Формы устройств детей, оставшихся без попечения
Защита детей, которые остались без родительского попечения, является обязанностью государства. Одним из ее проявления является устройство детей. Законодателем определены три формы, в рамках которых сироты и дети, лишенные родительской опеки, могут быть устроены.
Одной из таких форм является усыновление. Под усыновлением необходимо понимать принятие ребенка, признанного сиротой, в семью, где он будет считаться кровным родственником, являться носителем прав и обязанностей, вытекающих из такого принятия. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в форме усыновления, является для государства приоритетным. После прохождения процедуры усыновления, родители, принявшие ребенка, являются носителями обязанности по его воспитанию, развитию и содержанию. Существует ряд ограничений в отношении детей, которые не могут быть усыновлены.
Установление опеки и попечительства означает передачу ребенка в семью на праве воспитанника. Детям, которые не достигли 14 лет, назначается воспитатель – опекун. Попечитель назначается детям, возраст которых находится в пределах 14 – 18 лет. Лицо, принявшее на себя опеку над несовершеннолетним, наделяется практически полным спектром прав, которые были бы присущи родителю по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетнего.
Такие лица принимают на себя ответственность за действия ребенка, принятого под опеку. Обязанностью органов опеки является осуществления регулярного контроля за условиями, в которых проживает ребенок, его воспитанием и обучением. Назначение опеки может быть осуществлено с установлением ее срока или без него. Статистика показывает, что опека нередко выступает в виде промежуточной формы, используемой на пути усыновления ребенка.
Дети, которые не имеют опеки со стороны биологических родителей, могут быть устроены в приемную семью. Пребывание ребенка в приемной семье осуществляется в договорном порядке. Над ребенком, который передается на воспитание приемной семье, устанавливается опека или попечительство, в зависимости от его возраста.
Договор о передаче ребенка в приемную семью является срочным. Сторонами его заключения выступают приемные родители или родитель, а также орган опеки и попечительства. Как правило, сирот передают на воспитание приемной семьи в том случае, если усыновить или взять под опеку такого ребенка невозможно. Примером может послужить фактическое воспитание в одной приемной семье нескольких братьев и сестер. Таким образом, при помощи домашнего воспитания обеспечивается процесс развития детей, их обучения и содержания.
Данные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, имеют различные основания, среди которых судебное решение и договор, но все они направлены на удовлетворение интересов ребенка.
Основания признания детей оставшимися без попечения родителей
Перечень оснований, для признания ребенка, оставшимся без родительского попечения, регламентирован Приказом Минобра России от 2015 года № 101.
Порядок признания ребенка, оставшимся без попечения:
- Выявление факта отсутствия родительского попечения.
- Документальное подтверждение этого факта.
- Вынесение постановления районной администрации о присвоении статуса.
Основания для присвоения статуса ребенка, оставшегося без попечения матери и отца:
- оформление матерью в роддоме письменного согласия на усыновления;
- в документах ребенка отсутствуют сведения о родителях;
- суд признал, что последние 6 месяцев родители не живут с детьми без уважительных причин;
- родители признаны недееспособными (ограниченно дееспособными);
- мать или отец признаны безвестно отсутствующими;
- несовершеннолетний признан подкинутым или брошенным;
- родители отбывают наказание в местах лишения свободы;
- мать и отец проходят принудительную госпитализацию в психиатрическом стационаре;
- родители умерли или признаны умершими;
- мать и отец находятся в розыске и их местонахождения не установлено;
- суд отменил решение об усыновлении;
- отдел опеки вынес постановление об отобрании несовершеннолетнего у родителей.
Данный факт должен быть документально подтвержден в отношении матери и отца или единственного родителя.
Выявление детей оставшихся без попечения родителей
Порядок выявления ребенка, без родительского попечения устанавливается ст. 122 СК РФ.
Он включает:
- Получение сигнала от граждан, сотрудников медицинских или образовательных организаций.
- Проведение проверки в течение 3 дней с момента получения сигнала.
- Проведение обследования жилья, где проживает ребенок.
- Составление акта обследования.
- В случае подтверждения сведений, присвоение статуса.
- Направление информации о ребенке в региональный банк данных.
- В течение 30 дней, специалисты отдела опеки должны принять меры для семейного устройства выявленного ребенка.
Кто и куда должен сообщать?
Обязанностью по сообщению в районный отдел опеки о ребенке, оставшемся без родителей, наделяются все граждане (ст. 122 СК РФ).
В соответствии с законом от 1999 года № 120 дополнительные обязанности возлагаются на органы профилактики безнадзорности и беспризорности детей.
К ним относятся:
- медицинские работники;
- сотрудники образовательных учреждений;
- специалисты социальных служб;
- сотрудники полиции.
Любой гражданин, который узнал о факте отсутствия родительского попечения, должен немедленно сообщить в районный отдел опеки по месту выявления.
Действия органов опеки
Порядок действий специалистов отдела опеки установлен ст. 122 СК РФ:
- В течение 3 дней с момента получения сигнала специалисты обязаны посетить место проживания ребенка.
- В случае подтверждения информации, несовершеннолетний должен быть помещен в безопасное место (в семью родственников, центр реабилитации, центр семейного устройства).
- В течение 3 дней информация о ребенке передается в региональный банк данных.
- В течение 30 дней специалисты принимают меры по семейному устройству несовершеннолетнего.
- Если по истечение месяца отсутствует семья, готовая принять ребенка в семью, то он передается под надзор в центр содействия семейному устройству.
В 2019 году закон не предусматривает ответственность для отдела опеки в случае несвоевременного реагирования на сигнал.
Учет детей
В 2019 году учет детей ведется сразу на 3 уровнях:
- Муниципальный уровень – районный отдел опеки.
- Уровень субъекта РФ – региональный оператор.
- Уровень РФ – федеральный оператор.
Общий порядок предоставления сведений в государственный банк данных о детях-сиротах регулируется ФЗ от 2001 года № 44. Однако каждый регион самостоятельно разрабатывает административные регламенты по оказанию государственной услуги кандидатам в опекуны.
Порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Определить порядок действий, необходимый для устройства ребенка, не имеющего родительского попечения, можно исходя из формы, в рамках которой он передается на воспитание в новую семью.
При усыновлении, подразумевающим принятие детей в семью на правах кровных, потребуется прохождение судебной процедуры, результатом которой станет решение суда об усыновлении. Дата вступления решения суда в силу является день, с которого у ребенка появляются новые родители, а у родителей – круг прав и обязанностей в отношении несовершеннолетнего. Усыновление не имеет сроков, что говорит о продолжении существования взаимных прав и обязанностей, определенных законодателем среди родителей и их детей.
Установление опеки или попечительства, являющееся принятием ребенка на воспитание в семью, осуществляется на основании приказа органа опеки и попечительства. Основное предназначение такой формы устройства ребенка относится к защите прав и интересов ребенка, без порождения родительских правоотношений. Такой вид устройства является срочным. Опека прекращается с момента наступления 14-летия ребенка, а попечительство датой совершеннолетия.
Договорную основу имеет устройство детей оставшихся без попечения родителей в виде передачи на воспитание в приемные семьи. Права, возникающие у приемных родителей, не ограничиваются только полномочиями опекуна или попечителя.
Такие лица являются законными представителями несовершеннолетнего. Передача ребенка происходит на основании договора, который подписывается между приемными родителями или отдельным гражданином и органами опеки. Срок действия такого договора устанавливается соглашением обеих сторон.
Передача в семью на воспитание (усыновление, удочерение)
Наиболее и длительной и процессуально сложной формой устройства ребенка является усыновлением. Дети, являющиеся сиротами, передаются в семью в порядке усыновительной процедуры, в качестве кровного ребенка. Такая передача порождает у усыновивших весь спектр прав и обязанностей родителя, а у ребенка те права и обязанности, которые присущи родным детям.
Усыновление происходит в судебном порядке. В некоторых случаях, мнение ребенка о своем усыновлении, может быть принято судом во внимание. Судебное решение об усыновлении дает возможность новым родителям изменить личные данные ребенка: его имя, отчество, фамилию.
В большинстве случаев, процедуре усыновления предшествует опека или попечительство над ребенком.
После того, как усыновленный ребенок передан на воспитание усыновителям, орган опеки и попечительства контролируют жизнь ребенка в новой семье, при обязательном соблюдении тайны усыновления.
Такие проверки осуществляются по истечении 6 месяцев, со дня передачи ребенка, через год и на протяжении последующих двух лет, по одному разу в год. При наличии необходимости, такие обследования могут быть продолжены.
Особенности усыновления или удочерения
Исследователи оставляют приоритет именно за этой формой устройства семьи, поскольку она предполагает прием ребенка в качестве полноценного члена с получением соответствующих прав и обязанностей. Приемные родители становятся ответственными за дальнейшую жизнь и развитие усыновленного ребенка.
Данный способ связан со следующими преимуществами:
- возможностью для ребенка расти полноправным членом семьи;
- сохранение для усыновленного родственных уз и прав наследования после 18 лет;
- шанс на принятие фамилии усыновителя, а также смены других личных данных.
К недостаткам относят более жесткие требования к усыновителям по всем параметрам. Отмечен долгий срок оформления документов, так как решение регулируется гражданским судом. Приемные родители не вправе рассчитывать на поддержку со стороны власти. Исключением является послеродовой отпуск и пособие по уходу после усыновления младенца. Кроме того, усыновление не распространяется на всех детей, лишенных родительской опеки.
Передача в организацию для детей-сирот
Формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения, включают в себя их помещение в организации, предусмотренные для детей сирот. В качестве таких организаций могут выступать образовательные, медицинские, социальные и некоммерческие организации, форма деятельности которых соответствует цели размещения и воспитания сирот и детей, не имеющих родительского попечения.
Контроль за условиями пребывания несовершеннолетних детей, равно как и процедура их помещения в такие учреждения, возложена на органы опеки и попечительства.
Передача ребенка в организацию, предусмотренную для воспитания сирот, не требует установления опеки или попечительства в отношении ребенка. Она характеризуется критерием срочности, что говорит о завершении пребывания ребенка в учреждении с момента совершеннолетия.
Опека и попечительство
Обе формы семейного устройства предполагают переход ребенка в качестве воспитанника. Разница между определениями заключается в возрасте. Опека распространяется на сирот до 14 лет. Попечительство затрагивает подростков 14-18 лет. Данный способ заботы предполагает решение задач воспитания, обучения и проживания, а также принятие высокой доли ответственности. Однако контроль процесса сохраняется и за органами опеки.
Опека иногда устанавливается на определенный срок или бывает бессрочной. Данная форма часто бывает промежуточной перед усыновлением.
Она связана со следующими достоинствами:
- процесс оформления документов занимает меньше времени, поскольку за решение ответственны главы местного самоуправления;
- опекун вправе рассчитывать на пособие и другую государственную поддержку в период заботы о ребенке, что позволяет лучше организовать его жизнь;
- ребенок вправе рассчитывать на получение отдельного жилья после наступления совершеннолетия;
- менее жесткие требования.
Однако в таких условиях воспитанник не сможет ощущать себя полным членом семьи. Взрослые должны быть готовы, что в вопросы ухода за ребенком могут вмешаться органы опеки. Кроме того, данные об опекунстве не хранятся в секрете. Поэтому ребенок может поддерживать связь с кровными родственниками или быть усыновленным другими людьми. Также опекунство затрудняет смену фамилии и делает невозможным корректировку имени, отчества или даты рождения.
Преимущества и требования к приемной семье
Такая форма предполагает проживание ребенка в семье, члены которой заключили договор с представителями органов опеки, что представляют собой альтернативу детскому дому. К этому методу прибегают в отношении детей, не обладающих нужным юридическим статусом или которым не удалось найти взрослых, которые стали бы опекунами или усыновителями.
Срок проживания в приемной семье определяется договором. Причем одна семья может воспитывать таким путем до 8 детей. Взрослые могут рассчитывать на зарплату и прибавку к трудовому стажу. Хотя ответственность ограничена, она по-прежнему остается достаточно высокой.
Достоинствами приемной семьи считаются:
- шанс на обеспечение лучших условий проживания для мальчика или девочки, для которого не доступны иные формы проживания в семье;
- менее строгие требования;
- финансовая государственная помощь во многих сферах жизни;
- предоставление льгот для членов приёмной семьи;
- предоставление жилья ребенку по достижению совершеннолетия.
При этом приёмным родителям предстоит чаще отчитываться перед органами опеки. Это затрагивает воспитательный процесс и расходование выделенных денег. Процесс связан со сложностями в оформлении документов, поскольку требуется составить договор на передачу ребенка, а также трудовое соглашение.
Если воспитуемый ранее проживал в другом городе или регионе, возникнут дополнительные сложности в финансировании, так как за выплаты отвечают власти на местах. Так как ребенок не становится частью семьи в полной мере, он вправе поддерживать связь с кровными родителями и родственниками, что может сказаться на авторитете приемной семьи и качестве воспитательных мер.
Особенности патроната
Данная форма также рассчитана на детей, которые не переданы под опеку или усыновлены из-за юридического статуса. Разница заключается в том, что воспитатели становятся сотрудниками Уполномоченной службы по патронату в договоре. Перед этим кандидаты проходят специальную подготовку. Эта форма также может быть переходной к другим способам заботы с большей ответственностью со стороны родителей.
Срок патронажа зависит от различных факторов, поэтому может отличаться в зависимости от ситуации. Контроль содержания ребенка здесь возлагается на патронатных воспитателей, Уполномоченную службу, кровных родителей и органы опеки.
Плюсами такой формы семейного устройства считаются:
- улучшение условий проживания детей, которые ввиду юридического статуса могут оказаться в детдоме;
- менее жесткие требования по сравнению с усыновлением, но строже, чем опека;
- выплата средств на содержание и транспортные расходы ребенка;
- выдача жилья совершеннолетнему воспитуемому;
- переход ответственности на уполномоченную службу в некоторых сферах жизни ребенка;
- содействие нескольких структур в воспитании и решении сложных проблем;
- финансовая помощь в обеспечении достойных условий проживания.
Минусами патронажа является ограниченно распространение, затрагивающее лишь отдельные регионы страны. Со стороны родителей ожидается строгая отчетность перед несколькими службами, также ответственными за благополучие ребенка. При этом воспитуемый может быть изъят из патронажной семьи в любой момент. Обязательным считается общение ребенка с родственниками. Эти контакты строго регулируются регламентом.
Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Правомочия органов опеки и попечительства
Данной проблеме семейных правоотношений в СК РФ посвящен специальный раздел, в котором предусмотрено правовое регулирование таких важных вопросов, как выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 121 — 123 СК РФ), усыновление (удочерение) детей (ст. 124—144 СК РФ), опека и попечительство над детьми (ст. 145—150 СК РФ), приемная семья (ст. 151-155 СК РФ).
Законодатель в целях защиты прав и интересов детей, оставшихся в силу тех или иных причин без попечения родителей, возлагает на органы опеки и попечительства решение вопросов, связанных с содержанием и воспитанием детей. Эти органы обязаны выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, брать их на соответствующий учет и, исходя из конкретных обстоятельств, избирать форму устройства жизни детей и осуществлять, необходимый контроль за их содержанием, воспитанием и образованием. В качестве органов опеки и попечительства выступают органы местного самоуправления (ст. 121 СК РФ).
Согласно ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности — в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).
Усыновление (удочерение)
Усыновление (удочерение) — юридический акт, в силу которого между усыновленным ребенком и его усыновителем устанавливаются правовые (личные и имущественные) отношения, аналогичные отношениям между родителями и детьми.
Усыновление (удочерение) — это приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, которая допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.
Усыновление братьев и сестер разными лицами запрещается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории России, либо на усыновление родственникам детей (независимо от гражданства и места жительства этих родственников).
Усыновление (удочерение) производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка. Рассматриваются такие дела судом в порядке особого производства с обязательным участием усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора. Для усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам ребенка. При этом должны быть указаны сведения о факте личного общения усыновителей с ребенком.
На основании судебного решения, вступившего в законную силу, усыновление (удочерение) ребенка подлежит государственной регистрации в органах загса.
В качестве усыновителей не могут выступать:
- лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
- супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
- лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;
- лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
- бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;
- лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;
- лица, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители;
- лица, не имеющие постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;
- лица, имеющие на момент усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.
Для усыновления (удочерения) ребенка необходимо согласие его родителей, а если они отсутствуют, то согласие органов опеки и попечительства. Согласие родителей должно быть выражено в письменной форме и удостоверено в нотариальном учреждении или руководителем учреждения, в котором содержится ребенок, или органом опеки и попечительства. Оно может быть также засвидетельствовано непосредственно в суде при производстве усыновления.
Вместе с тем согласие родителей на усыновление (удочерение) их ребенка не требуется, если родители признаны судом безвестно отсутствующими, недееспособными, лишенными родительских прав или в связи с другими важными обстоятельствами, например, если суд установил, что родители более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.
Если ребенок находится под опекой (попечительством), в приемной семье или в воспитательном, лечебном либо в другом учреждении социальной защиты, то на его усыновление (удочерение) требуется согласие в письменной форме соответственно опекуна (попечителя), родителей приемной семьи, руководителей указанных учреждений.
При усыновлении (удочерении) ребенка одним из супругов требуется согласие другого супруга, за исключением случаев, когда супруги прекратили семейные отношения, или не проживают совместно более года, или неизвестно место жительства другого супруга. Для усыновления (удочерения) ребенка, достигшего десятилетнего возраста, также требуется его согласие. Однако такого согласия может и не потребоваться, если ребенок уже проживает в семье усыновителя и считает его своим родителем.
При усыновлении (удочерении) ребенка в принципе сохраняется его имя, отчество и фамилия. Однако закон предусматривает возможность присвоения ребенку фамилии и отчества усыновителя, а также имени, которое назовет сам усыновитель.
Изменение фамилии, имени и отчества усыновленному ребенку, достигшему возраста десяти лет, допускается только с его согласия. Все изменения должны быть отражены в решении суда (ст. 134 С К РФ). В целях обеспечения тайны усыновления законом предусматривается возможность изменения в судебном порядке даты и места рождения усыновленного ребенка и записи усыновите- лей в качестве родителей в книге записей рождений. Усыновленные (удочеренные) дети в правовых вопросах полностью приравниваются к родным детям.
При наличии достаточных оснований Семейный кодекс РФ предусматривает возможность отмены усыновления. Этот вопрос решается также в судебном порядке и влечет за собой соответствующие правовые последствия как для ребенка, его родителей и родственников, так и для усыновителей и родственников (ст. 141 — 144 СК РФ). 16.4.5.
Опека и попечительство
Опека и попечительство — правовые формы защиты личных и имущественных интересов граждан, нуждающихся в этом. Опека или попечительство над детьми устанавливаются в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (ст. 145 СКРФ).
Опека может иметь место только в отношении детей, не достигших возраста 14 лет; попечительство — в отношении детей в возрасте от 14 до 18 лет. Порядок установления и прекращения опеки и попечительства над детьми регулируется Гражданским кодексом РФ (ст. 31-40 ГК РФ).
В качестве опекунов (попечителей) детей могут выступать только совершеннолетние дееспособные лица, давшие на это свое согласие и имеющие нравственные и другие личные качества и способности, необходимые для содержания, воспитания и образования ребенка. Опеку или попечительство назначает орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка или по месту жительства опекуна (попечителя).
Указанные формы защиты детей не лишают ребенка предоставленных ему законом прав, в том числе права на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособие и другие социальные выплаты, права собственности на жилье, помещение или получение его и др.
Опекуны (попечители) в свою очередь имеют право и обязаны воспитывать ребенка, создавать ему необходимые условия, заботиться о его здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии. 16.4.6.
Приемная семья
Приемная семья — вид защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Она образуется на основании договора между органом опеки и попечительства и супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью.
Договор заключается на определенный срок. В нем должны быть оговорены условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности приемных родителей, органов опеки и попечительства, размер оплаты труда приемных родителей и соответствующие льготы, предусмотренные нормативными актами о приемной семье.
Требования к приемным родителям такие же, как и к опекунам (попечителям). Подбор приемных родителей осуществляют органы опеки и попечительства. На воспитание в приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей. Разъединение братьев и сестер, как правило, не допускается. При передаче ребенка учитывается его мнение, а если ребенок достиг возраста 10 лет, то требуется и его согласие.
Дети, переданные в приемную семью, обладают всеми правами, предусмотренными ст. 55—57 СК РФ. Семейный кодекс РФ предусматривает возможность досрочного расторжения договора о передаче ребенка на воспитание в семью (п. 2 ст. 152 СК РФ).
- https://advokat-malov.ru/opeka-i-usynovlenie/formy-ustrojstva-detej-bez-popecheniya-roditelej.html
- https://SocPrav.ru/vyyavlenie-i-ustroystvo-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley
- https://homeurist.com/semya/zakony/formy-semejnogo-ustrojstva-rebenka.html
- https://lawbook.online/gosudarstva-prava-teoriya/1643-vospitanie-detey-ostavshihsya-bez-12295.html