструкция должна маркироваться значком-пиктограммой «Инвалид» (человек на кресле-каталке);
- рабочее напряжение – 220 В.
Где можно устанавливать пандусы?
Помимо государственных учреждений, где установка подобных конструкций обязательна, эти подъемники также устанавливаются в торговых центрах, аптеках, магазинах и жилых домах. Именно установка пандуса для инвалидов в подъезде зачастую вызывает некоторые трудности.
По закону, инвалид вправе требовать установку пандуса от органов домоуправления, не заручаясь поддержкой соседей. Вне зависимости от того, согласно ли большинство жильцов на нововведения, конструкция будет установлена.
Если вы испытываете трудности с получением необходимого разрешения, можно подать индивидуальную или коллективную (другие инвалиды, мамы с грудными детьми) в ЖЭК или управляющую компанию, которая обязана установить необходимый инвентарь. В течение 30 дней вы получите письменное уведомление о рассмотрении вашей заявки, и в случае положительного решения, рампа будет установлена через несколько дней.
Основные требования к установке
Существует несколько требований, которые должны соблюдаться при установке подъемных конструкций. Именно соблюдение этих требований делает подъем и спуск инвалида безопасным.
- Площадки. Для комфортного использования стационарного подъемника рекомендуется предусматривать 2 площадки сверху и снизу рампы для совершения маневров.
- Уклон. Уровень подъема не должен быть больше 5% – это максимально разрешенный наклон. В случае если конструкция временная, допускается уклон в 8%.
- Поручни. Обязательным для каждого подъемника является наличие поручней. Особое внимание на этот пункт следует обратить при установке стационарных конструкций – спуск и подъем по ним без поручней является небезопасным!
Более полные нормы установки пандусов для инвалидов изложены в государственном стандарте, а также в СНиП.
Особенности установки в ограниченном пространстве
Обычно, отказы от установки конструкции приходят в связи с недостаточным количеством места на площадке. В таком случае, возможна установка складного или раздвижного пандуса, который не будет занимать много места.
Если же вы хотите установить рампу на улице, например, около подъезда, но требования к установке пандуса для инвалидов не будут соблюдены (слишком резкий уклон из-за недостаточного пространства около подъезда, наличие препятствий и др.), в таком случае рекомендуется устанавливать специальные подъемники. Они занимают не много места, и позволяют преодолевать высокие преграды – до 1,5 метров.
Заключение
Людям с ОВЗ недоступны многие блага. Свободное и комфортное перемещение – это самое банальное, что они могут себе позволить. Поэтому оснащение лестничных конструкций и входов в большинство зданий должны быть оборудованы пандусами и прочими приспособлениями для удобного передвижения. Не менее важным моментом является строгое следование нормам СНиПа, чтобы инвалиды могли не только беспрепятственно перемещаться, но и были в абсолютной безопасности.
- https://zen.yandex.ru/media/id/5c92d92da060d700b3d23b74/5d8b9c0bfe289100b119396a
- https://lestnitsygid.ru/statsionarnye/razmery-invalidnyh-pandusov.html
- http://lestnica-mpl.ru/ustrojstvo-pandusa-dlya-invalidov.html
- https://invalidu.com/tovary/pandusy-invalidov
- https://VolgaProekt.ru/stati/pandus-dlya-invalidov-razmery-trebovaniya-gost.html
- https://uralpodemnik.ru/info/articles/ustanovka-pandusov/