Арт-терапия упражнения и техники, польза в работе с детьми и взрослыми

Арт-терапия упражнения и техники, польза в работе с детьми и взрослыми

Арт-терапия упражнения и техники, польза в работе с детьми и взрослыми

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия – это разновидность психокоррекционной и психотерапевтической помощи, основанная на использовании изобразительного искусства с целью улучшения психоэмоционального состояния человека. Также данный метод может применяться в диагностике психических состояний и особенностей психики личности в целом. Дословно «Арт-терапия» переводится как лечение искусством.

Целью этого терапевтического воздействия является гармонизация и приведение в норму психического состояния отдельного индивида или группы средствами продуктивного самовыражения.

Сеанс арт-терапии используется при:

  • Длительном стрессогенном воздействии.
  • Депрессии.
  • Эмоциональной лабильности.
  • Пониженном настроении.
  • Проявлениях немотивированной агрессии.
  • Социальной депривации.
  • Межличностных конфликтах.
  • Повышенной тревожности.
  • Неприятностях семейного плана.
  • Страхах, фобиях.
  • Сниженной самооценке.

Но не стоит доводить свое психическое состояние до крайней точки. Арт-терапию можно использовать и как метод профилактики.

Изобретателем арт-терапии считается художник Адриан Хилл. Именно он в 1938 году, работая с больными туберкулезом, применил данный метод, что значительно снизило у них проявление астенического синдрома. Позже данный вид терапии применялся американскими психологами при работе с беженцами в годы Второй мировой войны как средство нивелирования посттравматического синдрома.

По представлениям ведущих психологов, таких как З. Фрейд и К. Юнг, конечный продукт процесса арт-терапии отражает скрытые процессы психики человека.

На современном этапе это один из самых распространенных и простых методов терапии, который доступен даже людям без психологического образования.

Плюсы и минусы использования арт-терапии

Использование арт-терапии имеет множество преимуществ по сравнению с другими методами. Во-первых – это легкость использования, доступная каждому человеку, независимо от его возраста, пола, уровня творческих способностей, то есть почти не имеет противопоказаний.

Следующим преимуществом является то, что арт-терапия является невербальным методом, а поэтому особо ценна для интровертов, или людей, имеющих сложности с  выражением собственные переживаний.

При использовании на психотерапевтическом сеансе данная разновидность психологической помощи значительно улучшает уровень контакта специалиста с клиентом. Тем самым она формирует поле для продуктивного взаимодействия.

Как ни крути, а человек  часто ставит себе различные психологические блоки, которые мешают познанию собственной личности. Именно этот метод дает уникальную возможность «обойти» эти рамки сознания и заглянуть в самую суть своего существа, не стесняясь скрытых черт и желаний.

Большинство видов арт-терапии порождают некий продукт деятельности, это дает возможность проследить динамику психокоррекционного процесса.

Данный вид  также обладает способностью мобилизовать творческие силы индивида, тем самым даря положительный эмоциональный заряд.

Как и в любом методе психологического воздействия существуют и отрицательные стороны данной психотерапевтической помощи. В основном они базируются на нежелании человека воспринять результат диагностики, или просто неготовности к переменам. Это в большинстве случаев чисто индивидуальные переживания относительно полученной информации в процессе сеанса.

Теоретические основы

Арт психология признает, что изначально коррекция искусством опиралась на психоаналитические теории известных ученых: З. Фрейда и К. Г. Юнга. По их мнению, законченный результат творчества (рисунок, скульптура, инсталляция) выдает неосознаваемые психические состояния личности. Поэтому арт психологические концепции могут определяться с позиций психоанализа.

Бытует мнение, что сама методика и ее название придуманы художником Адрианом Хиллом. Он учил рисованию больных туберкулезом и обратил внимание, что занятия изобразительным искусством отвлекают их от переживаний, тем самым оказывая целительное воздействие. В частности, пациент освобождался от признаков психического расстройства и тревоги посредством рисунка.

Тогда же арт терапевтические методики стали использоваться в образовании, так как педагоги заметили, чем больше ребенок занимается художественным творчеством, тем заметнее становится прогресс в его когнитивном и эмоциональном развитии.

Цели и преимущества

Арт-терапевты объясняют, почему их привлекает данный метод психологической помощи:

  • Методика может быть назначена практически всем пациентам, независимо от их возраста и состояния, даже беременным женщинам такое лечение не противопоказано.
  • Можно найти приемлемый подход ко многим психологическим проблемам, методика эффективна даже при агрессивности, гневе, тревоге.
  • Привлекают простота, безопасность методики, она не вызывает дискомфорта в общении пациента с арт терапевтом.
  • Оптимизируется процесс психотерапии, когда с помощью образа пациенту легче выразить внутренние конфликты и неосознанные переживания.
  • Невербальные способы активизируют проявление тех чувств, которые индивид привык подавлять.

Уникальные особенности арттерапии используются во многих направлениях отечественной психотерапии

Уникальные особенности арттерапии используются во многих направлениях отечественной психотерапии

Вывод арт психологов по преимуществам метода: пациенты могут работать с собственным подсознанием не только во время сеанса, но и самостоятельно. Своей естественной формой проявления эмоциональных состояний арт терапия легко превращается в хобби.

К сведению. Сегодня технологии лечения искусством хорошо разработаны, противопоказания не выявлены. Они признаны многими направлениями отечественной психотерапии и одобрены международной практикой. Главная цель арт терапевта – это предоставить пациенту возможность понять через творчество свой внутренний мир.

Как работает арт-терапия

Арт-терапия работает в основном с бессознательными процессами. У ее истоков стоят известные психоаналитики — Карл Юнг и Зигмунд Фрейд. Они заметили, что в творчестве человек выражает скрытые желания и эмоции. Позже художник Адриан Хилл, который работал с больными туберкулезом, заметил позитивное влияние творчества на состояние пациентов. Именно он ввел понятие «арт-терапия».

Многие люди не понимают собственных эмоций и не умеют их выражать; им трудно наладить контакт с собой и окружающими. Причиной могут быть внутренние запреты, негативные установки или травмы, которые продолжают влиять на психику. Найти и выразить эти проблемы легче в творческом процессе. Вы не рассказываете о себе напрямую — а выражаете себя метафорически: цветом, звуком, движением. Затем вместе с терапевтом «расшифровываете» послание и прорабатывете его.

Арт-терапия помогает:

  • повысить самооценку;
  • снизить уровень стресса и избавиться от хронического стресса;
  • избавиться от тревожного расстройства и депрессии;
  • решить семейные и детско-родительские конфликты;
  • выработать эффективные стратегии поведения и повысить навыки общения;
  • лучше понимать себя, свои желания, потребности и цели.

Виды арт-терапии

Арт-терапия популярный и быстроразвивающийся метод психотерапии. В его основе лежала работа с рисунками пациента, теперь он включает в себя множество разнообразных техник.

Основные виды арт-терапии следующие:

  • изотерапия (рисование),
  • фототерапия (создание коллажей, фотографирование),
  • музыкотерапия (прослушивание музыки),
  • песочная терапия (рисование песком),
  • сказкотерапия (сочинение сказок),
  • дэнстерапия (занятия танцами).

Изотерапия

Изотерапия это наиболее распространенный вид арт-терапии, который позволяет корректировать состояние пациента благодаря изобразительному искусству (живопись, лепка, рисунок). Особое внимание психотерапевт уделяет используемым краскам, их сочетанию, яркости. Так работы в преимущественно пастельных тонах говорят о ранимости и тонкой душевной организации. Яркие и насыщенные цвета говорят о позитивном настрое пациента, а использование темных тонов – о подавленном или депрессивном состоянии.

Арт-терапия

Этот метод можно практиковать, самостоятельно используя раскраски-атистресс или рисуя самостоятельно.  Чтобы терапия была успешной стоить помнить о следующем:

  • лепка помогает справляться с сильными негативными эмоциями (агрессия, злость),
  • садясь за рисование, необходимо позаботься о разнообразии в выборе цветов,
  • выбирая «инструменты» (краски, ручки, карандаши, мелки, фломастеры) для рисования, необходимо помнить, что кисть и краски помогают легче раскрепоститься, что важно в самом начале терапии.
  • рисуя не нужно задумываться о красоте и правильности, а стремиться к выражению своих переживаний.

Библиотерапия

С целью специального коррекционного воздействия на человека путем чтения подобранной литературы происходит нормализация и оптимизация его психологического состояния. С помощью книг можно воздействовать на мысли, характер действий и поведение людей. За счет этого происходит решение казалось бы не решимых проблем.

bibleoterapiya-malchik-chitaet-knigu

Фототерапия

Фототерапия один из самых «молодых» видов арт-терапии. Он начал развиваться в США в 70х годах прошлого века. С его помощью успешно решаются многие психологические проблемы.

В процессе терапии пациенту предлагается самому создавать фотографии или работать с уже готовыми специально подобранными материалами, составлять коллажи или инсталляции.

Психотерапевт уделяет внимание восприятию клиентом фотографий, эмоциям, которые они вызывают, деталям, например, времени года, когда снимок был сделан.

Это могут быть фотографии с участием пациента, или созданные им.

Фотографии клиента могут помочь разобраться с его отношением к себе, выявить комплексы, оценить ситуацию в семье.

Как правило, специалиста может насторожить ситуация, когда у человека нет вообще фотографий или на всех он находится в центре «внимания».

Фотографии, не имеющие отношения к пациенту, помогают понять проблемы связанные с его личной жизнью.

Основу этого метода арт-терапии составляет работа с восприятием пациентом фотографий, обсуждение созданных снимков, составление историй на основе фотографий.

Фототерапия способствует успешной социализации пациента и разрешению проблем с коммуникацией.

Музыкотерапия

В основе этого вида арт-терапии лежит благотворное воздействие музыки на эмоциональное состояние пациента.

Музыкатерапия может быть пассивной, когда человек просто прослушивает музыку или активной, когда сам играет на музыкальных инструментах, поет или танцует.

Положительное влияние музыкотерапии основывается на положительном воздействии звуковых вибраций на эмоциональное и физическое состояние человека. А ассоциации вызванные прослушиванием композиций улучшают психологическое состояние пациента.

Сеанс музыкотерапии можно разделить на три этапа:

  • подстройка,
  • введение,
  • закрепление.

На этапе подстройки подбирается мелодия наилучшим образом соответствующая состоянию и настроению пациента. На втором этапе музыкальное произведение должно «нейтрализовать» отрицательные чувства, утешить, вселить надежду. На этапе закрепления – музыка должна вселить веру в себя и свои силы, зафиксировать достигнутый результат.

Наиболее эффективна терапия классической музыкой.

Но можно подбирать любую музыку на свой вкус, главное чтобы она вызывала положительные эмоции.

В Японии набирает популярность, такой вид музыкотерапии, как караоке, позволяющий не только наслаждаться музыкой, но и самовыражаться.

Сказкотерапия

Сказкотерапия идеально подходит детям и взрослым, особенно склонным к фантазиям. Этот вид терапии помогает наилучшим образом понять состояние пациента. Легко решить с помощью этого метода и межличностные и внутренние конфликты. Суть метода состоит в создании сказок, обсуждении уже известных произведений. Сочиняя собственную историю человек, находит выход из затруднительной ситуации, учиться понимать свои чувства, выражать их.

Игротерапия

С помощью игры прекрасно можно воздействовать на психическое поле, как детей, так и взрослых. Игры происходят с помощью специальных персонажей, в качестве которых выступают куклы и различные предметы. Объекты игры обладают массой полезных свойств, с их помощью можно развить многие скрытые способности. Происходит это путем того, что в ходе игры есть возможность применить не только тактильные ощущения, но и игрушки можно рассматривать, прослушивать, пообщаться с ними.

igroterapiya-mama-igraet-s-dochkoy-v-parovozik
Игротерапия используется как в индивидуальной работе с клиентом, так и в групповой. Воздействие в игровой форме помогает не только избавиться от комплексов и побороть индивидуальные барьеры, но и помочь людям решить профессиональные и семейные проблемы.

Маскотерапия

Психологическая работа заключается в переводе глубинных комплексов и проблем клиента в неживую материю маски. Лицо является проекцией настроения и состояния психики человека, а также на нем отражаются следы настоящего и прошлого. Метод основывается на избавлении от привычных и стереотипных ролей, освобождении от ненужных мыслей и догм. В целом маскотерапия способна воздействовать на поступки человека в дальнейшем и изменить жизнь по тому сценарию, который пожелает сам человек.

Коллаж

Является техническим приемом в изобразительном искусстве. Суть его заключается на формировании на ватмане нужного рисунки или изображения. Для работы используются различные предметы и материалы, которые клеятся на бумагу. Они обязательно должны отличаться друг от друга по цвету и фактуре. Понадобятся также клей, скотч и ножницы.

В коллажировании можно использовать любые подручные материалы: фантики от конфет, вырезки из газет и прочие материалы. Коллаж помогает раскрыть все потайные комплексы личности и проработать их с помощью изменения композиции: изменения цвета изображения, добавления к картине каких – либо дополнительных элементов и все что приходит в воображение клиента.

Дэнстерапия

В основе танцевальной терапии лежит выражение эмоций через движение, танец. Для этого не нужно уметь танцевать или стараться выполнять движения идеально, главное свобода самовыражение. Этот метод позволяет освободиться от комплексов и внутренних зажимов, изменить взгляд на мир. Основа этого терапевтического метода лежит в телесно-ориентированной терапии, суть которой состоит в том, что любые долго накапливаемые эмоции отрицательно влияют не только на психологическое состояние, но и на физическое.

Эффект от дэнстерапии будет при условии достижения полной свободы в процессе танца. Этот вид терапии не равнозначен занятиям в танцевальной студии, так как занятия с тренером подразумевают выполнение движений по шаблону, а дэнстерапия – прежде всего свобода самовыражения.

Глинотерапия

Глина позволяет клиенту мягко отреагировать, осознать и переработать печальный опыт своей деятельности. Подходит для тех клиентов, которые по каким – либо причинам затрудняются высказать свою проблему словесно. Все смешанные чувства и переживания вылепляются из глины в определенную форму, которую легко видоизменить, скорректировать под желаемый образ. Это позволяет быстрее найти решение из сложившейся проблемы, понять методы дельнейших действий. Лепка помогает человеку раскрыться и понять самого себя, справиться со страхами, агрессией и обидами.

Лепка из глины для детей — увлекательное и полезное занятие

Цветотерапия

Лечение и восстановление психической травмы с помощью цвета. Специалист по цветотерапии производит цветовое воздействие на клиента в зависимости от поставленной задачи. Каждый оттенок имеет свое лечебное действие. Например, красно – оранжевый цвет воздействует на биение сердца, увеличивает частоту сердечного ритма и оказывает возбуждающее действие на человека, а темно – синий, наоборот, успокаивает и умиротворяет.

cvetoterapiya-frukty-ovoshi

Драматерапия

Импровизация и отыгрыш разных ролей помогает наладить социальную и коммуникативную сферу. Клиент развивает эмпатию, учится лучше чувствовать свое тело, выражать эмоции и строить взаимодействие с другими. Также драматерапия помогает избавиться от мышечных блоков и зажимов, как следствие — наладить психосоматику.

Куклотерапия

Сочетание сказко- и драматерапии. Хорошо показывает себя в работе с детьми: для них естественно «отыгрывать» травмирующие ситуации и эмоциональные переживания. С помощью куклотерапии ребенок развивает эмпатию и учится эффективным моделям поведения.

Песочная терапия

Первым песочную терапию стал использовать в работе Карл Юнг. С помощью творческих образов на песке он обращался к бессознательному опыту клиента и «извлекал» глубинные эмоции и ранние переживания.

Клиент рисует или создает различные формы на песке, реорганизует их, разрушает, переделывает. В процессе он обсуждает с терапевтом происходящее. Творческий поток и сенсорное воздействие расслабляют, позволяют раскрыться, «вспомнить» и проработать вытесненные переживания.

Кому подойдет это направление

Арт-терапия подходит и детям, и взрослым. Ее преимущество в работе с детьми — элемент игры, экспрессивность и отсутствие необходимости много говорить. Благодаря последнему арт-терапия хорошо показывает себя в работе с детьми с расстройством аутистического спектра. Среди них много тех, кому трудно выражать себя вербально, и окружающий мир кажется им хаотичной непонятной структурой.

Многие занимаются творчеством в детстве, но бросают делать это с возрастом. А еще перестают быть открытыми и запрещают себе эмоции.

Арт-терапия помогает развить коммуникативные и когнитивные способности, понимать других и чувствовать себя уверенней.

Взрослым людям арт-терапия дает более полное понимание себя и своих чувств. Многие занимаются творчеством в детстве, но бросают делать это с возрастом. А еще перестают быть открытыми и запрещают себе эмоции. Это плохо сказывается как на психологическом, так и на физическом здоровье — арт-терапия обращается к «эмоциональному мозгу» человека и раскрывает все его преимущества для человека.

Людям, которые столкнулись с тяжелой болезнью, арт-терапия помогает принять случившееся и проходить через лечение. Она показывает, как не копить в себе переживания, продолжать радоваться и жизни, и предотвращает глубокую депрессию.

Методы и виды арт-терапии

С момента появления арт-терапии появилось немало различных ее направлений, и до сих пор продолжают появляться новые. Но можно назвать несколько, завоевавших наибольшую популярность:

  • Фототерапия. Для лечения, личностного роста и развития используются терапевтический потенциал фотографии. Человек может фотографировать, либо составлять коллажи из фотографий (своих, других людей, разных мест, предметов, явлений).
  • Музыкотерапия. В этом случае для лечения применяется музыка. Вариантов терапии несколько: музыку можно слушать, можно воспроизводить на музыкальных инструментах чужие произведения, а можно сочинять свои собственные.
  • Изотерапия. Лечение при помощи изобразительного искусства. Для этого используются краски и кисти, мелки, пастель, маркеры или фломастеры. Кто-то предпочитает срисовывать изображения, а кто-то создает новые произведения.
  • Коллажирование. С целью лечения человек создает коллажи. Популярная вариация выглядит так: нужно вырезать много разных картинок (например, вещей, которые хочется иметь), а затем красиво наклеить их на большой лист ватмана.
  • Тканетерапия. Лечение через работу с тканями. Процесс аналогичен предыдущему, но разница в том, что для создания композиции используются фрагменты разных типов тканей: шелк, сатин, велюр, кожа и т.д.
  • Мандалотерапия. Для лечения работают с мандалами – особыми геометрическими фигурами. Мандалы можно раскрашивать и рисовать по памяти, плести, высыпать песком. Есть готовые изображения, но можно придумывать свои.
  • Песочная терапия. Для терапевтической работы используется песок. Из него создаются и простые изображения, и мандалы, и целые композиции. Таким образом человек проигрывает в психологической песочнице разные сюжеты.
  • Кинотерапия. Лечение через просмотр кинофильмов и видеороликов. Человек смотрит видео, после чего обсуждает увиденное с терапевтом и переосмысляет важные для себя ценности.
  • Библиотерапия. Терапевтический эффект достигается благодаря чтению или какой-то другой форме работы с текстовыми материалами. Например, можно читать знакомые и незнакомые тексты, выбирать наиболее значимые слова и составлять из них послания.
  • МАК-терапия. Для лечения применяются метафорические ассоциативные карты. Чаще всего этот метод используется, когда человек не может сделать выбор, посмотреть на ситуацию под другим углом, найти нестандартное решение проблемы.
  • Тестопластика. Терапия через манипуляцию с разными пластичными массами, например, пластилином, глиной, тестом. Данная методика очень эффективна при работе со взрослыми и детьми.
  • Сказкотерапия. Еще один вид терапии, подходящий для детей и взрослых. Сначала читается сказка или легенда. Затем она анализируется, переосмысляется и/или пересказывается. Иногда нужно сочинить собственную сказку.
  • Куклотерапия. Для лечения человеку дается задание своими руками сделать куклу, используя для этого любые подручные материалы: ткани, бумагу, пластик, вату, нитки, элементы игрушек и т.д.

Как видно, сессии арт-терапии могут быть очень разными. Зависит это от пожеланий человека к форме работы, а также от особенностей подхода. Как правило, перед сессией (если человек обращается к терапевту, а не практикует сам) специалист вводит клиента в курс дела и дает возможность выбрать материал для работы.

После этого клиент некоторое время работает самостоятельно, а затем вместе с терапевтом обсуждает результаты, анализирует их и при необходимости дорабатывает. Абсолютно все происходит на добровольной основе, никто никого ни к чему никогда не принуждает, и если человеку что-то не нравится, он имеет полное право отказаться выполнять задание.

Но давайте отойдем от организационных моментов. Помимо вышеназванных методов арт-терапии, существует еще и несколько ее форм. О них стоит сказать немного подробнее.

Индивидуальная арт-терапия

Для этой формы арт-психотерапевтической работы характерно то, что клиент обращается за консультацией к специалисту, а затем в его же присутствии выполняет творческие задания. Терапевт, к примеру, может дать задание нарисовать что-то на конкретную тему и в определенной технике, последовательно создать целостный художественный образ и т.д.

В большинстве случаев продолжительность одной сессии составляет от 45 минут до 2 часов. Учитывая, что это немногим больше, чем длится обычная консультация психотерапевта, человеку вполне хватает времени для погружения в творческий поток, выполнение задания, последующий его анализ и формулирование выводов.

Групповая арт-терапия

В случае с групповой арт-терапией набирается целая психотерапевтическая группа. Процесс терапии может быть организован в двух форматах:

  • закрытая группа, состав участников в которой является постоянным;
  • открытая группа, где допускается участие новых людей.

Что касается длительности одной сессии, то традиционно она варьируется от 1,5 до 3 часов. Групповые занятия способствуют погружению каждого участника в уникальную атмосферу, где все относятся друг к другу бережно и с уважением, могут спокойно и свободно выражать свои чувства и обсуждать их, импровизировать и творить, создавая индивидуальные, парные или групповые арт-объекты.

Обычно как до, так и после выполнения заданий участники сообща обсуждают предстоящую работу. Курирует же ее квалифицированный специалист. При этом его контроль и участие в работе сводятся к минимуму. Чаще всего он просто организует занятия, назначает место и время их проведения, знакомит участников с правилами.

Но практикуется и более тесный контакт терапевта и клиентов. К примеру, специалист может интерпретировать элементы работы, принимать активное участие в обсуждениях, анализировать групповую динамику, предлагать темы и идеи для творческих проектов и выполнять какие-либо другие функции.

Следует отметить, что группы для арт-терапевтических сессий могут формироваться либо в свободном порядке, либо по конкретным критериям. В настоящее время очень распространена групповая арт-терапия для беременных женщин и людей, нуждающихся в социальной и/или клинической реабилитации, хотя эти виды можно отнести к более специфическим направлениям. Особым же успехом пользуются:

  • Семейная арт-терапия. Как и традиционное семейное консультирование, этот вид терапии преследует цель повысить качество общения между членами семьи. Методики, опять же, применяются здесь самые разные, но все они призваны определить особенности семейных отношений, выявить соответствующие проблемы, помочь людям прийти к взаимопониманию, поспособствовать формированию более открытых, доверительных и теплых взаимоотношений.
  • Открытая арт-терапевтическая студия. Считается наиболее распространенной формой недирективной арт-терапии (когда специалист не принимает активного участия в процессе). Подобные студии часто функционируют при специализированных учреждениях: центрах психологической помощи, клиниках ментального здоровья, центрах для детей с характерными особенностями в развитии и т.п. Такие студии могут быть открыты ежедневно или по определенным дням, и каждый клиент может прийти или уйти, когда ему захочется. Зачастую люди занимаются под присмотром одного или нескольких терапевтов, которые всегда готовы помочь пришедшим (если они в этом нуждаются). Людям разрешено работать с любыми материалами, имеющимися в студии, делиться своими переживаниями, эмоциями и чувствами с арт-терапевтами и остальными участниками, экспериментировать с разными видами самой терапии и формами самовыражения.

Вне зависимости от формы арт-терапии, специалисты оперируют общими и частными приемами, упражнениями и методиками арт-терапии, в том числе и технологиями, стимулирующими глубинные эмоциональные ресурсы и оказывающими мощнейший трансформационный эффект. Именно поэтому арт-терапия с участием профессиональных терапевтов считается самой результативной.

Но это не нужно считать рекомендацией и тем более условием. Многие люди практикуют и самостоятельную арт-терапию. Все, что для этого требуется, – подобрать наиболее подходящий для себя вариант терапии и начать заниматься.

Конечно же, без специальных знаний может быть очень трудно грамотно выстроить занятия и правильно интерпретировать результаты. По этой причине самостоятельный подход подойдет по большей части для развлечения, отдыха и расслабления. На этой ноте самое время подвести небольшой итог всему сказанному.

Возрастные особенности

Для дошкольников

Арт-терапия активно используется воспитателями и психологами в детском саду для всестороннего творческого развития каждого ребёнка и снятия социальных и психоэмоциональных барьеров при их наличии. Для детей дошкольного возраста это особенно актуально, так как они сами ещё напоминают чистый лист бумаги или пластилин, из которого можно слепить что угодно. Одни из самых эффективных направлений — сказкотерапия, глинотерапия и рисование.

Арт-терапия позволяет детям дошкольного возраста:

  • самореализоваться;
  • определиться с ведущим типом деятельности;
  • научиться выплёскивать свои эмоции;
  • работать в коллективе;
  • обнаруживать свои психологические проблемы;
  • подготовиться к школе.

Кроме того, с самого раннего возраста арт-терапия используется для детей с задержкой психического развития. У них наблюдаются нарушения практически всех сторон психической деятельности: памяти, речи, мышления, моторики, внимания, эмоций. Порой для них единственным способом выразить себя являются рисунки, поделки и танцы. Да, они далеки от шедевров, но именно такая самореализация помогает им хоть как-то социализироваться.

Для младших школьников

Коррекция методами арт-терапии поведенческих и эмоциональных аспектов продолжается и в начальной школе. Если ребёнок не усваивает школьную программу или не может найти контакт со сверстниками и учителями, обычные беседы с психологом не всегда дают результаты. В таких случаях предлагается использовать в работе с детьми этого возраста специфические методики:

  • «Мандала» (через цвета);
  • кляксы;
  • рисунки семьи, несуществующих животных, проективный рисунок человека;
  • метод незаконченных предложений;
  • сочинение сказок;
  • игра в школьном театре.

Арт-терапия помогает младшим школьникам быстрее адаптироваться к учебному процессу, снять напряжение и освободиться от страхов.

Для подростков

Арт-терапевтические методы активно используются в социальной работе с трудными подростками. Их девиантное поведение — не что иное, как нереализованный творческий потенциал, который в своё время не был направлен в нужное русло. Сделать это никогда не поздно, даже в пубертатный период. Часто посещение занятий и курсов у арт-терапевта помогает девушкам и юношам не только справиться с собственными комплексами, но и самоопределиться в жизни.

Для взрослых

Арт-терапия в отношении взрослых используется:

  • как метод коррекции эмоциональных состояний (освобождение от затяжной грусти, обиды, гнева, страха, стыда);
  • в качестве вспомогательной терапии психических расстройств (психозов и пограничных состояний);
  • для освобождения от зависимостей: патологических (аддикций), химических (алкоголизма и наркомании), нехимических (от Интернета, азартных игр).

Арт-терапия помогает взрослым обрести нового себя, прибрести уверенность, повысить самооценку, наладить межличностные отношения. После окончания курса люди становятся успешными в работе (наблюдается карьерный рост), создают новые или восстанавливают старые семьи, становятся социально активными.

Особое значение приобретает коррекция арт-терапией состояния женщин во время вынашивания ребёнка. Практически каждая испытывает страх перед неизведанным (родится ли малыш здоровым, как пройдут роды) и сомнения, сможет ли она стать хорошей матерью. Выход всем негативным эмоциям можно найти в рисовании, псаммотерапии, лепке, а попутно обсудить их со специалистом. Для этого организуются групповые занятия для беременных.

Также эффективными признаны арт-терапевтические курсы для женщин, которых бросил муж и которые пережили насилие в семье. Самореализация через творчество позволяет им снова обрести потерянный смысл в жизни, устранить проблемы с социальной адаптацией, повысить самооценку.

Для пожилых людей

Активно оказывается помощь и пожилым людям, имеющим физические, психические или социальные проблемы. Это касается и умирающих больных, которые знают о смертельном диагнозе и готовятся отойти в мир иной. Такие программы внедряются в терапевтические курсы в домах престарелых, больницах и хосписах.

Чего ожидать от сеанса

Сеанс арт-терапии начинается так же, как в любом другом направлении: с запроса. Вы обсудите с терапевтом проблемы и цели. В ходе творческого процесса терапевт может спрашивать, что вы чувствуете, или направлять вашу деятельность. По завершении работы вы будете интерпретировать результат творчества, обсуждая, какие мысли и воспоминания возникали в процессе.

Эффект может ощущаться уже после первого сеанса, а может — только через некоторое время. Это зависит от индивидуальных особенностей клиента и сложности запроса.

На сеансе арт-терапии царит атмосфера безопасности и принятия. Терапевт не будет критиковать или оценивать вас. Он будет только направлять и помогать — чтобы вместе найти ответы и прийти к цели.

Упражнения

Максимальную пользу арт-терапия приносит на занятиях со специалистом. Но при наличии не таких глубинных психоэмоциональных проблем некоторые упражнения и техники можно организовать самостоятельно.

Упражнения, методики и направления для детей:

  1. Купите ребёнку раскраски и отслеживайте цветовую гамму: тёмные оттенки свидетельствуют о наличии проблем.
  2. Рисование на произвольную тему выявит, что ребёнка волнует на данный момент.
  3. Пусть сочиняет сказки: они покажут, правильно ли он расставляет приоритеты между добром и злом.
  4. Танцы помогут примириться с собственным несовершенным телом и стать более уверенным в себе.
  5. Глинотерапия также поможет отслеживать настроение и появление каких-то проблем.

Упражнения для тренинга взрослых:

  1. Коррекция психоэмоционального состояния: нарисовать собственные эмоции, свою семью, свои проблемы, открытку, которую никогда не отправите, горы (радостные события) и долины (травмирующие ситуации).
  2. Релаксация: рисовать под любимую музыку, танцевать, сделать зентагль (коллаж из маленьких забавных рисунков).
  3. Обретение счастья: нарисовать счастье, создать выставку фотографий прекрасного, сшить мягкую игрушку, создать что-то креативное для дома.
  4. Освобождение от потерь и травм: создать мини-диораму из травмирующего события, вести творческий дневник, вылепить нечто эфемерное как символ боли и уничтожить его.

Арт-терапия — нетрадиционное, но перспективное направление в психологии и психотерапии. Как считают многие специалисты, именно за ним будущее данных наук.

Источники

  • https://kolesogizni.com/tvorchestvo/vidy-i-tehniki-art-terapii
  • https://srazu.pro/psihoterapiya/art-terapiya.html
  • https://blog.psyalter.ru/likbez/chto-takoe-art-terpia-i-chem-ona-otlichetsa-ot-tvorcheskih-kursov/
  • https://psihter.ru/psihoterapiya/lechenie-iskusstvom/
  • https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-metody/metody-art-terapii-chto-eto-za-napravlenie-kakie-metody-i-vidy-byvayut.html
  • https://4brain.ru/blog/%D0%B0%D1%80%D1%82-%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F/
  • https://ponervam.ru/art-terapiya.html

Это интересно
Adblock
detector