Доступная среда для инвалидов: требования к помещениям и оборудованию для проекта

Доступная среда для инвалидов: требования к помещениям и оборудованию для проекта

Доступная среда для инвалидов: требования к помещениям и оборудованию для проекта

Предназначение программы

Проект под названием «Доступная среда» осуществляет целый комплекс мероприятий для помощи инвалидам. Специально разработана дорожная карта. Она заключается в оборудовании специальных объектов для облегчения жизнедеятельности маломобильных граждан. Эти установки, площадки и приспособления помогают лучше ориентироваться на улицах и в зданиях, позволяют инвалидам полноценно участвовать в общественной жизни.

Задачами государственной программы являются:

  • разработка новейших технологий для инвалидов;
  • оснащение медицинских, санаторных и образовательных учреждений современными техническими средствами для реабилитации;
  • обеспечение большего количества детей с инвалидностью местами для образования (как дошкольного и начального, так и среднего);
  • повышение количества теле- и радиопередач, а также спортивных объектов, туристических мест для маломобильных людей;
  • как разработка, так и внедрение нормативных актов, которые создаются с учётом доступности объектов для людей с физическими недостатками;
  • создание механизма стимулирования любых организаций (как государственного, так и частного сектора) по активизации их деятельности в области обеспечения доступности объектов социального назначения при посещении их инвалидами;
  • внедрение общих принципов дизайна при внедрении любых программ, разработке оборудования, а также при приспосабливании инфраструктур под нужды инвалидов.

Первый срок реализации данной программы был осуществлён ещё в период с 2011 до 2012 года. Затем следующие его этапы производились в 2015 и 2019 годах. Четвёртый этап начнёт осуществляться в 2019 году. Его окончание планируется к 2020 году.

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы

Программа “Доступная среда” была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач:

  • оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
  • модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
  • обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

В Государственную программу входят следующие подпрограммы:

  1. Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
  2. Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.

Что такое доступная среда для маломобильного человека

Доступная среда для инвалидов предоставляет множество возможностей при реабилитации и полноценном проживании людей, у которых ограниченные функции. Программа формирования таких мер даёт инвалидам возможность ездить на общественном транспорте и без особых препятствий передвигаться по городу. Это становится возможным, благодаря наличию различных подъемников и других устройств. В технологическую часть «Доступной среды» входит установка информаторов, извещателей, абонентских устройств, кнопок для вызова.

Программа обеспечивает маломобильных граждан необходимыми для жизни объектами. Для этого предусматриваются гранты, получение которых предполагает регулярные отчёты по выполнению строительства или внедрению программы.

Подъемное устройство для инвалидов
Разработчики не останавливаются на создании только одного устройства. Они стараются помочь инвалидам всех категорий: слабовидящим и плохо слышащим, а также гражданам с нарушенной двигательной функцией

Суть Федеральной программы

Организация безбарьерной среды для инвалидов — проект, проработанный органами власти, первоочередная цель которого в защите, поддержке слоев общества, если они в силу любых причин ограничены в действиях.

Это меры, поддерживаемые государством в момент реализации программы как на федеральном, так и на областном уровне. Они оказывают помощь в реабилитации больных. Внимание уделяется людям, которые относятся к малоподвижной группе. Необходимость помощи им обусловлена множеством различных причин.

Государственная программа была первоначально утверждена осенью 2008 года после документа, исходящего от Правительства РФ. Это стало очередным подтверждением: в стране готовы бороться за права инвалидов. Общество волнует предоставление доступа инвалидов к государственным услугам, обслуживанию в клиниках, иным услугам, которые для простых граждан привычны, поскольку у них отсутствуют проблемы, связанные со сложностью их получения. Первоначально организацию доступной среды для инвалидов запланировали на минимальный срок, однако положительное отношение граждан к ней доказало необходимость продолжения.

Доступная безбарьерная среда для инвалидов

Цели Программы

формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов наравне с другими людьми – к физическому окружению, транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Задачи Программы

  • разработка и внедрение нормативно-правовых документов с учетом принципов формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
  • разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан;
  • внедрение принципа «универсального дизайна» в техническом регулировании в области разработки и внедрения оборудования, программ услуг, а также объектов транспортной и социальной инфраструктур;
  • повышение объема телевизионных и радиопередач, спортивных, рекреационных и туристических объектов, доступных для инвалидов;
  • повышение количества детей-инвалидов, включенных в систему обязательного начального и среднего образования;
  • увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы;
  • внедрение новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (вспомогательных/ассистивных средств и услуг);
  • оснащение современной техникой, в том числе реабилитационной ряда федеральных образовательных и санаторно-курортных учреждений для проведения реабилитационных мероприятий инвалидов.

Создание доступной среды для инвалидов

На федеральном, областном уровне органы управления обязаны проводить целый список важных действий в рамках действующей федеральной программы. Важно повышать действующее значение установленных показателей. Должны быть доступны для всех инвалидов услуги и объекты в любой сфере деятельности. Четкие временные границы, конкретный порядок разработки данных мер законодательно утверждены нормативно-правовыми актами, вступившими в законную силу относительно недавно, в 2016 году. Регионы также с 2016 года самостоятельно реализуют на своих территориях требования всех ФЗ и иных законов в рамках проекта.

Губернатор каждого региона лично контролирует все действия, происходящие в рамках данной программы. Именно он задает верный вектор развития в данном вопросе. Граждане, нуждающиеся в поддержке — всегда могут рассчитывать на ее получение в минимальный срок.

Недавно заместитель председателя Комитета ГД РФ по труду и социальной политике отметил: » Благодаря реализации проекта почти сразу удалось четко определить нюансы комплексного подхода. В каждом городе уже прописан план мероприятий на ближайшее будущее до 2020 года».

Доступная безбарьерная среда для инвалидов

Развитие инфраструктуры

В одном из столичных законов, касающегося доступности для инвалидов объектов для социализации, отмечается: каждый обязательно должен быть оснащен оборудованием:

  • информация в наглядном, звуковом формате,
  • указатели, расположенные вблизи зданий, которые ремонтируются или строятся,
  • сигнализация на каждом действующем светофоре,
  • средства связи, удобные в использовании для всех инвалидов. Ими в обязательном порядке до 2020 года во избежание штрафных санкций должны быть оборудованы все объекты.
  • комнаты санитарно-гигиенического типа,
  • пандусы,
  • специальные указатели для движения в облагороженных парках, иных рекреационных зонах.

На сколько в Вашем городе реализована программа “Доступная среда”?

  • Не вижу реализации данной программы
  • На 10%-30%
  • На 40%-60%
  • На 70%-100%

В 2017 году Федеральный закон, касающийся защиты интересов инвалидов, был дополнен обязанностью всех компаний оказывать услуги населению. Он стали обязаны проводить подробные инструктажи работникам, которые заняты абсолютно любой деятельностью с людьми с ограниченными возможностями, в части вопросов полного обеспечения социальной среды для всех людей.

Подпрограммы «Доступной среды»

Серьезные задачи разделены для быстрого их достижения на маленькие сегменты в целях конкретизации и детализации их воплощения.

Начиная с 2017 года, выделяются интересные подпрограммы:

  1. Усовершенствование действующего процесса по предоставлению государственных услуг.
  2. Повышение существующего уровня адаптации граждан. Как пример, это принятие новых законодательных актов.
  3. Совершенствование предоставления услуг в клиниках. Как пример, выработка дополнительных объективных критериев, используемых при проведении медицинской экспертизы.

Доступная безбарьерная среда для инвалидов

Закон о доступной среде для инвалидов

Внедрение инноваций началось давно. Согласно принятой Конвенции ООН, посвященной правам инвалидов, люди, у которых ограниченные с рождения возможности представляют собой самостоятельных личностей, имеющих по ФЗ России право на участие в любой сфере жизни. Государство по условиям документов обязано обеспечить формирование открытого доступа ко всем необходимым услугам, объектам.


Олег Смолин, занимающий пост одного из председателей Комитета ГД РФ в сфере образования подчеркнул: «Согласно положениям государственной программы число инвалидов, работающих в различных фирмах в разрезе общего количества инвалидов трудоспособного возраста через два года в стране должно быть на отметке в 40 % , а впоследствии и вовсе переступить отметку в 50%».

Обустройство сооружений имеет не один десяток нюансов. Серьезное внимание должно уделяться вопросу качества используемых при строительстве материалов и безопасности конструкций. Во время возведения построек важно учитывать государственные стандарты, своды правил и правила безопасности, касающиеся вопросов использования платформ нового типа для людей с ограниченными возможностями.

Реализация программы

Подробная проработка наравне с реализацией широкого комплекса мероприятий, касающихся выполнения условий формирования в стране безбарьерной для общества атмосферы – дело не одной недели, а возможно нескольких лет. Объединяются ресурс из смежных разных сфер. Поэтому государство вводит на это время привычный период переходного типа.

Доступная безбарьерная среда для инвалидов

Проект реализации состоит из конкретного количества мероприятий по созданию комфортной среды, обеспечения каждому желающему беспрепятственного доступа к необходимым услугам.

Цель, которую стремится достигнуть вся страна – комфорт.

На этапе проработки комфортной среды для проживания используются ориентиры. Государство предлагает разнообразные изменения, смежные тем или иным образом с основным вопросом помощи инвалидам:

  1. В документы, закрепляющие процесс реализации избирательных гражданских прав введено дополнительное требование, распространяющееся на специально предназначенное для голосования оборудование в зданиях, чтобы участники отдавали голос в комфортной для себя среде.
  2. В законы, которые регламентируют перевозки по стране, дополнительно внесены изменения.

Доступная безбарьерная среда для инвалидов

Правила, обеспечивающие доступность жилья для инвалидов

Согласно федеральному закону, подписан приказ, в котором предписывается выполнение мер, обеспечивающих доступность придомового пространства для всех инвалидов. Предусматривается возможность переоборудования всех помещений (как личного, так и общего пользования) в многоквартирных постройках. Эти нормы включают в том числе и следующие требования:

  • Поверхность ступеней на территории всего дома, где прописан инвалид, должны выполняться с шероховатым покрытием.
  • На навесе крыльца должно находиться ограждение, спасающее от дождя или снега. Кроме того, на нём необходимо наличие стоков. На крыльце должно также присутствовать электроосвещение.
  • Кроме ступеней, у подъездов домов должны сооружаться боковые пандусы. Дополняется крыльцо непрерывными ограждениями с двух сторон. Нижнюю, а также верхнюю ступеньку необходимо выделять фактурой или же цветом.
  • Входная дверь в подъезд должна иметь табличку с указанием номера дома и квартир. Рядом должна находиться другая табличка, включающая ту же информацию, однако она должна быть оформлена шрифтом Брайля.

Если перед подъездом имеется одиночная ступенька, то в смету необходимо включить её замену пандусом, а в случае двух и более лесенок сооружение такого бокового приспособления. Во дворах должны стоять тактильные дорожные указатели. Перед подъездом делают место для разворота кресел-колясок.

В постановлении также имеются требования к жилым помещениям, где проживают граждане с ограниченными возможностями. В их перечень входят:

  • жилая комната;
  • санузел совмещённый;
  • коридор (не меньше четырёх квадратных метров).

Дверные проёмы должны иметь съёмные пандусы. Отдельно оговариваются размеры всех дверей, санузла и площадки в подъезде. Для любого переоборудования необходим официальный документ – паспорт.

Существуют также некоторые требования по проектированию зданий для реабилитации, воспитания и образования детей-инвалидов. Главными принципами являются:

  • создание небольших по объёму классов или групп для появления возможности уделить больше внимания каждому ребёнку;
  • подготовка учебных мест с учётом характера недостатков детей;
  • применение новых методов и технических средств для обучения;
  • включение в здание медицинского оборудования для реабилитации.

Классы для школьников оборудуются специальными одноместными столами.

Кроме того, в кабинетах предусмотрена и игровая зона, где проводят паузы во время занятий и между уроками. Спальни в домах для детей-инвалидов проектируются отдельно для девочек и мальчиков. В таких заведениях имеются раздевалки, санузлы, комнаты для стирки и индивидуальных занятий, кладовки.

Территория школьных учреждений и ДОУ должна располагаться на озеленённых участках (возможно, в пригородной зоне). Расстояние от промышленных предприятий, оживлённых дорог и железнодорожных путей не должно быть менее 3000 метров. Вечером данные участки должны хорошо освещаться. На территории заведения устанавливается стоянка, как минимум для шести автомобилей. Все участки имеют ограждения в высоту до двух метров, около которых высажены кустарники.

Доступная среда для детей-инвалидов в школе
На территории школ и детских садов размещаются различные площадки: игровые, бассейн, для физкультурных, реабилитационных и гимнастических занятий и многое другое

Приспособления для инвалидов в гос. учреждениях

Со времен Сочинской олимпиады прошло не так много времени, и общество успело заметить, что инвалиды могут быть сильными и мужественными. Каждый день для большинства из них – сражение обычных человеческих желаний с ограниченными возможностями. Для адаптации к потребностям МГН разработан инструментарий, доступный для использования и в здании старой планировки, и в новостройках. Изготавливается индивидуально, ориентирован на слабослышащих, незрячих или спинальников с характеристиками малой мобильности, разрешен для гос. учреждений.


Условно все приспособления можно разделить так:

  • Системы информирования.
  • Тактильные знаки.
  • Вспомогательные средства — техника и комплектующие.
  • Запоры. Котельные и бойлерные закрывают на запор и вешают предупреждение. Ведь бывают и такие, внешне здоровые, но со специфическими диагнозами: так и норовят куда-нибудь залезть.

доступная среда

Все приспособления имеют гигиенические сертификаты и могут использоваться в учреждениях для инвалидов.

Около пяти процентов полезной площади в спроектированных для нужд общества помещениях (кафе, поликлиники, различные службы) по закону доступны для инвалидов. В многоэтажках — места отдыха для МГН: скамейка, диванчик в поликлинике, кресло в приемной чиновника. Какой будет зона для инвалида, регламентируется сводом правил (далее СП). Учитываются мобильность и заболевания посетителя, инвалиды располагаются по принципу: видно, слышно, комфортно.


Можно книгу почитать, спектакль посмотреть, пиццу заказать. Все зависит от того, где инвалид планирует быть. На практике инвалидам приходится убеждать всех, что они не представляют проблемы. А о подготовленных по спец программам помощниках пока приходится только мечтать.

Заведения могут предложить только столики или персональные ряды для инвалидов в радиусе 40 метров от выхода. Предусмотрен запасной путь отхода для МГН и колясочников. Чтобы сохранить мобильность, больше трех инвалидных колясок среди кресел рядом не ставят. Незрячие или инвалиды с дефектами слуха занимают места в 10 метрах от сцены. Рядом должен находиться сопровождающий переводчик.

 

Доступная среда для детей инвалидов в школе

Школы и сады в большинстве проектировались лет 40-50 назад. Потребности подрастающего поколения на инклюзии не учитывались. Поэтому доступность для них предполагает модернизацию: входов, лестниц, школьной территории. Переоборудование туалетов, пандусы на входе — только начало. Системы оповещения, «доводчик» на входе, перила с округлыми краями. «Доступная среда» в школе — это материалы и оборудование: нескользкие панели, шероховатая плитка под ногами, навигационные системы, звуковые и световые маяки, тактильные таблички.

Стандарты предполагают:

  • В школьных туалетах рядом с унитазом для инвалида нужна тревожная кнопка.
  • В идеале — лифт, как вариант мобильный подъемник.
  • Рядом с инклюзивами сенсорные комнаты. Психологи и другие специалисты, работающие с особенными детьми, обязаны использовать песочную, свето- и цветотерапию, другие методики коррекции, влияющие на сенсорику. Школа сможет не только учить, но и лечить душу ребенка.
  • Дооборудование школ и садов мягкими игровыми наборами, сухими бассейнами с яркими шариками или поролоновыми кубиками, фиброоптическими системами, звуковым и музыкальным оборудованием необходимо.
  • Для детей с нарушениями нужна мобильная или бескаркасная мебель, имеющая разрешения и гигиенические сертификаты, принтеры с печатью брайля, другие адаптационные устройства для компьютерной техники.
  • По персональной программе — занятия в бассейнах или на тренажерах, в общих залах для лечебной физкультуры.

доступная среда

Дети должны развиваться. Пример тому — теоретик физики С. Хокинг. А гениальность создает радость от успеха, общения и чувства востребованности у ребенка-инвалида.

Этапы и сроки реализации программы “Доступная среда”

I этап: 2011 – 2012 годы;
II этап: 2013 – 2015 годы;
III этап: 2016 – 2018 годы;
IV этап: 2019 – 2020 годы;
V этап: 2021 – 2025 годы

Документы по доступной среде

Конвенция по правам инвалидов декларирует стремление государства к защите лиц с инвалидностью и МГН. К мировым соглашениям Россия присоединилась с 2014 года.

Доступная безбарьерная среда для инвалидов

Кодексы, архитектурные правила, постановления властей и строительные нормы призывают создавать достойные условия жизни этим гражданам. За ненадлежащее исполнение на гос. чиновников налагаются штрафы, и немалые. И на всех, причастных к процессу.

Итоги

По данным статистики, около 9 % жителей России — инвалиды, треть из них молодые люди. Работу нашли только 800 тысяч, а чувствуют себя в безопасности на улицах и того меньше. «Доступная среда» для них — настоящее спасение. Когда есть слишком много свободного времени, можно посетить театр, кино или выставку. Встретиться с такими же, как сам, в кафе и торговом центре. Проехать в коляске по парку или по городу в адаптированном автобусе.

Их жизнь могла бы быть ярче и насыщенней. И последнее. Инвалид умеет думать, способен чувствовать. Многие из них ощущают себя затворниками, заключенными в четырех стенах. Инвалиды хотят находиться в социуме. У всех категорий инвалидов есть право быть услышанными, вне зависимости от достижений и способностей: инвалиду важны взаимоотношения с окружающим миром.

Источники

  • https://invalidu.com/prava/proekt-dostupnaya-sreda-invalidov
  • https://bezpregrad.com/dossreda.html
  • https://ProInvalid.ru/informatsiya/dostupnaya-bezbarernaya-sreda-dlya-invalidov
  • https://ProInvalid.ru/dokumenty/dostupnaya-sreda

Это интересно
Adblock
detector