Квотирование рабочих мест для инвалидов: особенности и порядок организации, последние новости и законопроекты

Квотирование рабочих мест для инвалидов: особенности и порядок организации, последние новости и законопроекты

Квотирование рабочих мест для инвалидов: особенности и порядок организации, последние новости и законопроекты

Общее понятие квотирования

Из-за разного количества штатных единиц, которые работают на предприятиях (в соответствии с расписанием и производственной необходимостью) применять конкретные цифровые обозначения по квотируемым местам невозможно. Используемая терминология подразумевает применение некого коэффициента, который можно рассчитать исходя из величины штата.

«Расчетный коэффициент находится в интервале от 2 до 4% (в качестве минимальной и максимальной границы). Брать за основу следует лишь среднесписочную численность трудоустроенных, а незапланированную по «штатке».

Квотирование рабочих мест для инвалидов

От чего зависит количество мест для инвалидов:

  1. Среднесписочный показатель.
  2. Применяемый в регионе процентный показатель.

Приём инвалидов вменен в обязательства, но руководители не должны целенаправленно искать подобных претендентов. Это значит, что заполнить подготовленные и рассчитанные квоты для трудоустройства инвалидов разрешено по факту обращения таких лиц. При отсутствии на момент обращения подходящих мест организация просто вынуждена подготовить и предоставить их.

Реализация прав инвалидов

Основная категория работников, для которых гарантируется предоставление квоты — это инвалиды. Причем данная гарантия предоставляется им на федеральном уровне.

Соискатели могут обратиться к работодателю либо самостоятельно, либо после получения направления от центра занятости. В первом случае для подтверждения своего статуса они должны предоставить определенные документы, а именно:
трудоустройство инвалидов

  • справку медико-социальной экспертизы, в которой указывается группа инвалидности;
  • индивидуальную программу реабилитации инвалида.

Без этих документов работодателю бывает сложно определить принадлежность соискателя ко льготной категории, поэтому трудоустраивать его на квотируемую должность он не обязан. Если инвалидность подтверждена и инвалид принят в штат, порядок его оформления на работу ничем не отличается от общих случаев.

Направление от центра занятости также возможно, поскольку работодатель обязан ежемесячно предоставлять туда отчет о наличии свободных мест и выполнении квоты. В этом случае для получения направления инвалиду необходимо, прежде всего, встать на учет в качестве безработного.

Стоит учесть, что в большинстве случаев инвалидам требуется организация особых условий работы, которые соответствуют их программам реабилитации.

Также работодатель должен соблюдать и другие законодательные гарантии, предусмотренные для таких работников: установить специальное оборудование, организовать сокращенную продолжительность рабочего времени, предоставлять дополнительный бесплатный отпуск и т. п.

Положенные льготы

Принимая на работу инвалида, работодатель обязан соблюдать ряд условий. К ним относится:

  • Обустройство рабочего места таким образом, чтобы «особый» сотрудник мог выполнять свои обязанности, не испытывая при этом дискомфорта.
  • В отношении инвалидов первой и второй группы устанавливается особая продолжительность рабочей недели. Она не должна составлять более 35 часов каждую неделю. Об этом прямо говорится в 92 статье Трудового кодекса и 23 статье Федерального закона №181-ФЗ.
  • Оплачиваемый отпуск, выделяемый каждый год, для инвалидов оставляет не менее 30 дней (это на два дня дольше стандартного отпускного режима).
  • Если поступит такое заявление со стороны работника с инвалидностью, то начальник не имеет права отказывать ему в отпуске без сохранения заработной платы. Максимальное количество календарных дней таких отпусков – до 60 в год.
  • Отдельно с сотрудника с инвалидностью берется расписка в том, что он ознакомлен со своими правами относительно работы ночью, сверхурочной работы, выхода в выходные и праздничные дни. Работник-инвалид вправе отказаться вообще от подобного рода работ без потери места.

В принципе, требования не очень жесткие.

К тому же обязанностью работодателя является только создание этих самых рабочих мест для инвалидов и информирование о их наличии центра занятости. В обязанности работодателя не входит целенаправленный поиск сотрудников с такими параметрами.

Так что отсутствие работников-инвалидов на вакантных местах не будет являться нарушением законодательства. Это подтверждает и судебная практика в отношении таких вопросов.

В центр занятости населения обычно от организации поступает такая информация:

  • Сколько мест для людей с ограниченными возможностями выделено.
  • Сколько из них свободно, доступно для трудоустройства.
  • Ссылки на локальные акты, описывающие эти должности, а также сведения о том, насколько выполнена квота.

Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов будет являться в этом случае страховкой работодателя, которая минимизирует возможность несения им административной ответственности в виде штрафа.

Помимо этого приказа, в организации должен существовать локальный нормативный акт, свидетельствующий о том, что сотрудники с инвалидностью пользуются положенными льготами.

Законодательная база

Основным нормативным актом по этому вопросу выступает статья 21 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ» (последняя редакция произошла по ФЗ 11 в 2013 г.), действующая по всей территории страны. Регионы также наделяются полномочиями по введению дополнительных территориальных законов. Так в Москве действует закон о квотировании под № 90, работающий совместно с указанным выше документом.

В отсутствии региональных законов действует лишь федеральный регламент, что свойственно для небольших субъектов. Всем претендующим на трудоустройство по квоте гражданам следует всегда отслеживать наличие подобной информации по своему субъекту.

Правила, рассматриваемые в любом законе о квотировании:

  1. Правовое регулирование.
  2. Экономическая база.
  3. Организационная основа.

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Зависимость процента квоты на инвалидов от среднесписочной численности в организации:

  • при резерве от 100 человек выявляется 2-4 % от этого значения;
  • 35-100 персон — до 3 %.

Организации, которые подвергаются требованиям:

  • государственные/муниципальные;
  • частные.

Имеются лишь ограничения по предприятиям, чья деятельность основана на вредном для здоровья характере труда. Такие предприятия не вычеркиваются из списка. Для них предусмотрено лишь исключение из расчета того количества трудоустроенных, чья работа связана непосредственно с вредными факторами. То есть число мест будет высчитано с учетом оставшегося среднесписочного количества работников.

Полностью освобождаются от обязанности предоставлять места общества инвалидов, бюджет которых состоит из собственных вкладов членов организации.

«Информация Минтруда и Соцзащиты РФ от 13.05.19 года утверждает, что с 2020 по 25 годы планируется проведение эксперимента по реализации прав инвалидов, претендующих на квотируемые рабочие места».

В тексте нового законопроекта о квотировании, который создан по примеру проекта о налоге на профессиональный доход от 2018 года, для эксперимента выбраны респ. Саха и области: Воронежская, Орловская, Свердловская, Тверская. Такой отбор объясняется средними долевым порогом работников с инвалидностью в общем объеме трудящихся по перечисленным регионам.

Суть нововведений состоит в упрощении задач, поставленных перед работодателями за счет создания содействующих трудоустройству фондов. Сюда предприятия смогут вносить денежные компенсации в счет мест, которые они были должны обеспечить и им не придется тратиться на адаптационные процедуры и менять свое штатное расписание.

Квотирование рабочих мест для инвалидов

На что предполагается тратить эти компенсационные начисления:

  • контроль профессионального обучения для поиска работы или на полученном месте;
  • совершенствование рабочих мест;
  • мотивация нанимателей превышать предельную квоту по принятию инвалидов;
  • разработка стажировок для граждан без опыта;
  • поддержание уровня занятости путем создания дистанционных и надомных видов работ.

Обязательства работодателей по трудоустройству инвалидов

Законом №181-ФЗ от 24.11.1995 года регламентированы меры социальной защиты для лиц с ограниченными возможностями, одним из которых является обеспечение занятости инвалидов.

Согласно ст. 20 закона №181-ФЗ инвалидам предоставляются следующие трудовые права и гарантии:

  1. Резервирование рабочих мест для инвалидов в соответствие с профессиями, наиболее подходящими для выполнения лицами с ограниченными возможностями. Перечень профессий утвержден в приложении к Постановлению Минтруда №150 от 08.09.1993 года.
  2. Установление квоты по трудоустройству инвалидов. Работодатель обязан трудоустроить лиц с ограниченными возможностями в соответствие с установленной квотой.
  3. Обеспечение работодателями условий труда в соответствие с медицинскими показаниями инвалида, а также программой реабилитации.

Помимо трудовых гарантий, предоставляемых инвалидам работодателями, ст. 20 закона №181-ФЗ предусматривает создания для инвалидов условий для предпринимательской деятельности и обучения новым профессиям.

Полномочия регионов

Наряду с имеющимся по этому вопросу федеральным законодательством, регионы также наделяются властью для принятия дополнительных нормативных актов. Здесь вступает в действие несколько иной перечень обязательств и штрафные санкции за их неисполнение. Некоторые субъекты не желают пользоваться подобными полномочиями, поскольку на их небольшой территории имеется малое количество предприятий как таковых и отсутствует специфика по экологическим и прочим факторам, негативно влияющим на здоровье и увеличение процента граждан с инвалидностью.

Специфика применения разноуровневых законодательных актов заключается в том, что регион обязан в первую очередь опираться на принятый им самостоятельно регламент. При вынесении этой информации за пределы субъекта (при оспаривании вопросов в высших органах федерального значения) допускается применение и федеральной нормативной базы.

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Что значит вакансия по квоте для инвалидов

Понятие о квотировании следует рассматривать с разных точек зрения. Здесь подразумевается формирование вакансии и непосредственное адаптирование рабочего места. Поскольку работодатель обязан действовать, отталкиваясь от конкретных реабилитационных рекомендаций таких граждан, то изначальное оборудование подобных мест в полной мере невозможно.

«Рекомендуется заранее закладывать в свое штатное расписание квотные единицы, а в бюджет статью расходов на выплату им зарплаты».

Порядок и правила распределения квот на предприятиях

С целью обеспечения рабочими местами лиц с инвалидностью в России действует ФЗ №181-ФЗ, документ регламентирует порядок и правила распределения квот на предприятиях. В ст. 24 ФЗ №181-ФЗ для работодателя установлены определенные обязанности, связанные с данным направлением:

  1. зарезервировать рабочие места для граждан с ограниченными возможностями;
  2. обеспечить условия труда для скорейшей адаптации льготников на предприятии;
  3. подготовить необходимые внутренние документы о формировании мест для инвалидов, подготавливать и регулярно подавать отчетность в государственные учреждения;
  4. информировать центр занятости о ходе и итогах программы выделения квот на предприятии.

В ст. 21 ФЗ №181-ФЗ утвержден предельный норматив для выделения рабочих мест на предприятиях.

Квота – это минимальное количество рабочих мест или их доля для конкретной группы граждан (инвалиды, несовершеннолетние лица).

Значение показателя устанавливается в зависимости о среднесписочной численности граждан, трудящихся в организации, и формируется следующим образом:

Штатная численность работников, чел.Норматив квоты (%)

35-100 до 3,0
100 и более 2,0-4,0

Для определения количества мест для льготников при расчете среднесписочного состава трудящихся не учитываются рабочие места, где условия труда являются тяжелыми или вредными для жизни.

Также в расчет не берется штатная численность сотрудников, трудящихся в филиалах и представительствах в иной местности.

Резервировать места для инвалидов обязаны любые организации, независимо от того какая у них форма собственности. Поэтому не важно, государственное это предприятие или частное. Если штатная численность превышает 35 человек, то руководство фирмы обязаны предоставить рабочие места для льготных категорий.

Имеется ряд предприятий, освобожденных от данной обязанности:

  • незначительная численность штата;
  • общественные организации инвалидов (ООИ);
  • предприятия, созданные ООИ.

Региональные власти могут регулировать количество квотируемых мест. Так они могут оставить показатель на уровне, утвержденном в законе, или увеличить его на свое усмотрение.

Как рассчитывается квота

Следует быть внимательным при расчете, рекомендуется ориентироваться на сведения, содержащиеся в форме 4-П на начало отчетного периода. Данный вид отчетности предоставляется в Росстат с отражением сведений о численности сотрудников и их заработке.

Для определения мест по квоте применяется следующая формула:

Численность сотрудников по штатному расписанию x норматив, установленный в законодательном акте

При расчете необходимо обязательно исключить те рабочие места, которые связаны с повышенной опасностью или вредностью для человека.

Приведем пример расчета:

Штатная численность 132 единицы (вредное производство отсутствует).

Применяется норматив, установленный региональной властью.

132 ед.* 0,03 = 3,96

Следуем простым математическим путем – делаем округление, получается, что руководство компании обязано обеспечить 4 рабочих места для инвалидов.

Для выполнения программы квотирования необходимо трудоустроить лицо с ограниченными возможностями. Этот факт необходимо подтвердить документально через трудовое соглашение сроком не менее 15 дней в одном текущем месяце.

Пример расчета квоты для приема на работу инвалидов

ООО «Монолит» занимается производством и реализацией стройматериалов.

В регионе, в котором ведет деятельность «Монолит», местными властями установлена квота по трудоустройству инвалидов:

  • 3,5% – для предприятий, численность сотрудников которых превышает 100 человек;
  • 2,5% – для организаций с численностью сотрудников от 35 до 100 включительно.

«Монолит» осуществляет трудоустройство сотрудников на основании трудовых договоров, а также привлекает к работе лиц на основании договоров подряда.

Ниже в таблице представлена информация о численности сотрудников «Монолита» во 2-м полугодии 2020 года:

Отчетный период Количество сотрудников Период работы сотрудников, которые были приняты на работу/уволены в отчетном периоде
Принято в отчетном периоде Уволено в отчетном периоде Отработали полный месяц
Июль 2020 3 102 3 сотрудника были приняты на работу 15.07.2020, период работы – 17 календарных дней
Август 2020 105
Сентябрь 2020 105
Октябрь 2020 10 95 10 сотрудников были уволены 07.10.2020, период работы – 6 календарных дней
Ноябрь 2020 95
Декабрь 2020 8 95 8 сотрудников были приняты на работу 10.12.2020, период работы – 22 календарных дня

Рассчитаем среднюю численность работников «Монолита» и квоту для трудоустройства инвалидов:

Отчетный период Расчет средней численности работников Квота для приема на работу инвалидов Расчет количества инвалидов в целях выполнения квоты
Июль 2020 (102 * 31 + 3 * 17) / 31 = 103,64 3,5% 103,64 * 3,5% = 3,64 (4 человека)
Август 2020 105 * 31 / 31 = 105 3,5% 105 * 3,5% = 3,68 (4 человека)
Сентябрь 2020 105 * 30 / 30 = 105 3,5% 105 * 3,5% = 3,68 (4 человека)
Октябрь 2020 (95 * 31 + 10 * 6) / 31 = 96,94 2,5% 96,94 * 2,5% = 2,42 (3 человека)
Ноябрь 2020 95 * 30 / 30 = 95 2,5% 95 * 2,5% = 2,38 (3 человека)
Декабрь 2020 (95 * 31 + 8 * 22) / 31 = 100,68 3,5% 100,68 * 3,5% = 3,52 (4 человека)

Порядок резервирования рабочих мест для инвалидов на предприятиях

Предприятия, на которых возложены обязательства по обеспечению социальных гарантий лицам с проблемами по здоровью, обязаны соблюдать строгие правила. Они должны разработать ряд планомерных мероприятий, способствующих развитию программы.

Мероприятия

1 Определить – имеется ли у компании обязанность для бронирования мест по квотам. Для этого потребуется изучить федеральные и региональные законы и другие нормативные акты. За их несоблюдение к организации применяются внушительные штрафные санкции.
2 Рассчитать размер квотируемых мест по утвержденным нормативам. Для этого используется штатное расписание, а не фактическая численность работников.
3 Разработать и издать на предприятиях локальные акты, позволяющие вести правильную политику по успешному исполнению законов.
4 Сообщить в службу занятости для оформления учета и регистрации.
5 Закрепить обязанности за определенным сотрудником по предоставлению регулярной отчетности в центр занятости населения. За несоблюдение сроков или искажение информации могут наложить штраф, как на должностное лицо, так и на саму организацию. Поэтому необходимо выбирать ответственного сотрудника, который понимает всю ответственность и не совершит нарушение закона.

После того как были изучены соответствующие законодательные акты необходимо продолжить внедрять программу в жизнь.

Разработка локальных актов

Для выполнения требований законов на предприятиях необходимо издать следующие документы:

Положение о квотировании рабочих мест для определенной категории льготников Положение о квотировании рабочих мест для определенной категории льготников В регламенте отражаются необходимые сведения:

  • величина квоты и категория льготников;
  • правила проведения мероприятий по выбранному направлению;
  • назначить должностное лицо, ответственное за дальнейшую работу.
Приказ о выделении квоты по вакансиям Документ должен содержать определенные пункты:

  • должность, на которую может рассчитывать инвалид;
  • какие потребуется внести изменения в трудовые условия исполнения должностных обязанностей;
  • лиц, ответственных за выполнение приказа.

рабочие места на производстве

В регламенте отражаются основные принципы организации рабочего процесса на предприятии, а приказ содержит сведения о конкретных ответственных лицах. На крупных предприятиях такая обязанность возлагается на кадровую службу. Необходимо предусмотреть, кто будет оказывать дальнейшее развитие программы, если основной ответственный работник будет отсутствовать.

Составные части приказа

Документ состоит из вводной, основной и заключительной частей. Вводная часть – это шапка, как и для других приказов. Она включает в себя:

  • Реквизиты организации: полное наименование, ИНН, КПП, ОКПО и пр. Располагаются в самом верху страницы. В идеале заранее пропечатываются на стопке фирменных бланков организации.
  • Название и номер приказа. Ниже реквизитов, посередине строки.
  • Город и дату.

После вводной части идет основная. Ее содержание будет зависеть от района регистрации компании, так как в разных частях России приняты разные локальные акты о том, какой именно процент инвалидов должен работать в организации со штатом более 100 человек. В прикрепленном бланке и образце предусмотрено расположение в документе:

  • Ссылки на Федеральный закон №181-ФЗ.
  • Ссылки на Приказ Минтруда №685н от 19.11.2013 года.
  • Ссылки на региональные законы. Например, города Москвы, Ивановской области, Санкт-Петербурга. Это будет зависеть от места нахождения и функционирования организации.
  • Распоряжения установить квоту на соответствующий закону процент от среднесписочной численности сотрудников.
  • Распоряжения о выделении специальных рабочих мест с соответствующими уровню здоровья условиям труда.

Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов. Часть 1.

  • Таблицы с перечислением должностей и особенностей оборудования рабочего места.
  • Распоряжения о передаче отчета по трудоустройству инвалидов по квоте в центр занятости. Туда же предоставляются данные о вакантных должностях.
  • На кого возлагается ответственность за выполнение приказа.

Завершается приказ подписями руководителя, а также всех ответственных лиц.

Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов. Часть 2.

Стоит отметить, что прием на работу инвалидов является обязательным требованием не только для отдельных офисов либо производств, но и для филиалов компании, расположенных в разных уголках страны. На них будут распространятся нормы тех регионов, где они ведут свою деятельность.

Сведения о трудоустройстве инвалидов в Службу занятости

Работодатели, которые согласно ст. 21 закона №181-ФЗ обязаны обеспечивать трудоустройство инвалидов в пределах установленной квоты, подают в Службу занятости отчет о выполнении/невыполении квоты.

Отчет составляется на бланке установленного образца.

Срок подачи отчета устанавливается управлением органа Службы занятости в регионе. При этом периодичность предоставления отчета не может быть установлена чаще 1 раза в месяц.

Как правило, сведения о трудоустройстве инвалидов подают в ЦЗН по итогам отчетного периода, до 10-го числа месяца, следующего за отчетными.

Ответственность работодателя

Требования относительно установления квоты распространяются на все предприятия с
оформление документов
соответствующей численностью сотрудников, вне зависимости от их формы собственности. Работодатель в обязательном порядке должен предусмотреть у себя в компании необходимое количество мест, предназначенных именно для льготных работников.

Создание и закрепление этих мест происходит на основании соответствующего приказа и внесения изменений в штатное расписание. Кроме этого работодатель должен также издать локальный нормативный акт (например, Положение о квотировании) и уведомить о наличии вакансий местный центр занятости.

Если данных вакансий нет или на них приняты другие работники (не льготные), то это является нарушением и основанием для привлечения работодателя к административной ответственности. Конкретное наказание устанавливается ст. 5.42 КоАП РФ и состоит в наложении на должностное лицо штрафа в размере от 5 до 10 тыс. руб.

К этой ответственности работодатель может быть привлечен, только если не создаст необходимых мест или откажет в трудоустройстве льготникам, которые к нему обращались.

Самостоятельно же искать таких работников он не обязан, поэтому если они не обращались за трудоустройством, оснований для наказания работодателя нет.

Очевидно, что создание квотируемых рабочих мест является важной социальной гарантией для особых категорий работников. В некоторых случаях это вообще единственный для них шанс на трудоустройство, поэтому упускать эту возможность не стоит.

Штраф за невыполнение квоты по инвалидам 2019 года

КоАП России в статье 5.42. утверждает размер штрафов при нарушении прав инвалидов по вопросу трудоустройства:

  • безосновательный отказ в регистрировании инвалида в качестве претендующего на трудоустройство — от 5-ти до 10-ти тысяч руб. в отношении должностных лиц;
  • за невыполнение требований по резервированию квотных позиций, а также за отказ в приеме при установленной квоте — тот же размер.

Профессиональная реабилитация инвалидов

Заключение

Квоту для приема на работу инвалидов следует считать исполненной в конкретной компании, если все забронированные места заняты трудоустроенными гражданами с инвалидностью. Работодателей ждет административная ответственность за попирание закона, а именно за неинформирование или несвоевременное доставление сведений в госучреждения, неправомерный отказ в приеме на работу.

«Одним из аспектов в действиях работодателя выступает информационная открытость во избежание формирования мнения о дискриминации инвалидов на предприятии. Это интересно не только желающим трудоустроиться гражданам, но и надзорным органам».

Источники

  • https://ProInvalid.ru/trudoustrojstvo/kvotirovanie-rabochih-mest-dlya-invalidov
  • https://zakonguru.com/trudovoe/trudoustrojstvo/priyom/kvotiruemoe-rabochee-mesto.html
  • https://assistentus.ru/forma/prikaz-o-kvotirovanii-rabochih-mest-dlya-invalidov/
  • https://online-buhuchet.ru/kvota-dlya-priema-na-rabotu-invalidov-kak-rasschitat/
  • https://alaws.ru/kvota-dlya-priema-na-rabotu-invalidov/

Это интересно
Adblock
detector